Диагностика имиджа топ-менеджера (на фокус-группе русских царей). Царь Алексей Михайлович Романов

Автор: К. Усович

К. Усович

ДИАГНОСТИКА ИМИДЖА ТОП-МЕНЕДЖЕРА (НА ФОКУС-ГРУППЕ РУССКИХ ЦАРЕЙ): ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ

Сюжет «Кара богов»
Мотив наказания (но не престу пления, так как свергают титанов, а не наоборот) присутствует во всех «титанических» сюжетах, кроме сюжетов Океана. Наказание обычно осуществляется через различные и изощренные механизмы запрета или табу, препятствующие вторжению хаотических элементов в личность и общество.

В случае титана Атланта этот запрет действует не только на соединение Неба и Земли, но и на его собственный отрыв от Земли и присоединение к олимпийцам. Атлант обречен только созерать небесное. Титан Менойтий по воле Зевса лишен и этой возможности, он отправлен в мрачный Эреб, где вообще нет разделения Неба и Земли.

Однако, несмотря на видимое ограничение свободы, кара богов скорее означает не внешнее принуждение, но внутреннее оформление некоего жизненного пространства, в котором еще возможны собственные эго-желания, в том числе и противостояние самим богам. Философ И. В. Кузин называет подобный божественный запрет глубинным «нельзя».

«Из глубинного «нельзя» понимается бессмысленность его нарушения». Обрушение Неба на Землю ведет к реставрации архаических мифологических сюжетов, когда Атлант еще даже не родился. Перспектива слияния с Хаосом становится более сильным запретом. Поэтому «человек мужественно принимает положенное.

Такое принятие не означает подчинения, а является свободным взаимовручением своей свободной природе, то есть представляется вхождением в соответствие ноуменальному миру».

И совсем другое дело, когда отведенные титанам задачи пробуют осуществить смертные. Тогда символика божьей кары воплощается в реальных жизненных испытаниях, уготованных «штурмующим небо», о чем предупреждает и Библия. Известно, что Господин Небес покарал людей, строящих Вавилонскую башню, которая должна была коснуться неба. Но даже Атланту не дано, коснувшись неба, смешаться с богами. Поэтому Господь смешал языки людей и рассеял их по всей земле. Так что обретение глубинного имиджа Атланта следует рассматривать как своего рода лестницу в Небо, путь к Абсолюту, который не обеспечивает в то же время полного слияния с ним, но предполагает раздельное событие Неба и Земли. Не случайно Атланта боги определяют именно в пограничную область сознания, держать Небо, и только в этой области противостоять Зевсу и другим олимпийцам. В том, что титанизм — свойство преимущественно пограничного сознания, мы достаточно убедились, рассматривая носителей имиджей Океана и Атланта. Здесь мы сталкиваемся с «неисчерпаемой периферией» фаустовской темы (Шнитке).

Стремление к расширению земных границ есть своего рода вызов Небу, предпочтение земных богатств небесным, составляющее саму суть титанизма. Зевсу не пристало пребывать в маргинальном и неопределенном пространстве, поэтому трудно утвердиться в своем имидже фирме, если она управляется титанами.

Имидж Океана символизирует пограничность между царствами — земным и подземным, сохраняя доступ в сферу духа, но не оспаривая власть души (Неба). Первообраз же Атланта оформляет сепарацию души от тела и дерзновенную попытку смертного тела познать тайны бессмертия души.

Осуществить эту попытку можно только на берегу Океана, взвалив Небо на свои плечи. Образ Атланта (Атласа) является, по мнению исследователей, персонификацией существовавшей некогда горы, которая поднималась к небу из волн моря и колонной облаков подпирала небеса. Предполагается, что эта гора дала название острову Атлантида и Атлантическому океану. Символ горы, подпирающей небо, нашел свое отражение в архитектуре (храмовые пирамиды) и религии (Вавилонская башня). Если гора просыпалась и начинала бросать гигантские камни, то жители острова, атланты, успокаивали ее, делая жертвоприношения в поток лавы. Однако божья кара постигла землю атлантов, и остров Атлантида затонул в результате космической катастрофы.

