Чтобы добиться высокого результата, сам процесс бизнес-образования должен быть качественным

Автор: А. Чеканский (интервью)

ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ВЫСОКОГО РЕЗУЛЬТАТА, САМ ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ КАЧЕСТВЕННЫМ

Александр Николаевич Чеканский декан факультета стратегического управления, доктор экономических наук, профессор

Как Вы считаете, если бы канал Москва-Волга строили сегодня, используя технику 40-х годов прошлого века, какие человеческие ресурсы удалось бы сэкономить, применяя современные достижения менеджмента?

— Если говорить конкретно о канале Москва-Волга, то удалось бы сэкономить огромные человеческие ресурсы, потому что — это грандиозное сооружение создавалось в 30-е годы, в основном, трудом политзаключенных. А свободный труд, как известно, более производителен. И уж определенно удалось бы избежать многих человеческих жертв. Но если отвечать по существу вопроса, то я не думаю, что новые методы управления могут сами по себе давать серьезный эффект при старой технической базе. Точно также и новые производственные технологии не дают должного эффекта при прежних, традиционных методах управления. Технический прогресс и развитие экономики порождают необходимость изменений в управленческих технологиях. И только вместе, в единстве, развитие этих процессов определяет общественный прогресс.

Сейчас в России существуют как высокоэффективные компании, так и низкоэффективные (можно назвать их даже ресурсорасточительными организациями и соответственно — с низкой заработной платой для персонала)… Как Вы считаете, как можно ускорить процесс, так называемого, подтягивания остальных компаний, низкоэффективных?

— Я думаю, что процесс «подтягивания», о котором Вы говорите, может осуществлять только конкуренция. Она отбраковывает слабых, оставляя сильных, тех, в частности, кто смог «подтянуться» до уровня сильных. Но конкуренция эффективна только тогда, когда все компании находятся в равных условиях. В тех случаях, когда коррупция позволяет некоторым участникам рынка задействовать «административный ресурс», или когда имеется возможность уводить из-под налогообложения значительную часть доходов, экономически слабые предприятия получают нерыночные преимущества и за счет этого могут на равных конкурировать с эффективными компаниями. Поэтому развитие эффективной конкурентной среды в значительной степени связано с успехами в борьбе с коррупцией, с экономической преступностью, прежде всего, в налоговой сфере. Думаю также, что серьезное обострение конкуренции на внутреннем рынке может дать ожидаемое вступление России в ВТО.

Сегодня инновационные компании появляются как грибы после дождя, как с конвейера, как этот процесс может изменить лицо бизнеса? Имеется в виду его экономическая составляющая.

— Сравнение с грибами после дождя представляется мне слишком смелой гиперболой. Инновационные компании есть, появляются новые, но у нас в России не так быстро, как хотелось бы. К сожалению! Потому что инновации повышают эффективность бизнеса, а значит и экономики. Общество становится богаче, и может больше средств тратить на развитие социальной сферы. Жить становится лучше и веселее. А это здорово.

То есть Вы считаете, что от этих компаний только позитивные какие-то изменения вносятся?

— Наверное, в любом явлении можно выделить какие-то позитивные и негативные стороны. Развитие, скажем, промышленности ведет к появлению новых рабочих мест, росту ВВП, и это хорошо. Но одновременно может ухудшаться экологическая обстановка, и это плохо. Но если речь идет о развитии именно инновационных компаний, то, я думаю, в любом случае позитива здесь гораздо больше, чем каких-то негативных последствий.

В Вашем вузе преподают блестящие специалисты и современные практики бизнеса, на MBA-программы поступают молодые люди, желающие успешно работать. Какой бы совет Вы дали миллиону молодых людей, желающих учиться и работать, но которые по ряду причин не могут себе этого позволить?

