Карелия готова пожинать плоды стабильности в стране

Автор: С. Катанандов (интервью)

«КАРЕЛИЯ ГОТОВА ПОЖИНАТЬ ПЛОДЫ СТАБИЛЬНОСТИ В СТРАНЕ»

Сергей Леонидович Катанандов, Глава Республики Карелия

На вопросы журнала Управление персоналом отвечает Глава Республики Карелия Сергей Леонидович Катанандов.

Президент Медведев провозгласил курс на снижение административного давления на бизнес. Как эту задачу лучше реализовать в Вашем регионе?

В Карелии этими вопросами ведают несколько ведомств и специальных правительственных комиссий. В том числе действует Совет по малому предпринимательству; с его помощью бизнесмены могут напрямую обращаться с предложениями к руководству республики и определять наиболее желательные для себя формы государственной поддержки малого бизнеса.

При участии членов Совета была разработана концепция региональной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства. Помимо прочего, концепция содержит мероприятия, направленные на решение проблем, обозначенных Дмитрием Медведевым. В частности, программа подразумевает составление перечней имущества для сдачи в аренду субъектам малым предприятиям, формирование гарантийного фонда по обязательствам субъектов малого предпринимательства, грантовую поддержку начинающих предпринимателей.

К тому же сейчас ведется активная подготовка к запуску сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формированию региональных и муниципальных фондов микрофинансирования, региональных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций в малые компании.

Так, в этом году в Петрозаводске открыт бизнес-инкубатор, где для начинающих предпринимателей создано 120 рабочих мест, оборудованных мебелью, оргтехникой и связью. Также открыт Интернет-портал для малого и среднего бизнеса Карелии, проводятся семинары и конференции, разработаны бизнес-планы для малых предприятий из 7-и районов. Совместно с Торгово-промышленной палатой Карелии и Карельским агентством поддержки малого и среднего бизнеса в 5-и районах республики организованы пункты бесплатных консультаций по ведению бизнеса.

Одна из главных задач, которую ставит перед собой Правительство Карелии в этой сфере — это создание условий для прихода малых предприятий в такие сектора, как промышленность, транспорт, связь, здравоохранение и наука.

Также в Карелии действует Координационный совет по противодействию коррупции и криминализации экономики. 9 июня советом была одобрена методика антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов. Она позволит выявлять и исправлять нормы, способствующие проявлениям коррупции. Прежде всего, речь идет о сведении к минимуму случаев, когда чиновник может трактовать ту или иную норму по собственному усмотрению, о сокращении и упрощении административных процедур. Особое внимание уделено четкости формулировок нормативно-правовых актов, а также тем последствиям, которыми чреваты «пробелы в законодательстве». Важное место отведено ответственности госслужащих за правонарушения, вопросам общественного контроля и прозрачности работы государственных учреждений. При этом каждый пункт методики снабжен конкретными примерами из действующего российского законодательства, комментариями специалистов и описанием методов профилактики коррупции.

Этой методикой могут пользоваться органы государственной власти, муниципалитеты, силовые и надзорные ведомства, общественные организации Кроме того, в начале июня я внес в республиканский парламент проект регионального закона о противодействии коррупции, который был разработан совместно с прокуратурой Карелии.

В дополнение к этим мерам министерствам и ведомствам поручено в срок до 1 июля представить подробные и четкие планы антикоррупционной работы, причем они не должны дублировать основные функции учреждения или совпадать с мероприятиями из общереспубликанского плана.

РСПП предлагает снизить НДС до 10-и процентов. Интересно Ваше мнение по ставкам НДС и по системе налогообложения в целом, особенно по отмене ЕСН и переходу страны на взимание налога с физических лиц, а не с бизнеса (в США большая часть бюджета формируется за счет налогов, в основном, богатых граждан).

— Особенностью налоговой системы России на современном этапе является ее жесткая централизация. Основные, а по федеральным налогам практически все, «правила игры» устанавливает федеральный законодатель. И единый социальный налог, и налог на добавленную стоимость являются федеральными. Но, несмотря на то, что указанные налоги не поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации, их влияние на социально-экономическое развитие регионов, несомненно, велико.

На сегодняшний день единый социальный налог является источником формирования государственных социальных фондов и одним из немногих «целевых» налогов. Средства от поступления единого социального налога используются на выплату пенсий и социальных пособий гражданам, поэтому, наверное, рано говорить об его отмене. Более того, по единому социальному налогу применяется регрессивная шкала ставок, что стимулирует работодателей не выплачивать заработную плату работникам в конвертах, а также повышать ее размер, и это косвенно способствует повышению уровня жизни населения.

Что касается предложений по снижению НДС и переходу к единой ставке этого налога, то здесь необходимо учитывать, что будут отменены не только действующие ставки, но и нулевая ставка, применяемая экспортерами. Поскольку в Карелии крупнейшие предприятия ориентированы на экспорт, повышение нулевой ставки налога на добавленную стоимость может негативно отразиться на финансовом положении региона.

В этой связи я считаю, что такой шаг требует самого серьезного и подробного анализа. Что касается идеи взимать налоги не с юридических, а с физических лиц, то сейчас мне этот шаг не кажется особо актуальным, поскольку доходы населения в России и в США пока, увы, несопоставимы.

В целом, я думаю, что глобальных изменений в налоговой системе пока не требуется. Основное внимание следует уделить повышению эффективности администрирования. Налоговая политика должна создавать максимально комфортные условия для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития.

IT-технологии позволили нашему журналу более 90 процентов сотрудников перевести на надомную работу. В том числе, в регионах. Что, на Ваш взгляд, нужно сделать, чтобы этот процесс усилился (что приведет к снижению нагрузок на транспорт и выравниванию зарплат)?