Символика Атлантиды как сферы влияния Посейдона обусловливает одновременное исключение ее из сферы влияния Зевса. А в своей попытке взять бразды миров в свои руки атланты уподобились Фаэтону и были сброшены с колесницы власти неотвратимым огнем наказания. Отошедшему от политики Зевса — Филарета царю Алексею Михайловичу в наказание возвращаются те же проблемы, которые более или менее успешно решались в правление Филарета.

Базовый миф династии Романовых (№ 9, 2008) установил, что бедствия, исходящие от Аполлона и Посейдона династия успешно преодолеет. Аполлон, например, насылает чуму и способен избавить от нее. В царствование Алексея эпидемия чумы разгорается как раз в тот момент, когда власть в Москве в 1654-1655 гг. осуществляет патриарх Никон, имеющий имидж Аполлона. Его усилия оберегают царскую семью от болезни, пока царь находится в походе. Подлинным же врагом и могильщиком династии становится титанизм, неявно включенный в миф об Эаке имиджем Океана. Дальнейшие события подтверждают наш вывод, в чем мы убедимся в следующих очерках «Диагностики…».

Сюжет «Посвященный в тайное знание»

Титан Атлант в древности считался основоположником астрономии и науки о сферах. Родиной этих знаний был Египет, и они относились к разряду тайных, доступных только посвященным. Сепарация Неба от Земли — основная функция Атланта. Способность отличать потенции «мира горнего» от потенций «мира дольнего» является прерогативой жреца — носителя сакрального знания. Представитель династии священнослужителей ( № 9, 2008), царь Алексей Романов свой дар разделения («богу богово») сконцентрировал на ритуализации им повседневной жизни в соответствии с церковным каноном. Он практически не употреблял спиртных напитков и пил лишь немного вина либо хмельного меда, разбавленного корицевой водой. Строго соблюдал посты и требовал того же от подчиненных. «Мало-помалу царский дворец в своих обычаях и порядках превращается в настоящий монастырь» (И. Забелин). Царю кушанья подавались по монастырскому уставу, а на его свадьбе исполнялись только церковные гимны вместо традиционных «свадебных потех». Не случайно царь Алексей запрещает народную карнавальную культуру, издав «антискомороший» указ. В условиях принятого курса на закрепощение податных сословий требовалось уничтожить дух вольности, содержащийся прежде всего в карнавальной культуре. В этой связи имидж Гермеса, принадлежащий первому Лжедмитрию, находился в лоне этой народной культуры и не случайно на тело убитого Лжедмитрия бояре кидают скоморошью «харю» (маску) и дудку. Появление же во власти имиджа Атланта отразило дуализм русской культуры, как в известной пословице «Иереи с крестами, а скоморохи с дудами». Самого же царя прозвали «послушником».

Современники отмечали как особое личное качество царя его пристрастие к пышным церемониям, торжественным шествиям и придворным празднествам. Алексей Михайлович подходил к их организации с высочайшей серьезностью и занимался ими с мельчайшими подробностями. «Совершение царем тщательного разработанных ритуалов, обеспечивающих спасение его паствы, обнаруживало неподвластную времени святость его власти, его превосходство над подданными и приближенными» (Р. Уортман). Он как будто чувствовал скрытый в ритуале глубинный смысл, высвобождающийся в церемонных действиях и привносящий божественный миропорядок, которого так не хватало в государстве. Здесь сказались и родословная, и преимущественно религиозное воспитание, особенно глубокое в вопросах литургии и обрядности.

Полный величавости и достоинства в звании царя, Алексей — самосмирение и человеколюбие в качестве православного христианина. Посещая основанный им госпиталь, где от запаха и зловония стало дурно даже антиохскому патриарху, Алексей утешает больных и целует их в губы, ритуал побеждает в нем отвращение. В то же время за простое упущение в порядке несения охотничьей службы он мог покарать виновного смертью. Вообще врожденное стремление к порядку проявлялось у царя буквально во всем. Отклонение в последовательности проведения дворцовых церемоний считалось страшным преступлением, до мелочей вникал он и в хозяйственные дела своих вотчин. Важнейшим документом эпохи стало Соборное «Уложение», в котором были упорядочены все существующие на Руси законы. Качественное исполнение работы сделало «Уложение» востребованным документом вплоть до начала XIX века.