— Все зависит от того, какие причины мешают одновременно работать и учиться. Иногда поступать на МВА приходят молодые люди, только что окончившие вуз. И мы их не берем. Согласно Государственным требованиям для поступления на МВА стаж практической работы должен составлять не менее двух лет. А лучше, если он будет больше. Потому что программы МВА — это не теория. Они имеют практическую направленность, нацелены на формирование и развитие не теоретических знаний, а навыков практического применения высокоэффективных управленческих технологий. В значительной степени эти программы строятся на обобщении управленческого опыта самих слушателей. Участвуя в обсуждении деловых конкретных ситуаций, в дискуссиях по актуальным управленческим проблемам, слушатели программы делятся своим опытом, взаимно обогащаются, индивидуальный управленческий опыт каждого становится общим достоянием. А те, у кого нет опыта, не в состоянии принимать активного участия в обсуждениях, не могут в полной мере осмыслить практическую значимость изучаемого управленческого инструментария.

В данном случае мой совет молодым людям: не спешите, наберитесь терпения, поработайте 3-5 лет, и лучше в сфере управленческой деятельности. Наберитесь опыта, и тогда приходите на МВА. Эффект от обучения будет гораздо выше. Другое дело, если есть финансовые ограничения…

Да, именно на это хотелось бы обратить внимание. Если учесть тот момент, что программы MBA сейчас стоят недешево, и порой достаточно сложно добиться такого уровня заработка, чтобы в это время еще каким-то образом совмещать работу и обучение…

— В такой ситуации я бы ни в коем случае не советовал искать бизнес-школу и программу МВА по критерию низкой цены. Уж очень велика вероятность напрасной потери времени и денег. А сам я, если бы скинуть сейчас лет 25, обязательно бы рискнул. Взял бы образовательный кредит в банке и поступил бы в хорошую школу бизнеса. У нас так оплачивают обучение 12 процентов слушателей программ МВА. И это окупается сторицей. Еще в ходе обучения 51,6% наших слушателей продвигаются вверх по карьерной лестнице. А в течение первых двух лет после окончания программы МВА уже 92% выпускников ИБДА отмечают карьерный рост или существенное повышение финансовых результатов.

Здесь полностью подтверждается старая истина о том, что вложения в образование, в человеческий капитал — это самый эффективный вид капиталовложений.

Не так давно Билл Гейтс сказал, что скоро у бизнеса главной целью станет благотворительность, а прибыль станет лишь экономическим показателем. Что Вы думаете по этому поводу?

— Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс, назвал великого Ленина, размышлявшего о светлом коммунистическом будущем, кремлевским мечтателем. Приведенное Вами высказывание великого Гейтса характеризует его как мечтателя из Силиконовой долины. Впрочем, я не думаю, что высказывание это нужно понимать буквально. А если вникнуть в суть проблем, поднимаемых Гейтсом, то я полностью согласен с тем, что социальная ответственность бизнеса, которая проявляется в самых различных формах, в том числе, и в благотворительности, становится и будет становиться все более ярко выраженной характеристикой современного бизнеса.

Сейчас в Европе принято оценивать эффективность бизнес-школ, исходя из показателя заработной платы выпускников. Насколько это применимо в России?

— Я думаю, в ближайшей перспективе, по крайней мере, 10-15 лет, показатель уровня дохода выпускников вряд ли может быть использован при составлении рейтингов российских школ бизнеса, подобно тому, как это делается на Западе. По объективным причинам получение адекватной информации о доходах в России затруднено. Наши люди, особенно люди обеспеченные, весьма неохотно делятся информацией о своих доходах. Это связано и с еще не вполне благополучной криминогенной обстановкой в обществе, и, увы, с невысокой налоговой моралью, в частности, с часто встречающимся несоответствием фактически получаемых и заявленных доходов.

И, тем не менее, для оценки эффективности российских школ бизнеса тоже важен уровень заработка выпускников. Дело в том, что значительная часть новых слушателей приходит в бизнес-школы не просто с внешнего рынка, а по рекомендациям тех, кто уже учится и выпускников. В хороших школах этот показатель превышает 60%. У нас он близок к 80%. Выпускники обычно рекомендуют свои школы бизнеса, те, в которых они учились. Но эффективность рекомендации зависит от того, кто эту рекомендацию дает.

Если ее дает выпускник, который сделал блестящую карьеру, занимает высокую должность, пользуется авторитетом в коллективе, и, соответственно, имеет очень приличные доходы, тогда эта рекомендация дорогого стоит, и тогда в эту школу идут. С этой точки зрения и у нас уровень заработной платы выпускников также имеет значимость для авторитета школы, хотя и не в столь явной форме как на Западе.