Любовь к ритуальным действиям демонстрирует и уже рассмотренный нами ранее имидж Гермеса, который по мифологии является внуком Атланта. Но отношение к ритуалу у Гермеса носит преимущественно лицедейский, инструментальный характер. Атлант же сращен с ритуалом на генно-психическом уровне — и в этом тоже суть явления титанизма. Лицедейство же Алексей оставляет мирским утехам. Именно в его царствование впервые на Руси организуется театр европейского образца, а также балетная труппа, созданные по желанию новой молодой супруги царя. После многочасовых спектаклей придворного театра царь посещал личную баню для очищения.

Если Гермес — сын иллюзии Майи, то Атлант — ее отец. Он порождает способы отстранения от реальности и вовлекает публику в систему координат созданного им театра. Этот художник творит виртуальный обман, предоставляя другим наслаждаться иллюзией и игрой своего воображения. Иллюзия Империи, рожденная Алексеем — Атлантом, захватила воображение многих политиков России и задолго до Циолковского и Троцкого увлекла их в космические дали вселенского господства. Напомним, что именно Гермес — Лжедмитрий объявил себя первым русским императором, а сын Алексея, Петр Великий, на деле завершил оформление Российской империи.

Первообраз Атланта находит интересную интерпретацию в любопытной типологии Н. Л. Нагибиной, основанной на субъективизме символики тела и души. Мировоззренческие основы имиджа Атланта, по данным этой типологии, близки творчеству русского философа — космиста Владимира Соловьева (тип Н). «Существование нравственного порядка в мире предполагает связь его с порядком материальным, некоторую координацию между ними. Вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок только через свое просветление, одухотворение, то есть только в форме красоты». Связь с нравственным порядком через религию и красоту ритуала, как мы уже знаем, присутствовала в личности царя Алексея. Символика Атланта угадывается и у других русских предшественников космизма — художника М. К. Чюрлеписа («Дети играют на морском берегу миров») и поэта Федора Тютчева («Беспамятство, как Атлас, давит сушу»). С известной долей условности поэтому царя Алексея можно считать первым русским космистом на троне.

Отношения души и тела у данного типажа (по Н. Л. Нагибиной) конфликтны: «Тело тянет вниз, в душе — жажда света, полета, роста. Душа поднимет тело, преодолевая силу тяжести». Ритуальные действия выступают в форме аутентичного движения, возвращающего личность к первоосновам своего бытия и служат одной из форм профилактики синдрома профессионального сгорания. Аутентичное движение учит выносить состояния ожидания, неизвестности и дает сопричастность к сакральному опыту и коллективному бессознательному (по Н. В. Биргоновой). Приобщение к божественному миропорядку на глубинно-психологическом уровне создает условия для постепенной диффузии его в мирской хаос.

Неудовлетворенность разумом, колебания и половинчатость между чувствами и разумом способны разрешиться не столько в способе религиозного мышления, сколько в ритуале. Идеалом русских космистов было живое, ценное знание, синтез в нем инстинкта и разума. При этом за абсолют можно было принять только идеал, стоящий выше человека. Созерцание этого идеала возможно на небесах в форме космических законов бытия и доступно избранным духовным натурам. Но ведь сакральный акт ритуала — это и есть выражение вселенской необходимости в застывшей автоматической форме. Интересно, что большинство космистов придерживаются концепции «сферичности» духовных миров (сравни — у греков «музыка сфер») и воцарения космических законов на земле. В частности, великий представитель этого направления Н. Федоров говорит о будущей жизни как «внехрамовой литургии», связывая таким образом ее с превращением в ритуал. Как видим, главные положения космизма удовлетворяют формуле глубинного имиджа Атланта.

Наконец, тайнозрительство Алексея и его стремление к знанию всех деталей функционирования сложного государственного механизма выразилось в учреждении им Приказа тайных дел. Это был аналог секретарского бюро Лжедмитрия, не являющийся репрессивным органом. Его функцией было обеспечивать личное участие царя в интересующих его вопросах устройства как государственного, так и личного хозяйства. Фактически приказ способствовал расширению личной власти царя и во многом был продолжением его натуры, которой не хватало собственной решимости справляться с затруднениями исполнения власти. Поэтому данному учреждению было не суждено пережить государя, хотя некоторые его черты в будущем сохранила тайная полиция.

В предыдущем очерке мы отмечали близость имиджа отца Алексея, царя Михаила, к первообразу морского старца Нерея. Но ведь именно Нерей показывает Гераклу дорогу в сад Гесперид, рядом с которым находится Атлант. И Геракл принимает на себя Небо вместо Атланта, пока тот по его просьбе достает молодильные яблоки из сада. Сад — это оазис упорядоченной природы. Поэтому символика сада демонстрирует способность Атланта собирать плоды божественного порядка и с помощью сына Зевса (Геракла) передавать их в мир.

Указанный сюжет объясняет, почему именно царь Алексей пошел на проведение церковной реформы, «омолодив» ритуалы с помощью передачи на время больших полномочий (Неба) Никону, имеющему имидж Аполлона, сына Зевса. Образы Нерея и Океана, на берегу которого стоит Атлант, символизируют преемственность власти и разделение функций.

Коллективные сюжеты: роль Украины

Мифодрама считается завершенной, если отработаны все задействованные в ней сюжеты. Во времена Смуты остался незавершенным один сюжет, связанный с Афиной и Диомедом. Дело в том, что в греческом мифе Диомед наряду с Одиссеем являются главными кузнецами победы ахейцев на троянцами. Они вместе проникают в осажденную Трою и добывают там статую Афины, владение которой приносит победу ее обладателям. И если персонификация Одиссея, Козьма Минин ( № 4, 2008 г.) в основном соответствует своему первообразу по судьбе, то персонификции Диомеда, украинский атаман Иван Заруцкий, нарушает мифологический сценарий. Диомед оказывается одним из немногих ахейских героев, благополучно вернувшихся на родину. Заруцкого же казнят по приказу царя Михаила. Умирает в тюрьме и Марина Мнишек, которая долгое время поддерживала имидж Афины. Таким образом, победителей судят: Диомед ранит страну — Афродиту, но после и сам оказывается на копье царских воевод. Заруцкий и Мнишек выпадают из сценария, не угадав направления развертывания мира, и миф находит себе других носителей для своего нового воплощения.

Мы уже установили ( № 3, 2008 г.), что Россия приобрела имидж Персефоны, не освободившись до конца от имиджа Афродиты. Будучи явлен, имидж Афродиты вступает в конфликтные отношения с имиджем Афины при их взаимодействии, и способом разрешения этого конфликта является война. Но во время правления царя Михаила мирный имидж Океана приблизил Россию к сценарию Персефоны, и потому только со сменой царя сделалось возможным новое явление Афины и вовлечение страны в очередную войну. Новым Диомедом оказывается гетман Богдан Хмельницкий, а новой Афиной — окраинная земля на Юге России, главный пункт которой назывался Запорожской Сечью и которая контролировалась гетманом. Эта земля незадолго до рассматриваемых событий управлялась поляками, но имела преимущественно православное русское население. Поляки возбудили к себе ненависть казацкой Кравчины, представляющей собой очаг организованного разбоя, поскольку планомерно осуществляли колонизацию освобожденных земель со всеми вытекающими оброками и повинностями. Кроме того, поляки сдают указанные земли в аренду предприимчивым дельцам, которые выжимают все соки из их обитателей, что настроило против них все крестьянское и городское население. Активно ведется работа по обращению православных в униатскую церковь.

Поэтому, когда появляется вождь, призвавший Украйну к восстанию в 1648 г. против польских господ и их арендаторов, поднимается гигантская волна народной бури, захлестнувшая и самого гетмана, и его «запорожских рыцарей». Наличие польского или израильского костюма становится приговором.

Католические храмы подвергаются погромам и грабежам. Блестящие военные успехи Хмельницкого вызваны том числе и кризисом власти в самой Польше, где умирает король Владислав. В глазах народа он полубог. Действительную помощь Богдану оказывают крымские татары. Хмельницкий называет себя «великим князем русским», триумфально въезжает в Киев и выставляет себя защитником «истинной веры». Но Москва, связанная с Польшей союзным договором, сначала отказывает ему в помощи. Заигрывая с Польшей, Турцией, Россией и Молдавией одновременно, Хмельницкий совсем запутался и начинает терпеть первые поражения от войск нового польского короля. Эти обстоятельства избавляют его от колебаний и приводят к слезному прошению в адрес царя Алексея о безусловном подчинении. Земский Собор одобряет разрыв с Польшей, и московские воеводы берут Украйну под свой контроль.