А если взять относительные изменения доходов. Можно ли сказать насколько в среднем возрастет заработная плата выпускников Вашей бизнес-школы через 2 года и лет через 5?

— Такая информация есть. Мы регулярно проводим опросы выпускников. И в нашей анкете есть вопрос: «Как изменился уровень Вашего реального дохода, если взять доход, который был до поступления, за 100%?». 86% наших выпускников говорит о том, что за 2 года обучения на программе MBA их реальный доход вырос.

Средний рост составляет 45%. Бывают, к сожалению, «неудачники» — у 3% доходы снизились. Через 2 года после окончания программы — рост реального дохода отмечают уже 89% выпускников. И в среднем в 2,2 раза. Конечно, средний уровень заработной платы у наших выпускников пока ниже чем, например, у выпускников американских школ бизнеса. Но по показателю роста доходов выпускников мы опережаем многие самые именитые школы Запада.

Думаю, что за 5 лет рост доходов наших выпускников будет еще более впечатляющим. Но данных у меня пока нет. Опрос относительно динамики доходов мы начали проводить сравнительно недавно.Приходите года через три. Обязательно поделюсь информацией.

Что такое качество бизнес-образования? Какие составляющие наиболее важны в нем?

— Качество любого процесса характеризуется его результатом. Качество бизнес-образования характеризуется способностью выпускников эффективно применять на практике, у себя в бизнесе те управленческие технологии, которые они освоили на программе MBA. Не столь важно, как много знают выпускники. Важно то, как они могут применять полученные знания в своей управленческой деятельности.

Но чтобы добиться высокого результата, и сам процесс бизнес-образования должен быть качественным. А для этого нужны всего четыре составляющие, «четыре стихии».

Во-первых, нужна логичная, правильно выстроенная программа обучения. Хотя все российские программы МВА должны соответствовать Государственным требованиям, каждая хорошая программа должна при этом иметь свое неповторимое лицо, определенные конкурентные преимущества.

Так особенностью нашей программы Executive MBA «Стратегическое управление» является то, что она ориентирована на обучение только топ-менеджеров, собственников и руководителей серьезных компаний. Эта программа акцентирует внимание на проблемах управления компанией в целом, разработке ее стратегии, развитии лидерского потенциала первых руководителей.

Специфика другой нашей программы Executive MBA, которую мы проводим совместно со школой менеджмента Антверпенского университета, состоит в том, что она нацелена, прежде всего, на подготовку руководителей российских филиалов зарубежных компаний, или руководителей российских компаний, работающих на европейских рынках. Наша классическая программа МВА помимо качественной общеуправленческой подготовки, позволяющей эффективно работать в любой сфере управленческой деятельности, дает углубленное погружение в любую из 4-х специализаций: «Маркетинг и управление продажами», «Предпринимательство и управление компанией», «Управление стоимостью компании» и «Управление персоналом».

Есть в ИБДА и программа МВА специально подготовленная для тех менеджеров, которые уже имеют хорошее высшее экономическое или управленческое образование. А для тех, кто специализируется на финансах, подготовлена программа профессиональной переподготовки «Директор по экономике и финансам», которая, по сути дела, представляет собой интенсивный вариант программы МВА.

Во-вторых, нужны классные преподаватели. Они должны не только блестяще знать все современные достижения управленческой теории, не только уметь доходчиво, интересно и логично доносить информацию до слушателей. Они должны знать и показывать, как эти управленческие технологии применяются в практике бизнеса. А, кроме того, они должны уметь не только говорить, но и слушать сами, должны уметь организовать в группе такую атмосферу, так управлять дискуссией, обсуждением конкретных ситуаций, чтобы участники дискуссии полностью раскрывались, полностью отдавали друг другу свой управленческий опыт, обогащались друг от друга в процессе обсуждения.

Третья составляющая — это мотивированные к обучению слушатели, имеющие серьезный управленческий опыт и высокий уровень управленческого менталитета. Как говорят: «Нельзя сделать мраморного Аполлона из глины. Нужен чистый мрамор». Так и здесь. Нельзя допускать к обучению людей, которые по тем или иным причинам не готовы обучаться на программе высокого уровня, они будут тянуть группу назад, мешать учиться другим. Поэтому в самых лучших школах бизнеса и в России, и за рубежом существует конкурс при поступлении на МВА. Этой весной у нас в ИБДА конкурс составил 1,36 человека на место.