Ослабевшая Польша не находит ответных ходов и тоже оказывается под властью царя Алексея, так же как и Северная Литва. Однако вмешиваются шведы, татары изменяют Хмельницкому, выступают против него и Москвы, где тем временем свирепствует чума.

Вскоре умирает и сам Хмельницкий. Так или иначе, потеряв большинство завоеваний, царь Алексей прочно утверждается на левом берегу Днепра, а обломки польской культуры, сохранившиеся на Украйне и в Белой Руси, становятся достоянием России.

Именно из Киева приезжают в Москву украинские ученые монахи во главе с Епифанием Славеницким, чтобы править священные книги. Из Белой Руси приглашается известный просветитель монах Симеон Полоцкий. Киевские «спеваки» распространяют на Руси так называемое партесное пение (на несколько голосов, партий). Возникновение нового жанра музыкального искусства — концерта — связано с именем киевлянина Николая Дилецкого. Органистами в Москве были преимущественно поляки. В больших московских домах, у Ордын-Нащокина, у Матвеева воспитание детей сосредоточено в тех же руках. Даже среди домашних патриарха Никона были поляки. Артисты, скульпторы, иконописцы становятся проводниками европейского влияния. На этом фоне рождается будущий тезис славянофилов, что Третий Рим спасется одной только верой, а все науки ведут к гордыне.

Так или иначе, соперница Польши Украйна стала транслятором европейской культуры в Россию, стимулировав развитие духовной и творческой жизни. Развитию искусств, ремесел, религиозности и премудрости у греков покровительствовала богиня Афина, являющаяся также «градодержицей».

Афина была главной защитницей греков — ахейцев и постоянным врагом троянцев. Таким образом, символика сюжета «Строительство стен Трои» в рамках мифа об Эаке ( № 9, 2008), являющегося династическим сценарием Романовых, не благоприятствует рождению имиджа этой богини внутри России, но только приходу извне. Часто именно явление Афины в коллективном или индивидуальном российском сюжете привносит потенции интеллектуальной и гражданской свободы. Когда-то Марина Мнишек поразила московских матрон щегольским иноземным свадебным платьем, став не только первой Афиной русской истории, но и ее первой императрицей.

Но каким образом «пыльный» имидж может привести к успеху в наше время? Жесткий ответ на этот вопрос дал предприимчивый украинский актер Андрей Данилко. Созданный им образ проводницы Верки Сердючки гениально воспроизводит имидж Украйны времен Запорожской Сечи, а именно имидж Афины. Непробиваемыми латами и щитом этого образа служит его «мужской носитель», сам актер Андрей Данилко. Его бесспорное алиби — девственность великой богини. (К слову сказать, запорожские казаки давали обет безбрачия.) Естественно, Афинане является имиджем самого Данилко. Он носитель имиджа скомороха Гермеса, которому удалось установить контакт со своей Анимой и сделать ее царицей. Таким вот незатейливым с виду способом абстрактные категории глубинной психологии обращаются в хрустящие купюры. Определите свой глубинный имидж, найдите соответствующий ему исторический персонаж, и станет очевиден ваш путь к успеху.

Что же касается современного имиджа Украины, то он несколько изменился со времен Запорожской Сечи. Афина повернулась к северовостоку своим щитом с изображением медузы Горгоны — ведь она видит в России Афродиту — и превратилась в воинственную Аглавру. Афина — это хитрая девственница, которая не желает никому конкретно принадлежать и постоянно лавирует, чтобы править своим градом с помощью преданных героев. Аглавра же является захватчицей и, как правило, спутницей мужских имиджей завоевателей, обеспечивающей и оформляющей их агрессию. Аглавра — это имидж временного успеха и стратегического поражения, чреватого потерей самостоятельности. Но это уже новая история, и, повидимому, с новой географией.

Сюжет «Секс символ»

Неоднократный сенсорный контакт с практически любым раздражителем — картиной, китайским иероглифом или незнакомцем — может вызвать подсознательное чувство симпатии к этому раздражителю. Данный эффект сближения обнаружен психологом Робертом Зайонцем и называется принципом «простого контакта». В самом деле, частота непосредственных физических контактов формирует способность узнавания персонажа, доверие к нему, предсказуемость, безопасность и в конечном итоге отдавание предпочтения ему перед неизвестностью.

Если же простой контакт осуществляется в ритуальной форме, то мы имеем дело с таким явлением, как секс-символизм. Ритуалы в мире животных часто являются прелюдией к спариванию, и лишь человеческое сознание смогло превратить эту прелюдию в самодостаточный акт, переключающий либидо от собственно игры в соитие на другую символическую цель. Несмотря на то, что ритуал или церемония могут уже не преследовать собственно сексуальной цели, значительным числом наблюдателей они будут бессознательно восприниматься как сексуальные сигналы. Например, прозвище «тишайший», которым наделили царя Алексея Михайловича, имеет мощную притягательную силу, поскольку является сигналом безобидности. Безобидность же является одной из основных тем ухаживания и брака (по Д. Гивенсу). Демонстрация безобидности — важная тема в ухаживании животных. Таким образом, неточный перевод титула «благочестивейший, милостивый» который носили все цари вплоть до Петра I, сделался для царя Алексея исторической оговоркой «по Фрейду».

Ритмическое повторение движения — также обычное явление при ухаживании в мире животных и, подобно ритмичному стрекотанию сверчка или брачным танцам насекомых, имеет целью привлечь внимание партнера. Повторяющиеся движения у людей, принимающих участие в пышных церемониях и шествиях, означают символическую демонстрацию их присутствия и послание потенциальному партнеру на бессознательном уровне, означающее: «Я здесь». Мужественная поза, богатая одежда также являются невербальными знаками социального статуса и сексуальной ориентации. Выбор одного и того же места для церемонии, подобно токовищу, ограничивает территорию ухаживания и обозначает площадку для зрелищного выступления самцов. Музыка и совместное пение сокращают межличностное пространство до интимных дистанций, раскрепощая исполнителей.

Древние религиозные церемонии — это представление театра мимики и жеста, религиозные драмы, где в роли актеров выступали жрецы. В Египте профессиональные актеры интерпретировали действия богов из рода Осириса в ходе церемонии, а сами актеры причислялись к жрецам. В Вавилоне во время религиозных праздников жрецы носили одежды и атрибуты богов. Церемония всегда служила средством единения сообщества и выражения приверженности общим моральным и духовным ценностям. Так профессиональные роли актера и священнослужителя соединились в едином имидже, наделенном, кроме того, притяжением сексуального символизма, и имидж этот — Атлант. Европейская литература дает образец носителя имиджа Атланта как персонажа романа Стендаля «Красное и черное» — Жюльена Сореля. В одноименном сериале его образ блестяще воплотил актер Николай Еременко.

«Детские корни» данного имиджа можно обнаружить в предполагаемом наличии в психике юного Алексея фантазий избавления женщины-матери от деспотичного или агрессивного отца, которые могли быть вызваны как женским воспитанием будущего царя (до 5 лет), так и неустойчивой психикой его отца Михаила. Психологический комфорт детства и пресыщение в вопросах жизнеобеспечения сформировали не способный к любви тип самовлюбленного Нарцисса, реализующего свой аутоэротизм в массовых шествиях.

Не случайно А. Луначарский в драме «Фауст и город» говорит о Фаусте:
«Величие ослепило его. Он влюбился в себя, как новый Нарцисс, вечное поклонение перед собою погасило его разум». Он почти превратился в памятник самому себе.

Носитель имиджа Атланта в бессознательном содержит образ «внутренней матери» в форме первообраза Геи (Земли). Именно Гею защищает Атлант от падения на нее Неба, что придает этому имиджу необходимую сексуальную привлекательность в глазах противоположного пола (секс-символизм). Этот персонаж достаточно безропотно принимает выпавшую на него долю, ношу, крест (имидж!) и театрально несет ее через всю свою жизнь, как правило, короткую. В отличие от тоже недолговечного Ахилла, который незаметно сам делает всю тяжелую и неблагодарную работу, Атлант окружает себя сильными помощниками и всегда пребывает в центре церемониала и праздника.