Осенью он бывает больше.
Четвертая составляющая — организация учебного процесса на программе. Она должна быть достаточно жесткой, чего не хватает подавляющему большинству российских школ бизнеса. Абсолютное большинство слушателей, поступающих на МВА, изначально горят желанием серьезно учиться.

Но дел очень много: работа, командировки. Где-то не выполнил домашнего задания, много пропустил, не успел подготовиться к экзамену… А в итоге получает спасительную тройку, а то и четверку, если «добрый» преподаватель. Это расслабляет, слушатели начинают относиться к учебе спустя рукава. И только к концу обучения вдруг начинают осознавать, как много они потеряли из-за такого отношения к делу.

В хороших школах бизнеса «заставляют» учиться. Мы в ИБДА всемерно поощряем тех, кто реально работает на программе. Не просто посещает занятия, но и выполняет домашние задания, готовит кейсы, принимает активное участие в их обсуждении. И мы немилосердно отчисляем тех, кто систематически пропускает занятия, не работает и получает двойки. Да, нескольких человек из группы мы при этом теряем. Но зато эффективность обучения становится на порядок выше. И не в малой степени именно с этим связаны впечатляющие показатели карьерного роста и роста доходов наших выпускников, о чем мы с вами уже говорили.

Каковы основные составляющие стоимости бизнес-образования?

— Подавляющее большинство российских школ бизнеса создано при государственных университетах. И они должны делиться с университетами частью выручки в обмен на предоставление аудиторного фонда, офисных помещений и т.п. Для школ это издержки, и они достаточно велики. Это от 30% до 40% всей выручки. Другой серьезный компонент издержек — это оплата персонала и, прежде всего, преподавателей. Оплата преподавателей в школах бизнеса может различаться в 3-4 раза. И с этим в значительной степени связана разница в стоимости программ МВА. Хорошие школы стремятся приглашать лучших, а значит, и более дорогих преподавателей. В них больше преподавателей-практиков, топ-менеджеров и специалистов компаний. А этот контингент преподавателей, как правило, стоит дороже.

Кроме того, издержки могут серьезно различаться, например, за счет такого компонента, как стоимость обучения в зарубежных школах-партнерах. У нас на программе Executive MBA предусмотрен недельный учебный модуль по стратегии и лидерству в зарубежной школе бизнеса. Конечно, можно найти какую-нибудь европейскую школу бизнеса, которая согласится сделать недельный модуль за 10 тысяч евро. Но дешево — хорошо не бывает. А если это обучение в элитных школах, которое действительно дает результат, например в школе бизнеса Даремского университета, Роттердамской школе менеджмента, или в Кембридже, куда мы посылаем наших слушателей, то сумма возрастает в 7-9 раз.

Но все это, конечно, не означает, что цена программы зависит только от издержек. В рыночной экономике цена — это та сумма денег, которую покупатели готовы заплатить за данную вещь. Поэтому цена зависит от качества, хорошие вещи всегда стоят дорого, точно так же, как и качественная программа. Я бы обратил внимание на другую связь, не издержки-цена, хотя она, бесспорно, есть, а на взаимосвязь — цена-издержки.

Относительно высокая цена хорошей программы МВА обеспечивает высокий доход, который позволяет привлекать лучших преподавателей. Это самый дефицитный ресурс в бизнес-образовании. Есть проблематика, по которой даже в Москве невозможно найти преподавателей-звезд. В таких случаях мы расширяем географию поиска преподавателей.

Сейчас у нас на программах работают звезды первой величины из Питера, Нижнего Новгорода, Киева, Минска, Екатеринбурга. А это транспортные расходы, гостиница, повышенные гонорары. И не в последнюю очередь относительно высокие цены на наши программы позволяют нам формировать преподавательскую сборную России и даже сборную СНГ, что, конечно, повышает качество наших программ.

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ
/495/937-07-47
http://www.ibs-m.ru