Атлант противостоит мужскому началу, защищая от его творческой потенции женскую первозданность. Тем самым создается прецедент инверсии гендерной роли в русской политике. По мнению Н. А. Хренова, «ритуальная, театрализованная логика врывается в саму общественную жизнь. В соответствии с этой логикой женщина играет мужские роли, вытесняя мужчину с пьедестала».

Так в царствование Алексея Михайловича создаются психологические предпосылки для правления его дочери Софьи и царства женщин XVIII века. Не случайно семь дочерей титана Атланта Зевс возносит на небо в виде созвездия Плеяды.

В самом деле, среди детей царя Алексея Михайловича мы наблюдаем самый «звездный» состав в русской истории. От первого брака с Марией Милославской, устроенного с подачи Бориса Морозова, родилось 8 дочерей и 5 сыновей. Из них выжило 6 дочерей, в числе которых будущая царица-правительница Софья, и двое сыновей — Федор (будущий царь) и Иван (будущий соправитель Петра I). От второго брака с Натальей Нарышкиной, протеже другого фаворита Артамона Матвеева, царь имеет сына Петра (будущий Петр Великий) и двух дочерей.

Таким образом, трое сыновей Алексея и даже одна дочь впоследствии побывали на русском престоле, что стало недосягаемым результатом внутри династии Романовых. Учитывая, что у Алексея еще было три сестры, его терем содержал целый батальон царевен, и недостатка в семейном женском внимании и влиянии он не испытывал.

HR-технология: здесь и сейчас

В психологической классификации профессий (по Е. А. Климову) носитель исследуемого имиджа Атланта в русле объектных отношений более пригоден к деятельности в системах типа «человек — художественный образ» (например, художник-конструктор). По признаку целей труда ему более предпочтительны гностические профессии (искусствовед), а по орудиям труда — профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (например, актер).

В структуре такой личности мы наблюдаем «демонстративно-социальное Эго» (по В. В. Козлову), в котором способ манифестации себя другим (маска) вполне удовлетворяется наличной статусно-ролевой идентификацией. Другими словами, статус и социальная роль вполне устраивают личность, и она с готовностью играет только ее. Это человек, «знающий свое место» в общественном организме, и одновременно актер одного амплуа. Жизненное пространство личности подчинено исполнению закрепленных в обществе для данного интегративного статуса норм, законов и предписаний. Однако она не чужда поверхностному созерцанию своих и чужих экзистенциальных проблем, но не пускает их (по опыту старших) в свою жизнь, поэтому профессиональные актеры часто бывают бесполезны в технике психодрамы.

В основу поведенческих установок имиджа Атланта кладется системная игра в осмысленную работу (по Майклу Холлу). Работа при этом воспринимается как достойное и даже отчасти духовное занятие («Работать — значит молиться»). Но в то же время предполагает реалистические ожидания: «Я больше, чем моя работа», «Я распоряжаюсь своей работой», «Я получаю удовольствие». Несомненно, превративший свое царствование в непрерывный праздник и парад-алле царь Алексей Михайлович Романов охотно подписался бы под этими словами: его работа ему удалась.

Ключевыми компетенциями имиджа Атланта, которые следует взять на заметку, являются:

1. Способность неформально управлять женской аудиторией (для мужчин его имидж недостаточно авторитетен), расчетливость.
2. Приведение окружающего пространства в порядок, выстраивание системы, создание законов, правил, инструкций.
3. Самоотверженность, воздействие личным примером, незлобивость.

Отрицательнее качества: манерность, инфантилизм, формализм, поверхностность эмоций, неспособность к жестким переговорам, избегание длительных отношений, зависимость от чужого мнения.

Позитивных носителей данного имиджа можно с успехом использовать в следующих группах профессий, в том числе топ-менеджменте:

1. Священнослужитель, организатор праздников.
2. Ритуальные услуги.
3. Актер профессиональный, работник искусства, художник.
4. Директор школы, руководитель сферы образования.
5. Органы представительства и законодательства.
6. Адвокат, юрист.

Оперативное и точное определение имиджа осуществляется по разработанной автором специальной компьютерной программе ( № 3, 2008 г.). Однако для самостоятельного имиджирования HR-менеджер может использовать указанный выше набор сюжетов, идентифицируя их в поведение сотрудника на основе как личных наблюдений, так и достоверной внешней информации.