— 90 процентов населения Карелии вряд ли удастся перевести на надомную работу, ведь помимо служащих есть рабочие, сотрудники туристических предприятий, труженики сельского хозяйства и так далее. В нашем регионе информатизация сосредоточена, прежде всего, в таких сферах как государственное управление, образование, медицина и развитие предпринимательства.

Например, сервер правительства Карелии практически с момента своего создания стабильно входит в десятку самых посещаемых официальных ресурсов российского Интернета, а по информационной открытости региональных органов власти мы занимаем второе место в России, опережая даже Москву и Санкт- Петербург.

Интернет позволяет нам не только информировать население, но и получать эффективную обратную связь, упрощать многие процедуры. Я, например, ежегодно провожу Интернет-видеоконференцию для граждан, в которой могут принять участие все желающие. К 2012-му году мы планируем сформировать в республике надежно работающую систему электронного правительства.

Что касается науки и образования, то Петрозаводский университет был в числе пионеров информационных технологий в нашей стране. Сейчас университетские команды по программированию регулярно участвуют в международных первенствах и занимают призовые места. Кроме того, с недавнего времени университет с успехом проводит международные сборы для молодых программистов.

Все без исключения школы Карелии подключены к сети Интернет. Также Карелия стала одним из 6-и пилотных регионов, участвующих в федеральном проекте информатизации системы образования. На эти цели удалось привлечь более 3,5 млн. долларов. В результате создано 18 межшкольных методических центров, оказывающих методическую, информационную и техническую поддержку учебным заведениям. Эти же центры обеспечивают доступ всех учреждений общего и начального профессионального образования республики к современным образовательным информационным ресурсам и ведут разработку современных электронных учебных материалов. Параллельно в республике развивается система дистанционного образования и повышения квалификации.

Одновременно расширяется инфраструктура доступа к информационным ресурсам и услугам. К ней относятся и уже упоминавшаяся сеть межшкольных методических центров, а также пункты коллективного доступа на базе почтовых отделений, современная система телефонии и оптоволоконные линии связи.

Большой вклад в информатизацию малого бизнеса внес проект «Электронная Карелия» с общим объемом финансирования около 2 млн. евро. В рамках проекта прошли обучение более 350-и предпринимателей, а в 5-и городах республики были созданы 140 точек открытого доступа к бизнес-ресурсам в сети Интернет.

В 2008-ом году мы запускаем масштабный проект по развитию телемедицины. Сперва будет создан центр телемедицины в Петрозаводске и как минимум 4 телемедицинских пункта в районах республики. Затем к этим пунктам присоединятся все центральные районные больницы Карелии. Время окончания всего проекта — 2012-й год.

Какие проблемы испытывает регион с трудоспособным населением, ростом образовательного уровня и квалификации специалистов?

— В разных районах Карелии складывается разная ситуация на рынке труда. К примеру, в столице республики на 1 рабочее место претендует 1 специалист, а в Калевальском районе на 1 вакансию приходится 44 человека.

Если говорить о специальностях, то острее всего ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих, инженеров некоторых специальностей, воспитателей дошкольных учреждений и младшего медицинского персонала.

Проблема обеспечения республики квалифицированными кадрами возникла еще в девяностые годы прошлого века. Ее корень — в существовании заметного разрыва между предложением на рынке труда и требованиями работодателей.

Исправить ситуацию призвана региональная целевая программа развития кадрового потенциала, рассчитанная до 2012-го года. Так, начиная с 2005-го года, государственный заказ на подготовку рабочих кадров в Карелии формируется с учетом реального заказа работодателей и потребностей предприятий республики. В частности, ведется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников по каждой профессии и специальности, а также анализ обращений в службы занятости.

Одновременно в учебных заведениях профессионального образования поэтапно сокращается подготовка по невостребованным профессиям, и появляются новые специальности. Например, только за последние 3 года в учреждениях начального профессионального образования Карелии была открыта подготовка по 19-и новым профессиям. По наиболее востребованным рабочим специальностям в Карелии создано 14 республиканских учебно-производственных лабораторий.

Изменения коснулись и высшей школы. Так, центральный вуз региона — Петрозаводский государственный университет — открыл ряд специальностей по наиболее динамично развивающимся отраслям: горнопромышленному комплексу, туризму, востребованным медицинским специальностям.

Программой развития госуниверситета до 2010-го года предусмотрено и открытие новых факультетов, в том числе горно-геологического факультета и факультета социально-культурного сервиса, туризма и спорта. Значительное внимание уделяется и повышению квалификации, а также переподготовке специалистов.

В то же время, нельзя не отметить, что роль государства в регулировании рынка труда не должна ограничиваться созданием и обеспечением работы службы занятости населения. Принципиально важную роль играет создание рабочих мест. По нашим прогнозам в ближайшие два года в экономике и социальной сфере
Карелии появится более 9 тысяч новых рабочих мест.

Сергей Леонидович, как развивается экономика Вашего региона, какие цели и задачи Вы ставите на ближайший период в свете удвоения ВВП страны?

— За последние 10 лет валовой региональный продукт Карелии вырос более чем в полтора раза, и по производству валового регионального продукта на душу населения мы вышли на 23-е место среди других регионов России. В целом, за последние 10 лет Карелия поднялась с 52-й на 26-ю строчку в рейтинге социально-экономического развития субъектов Федерации.

Наиболее интенсивно развивается металлургия, машиностроение, производство пищевых продуктов, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона. В этих отраслях объемы производства выросли в разы. В конце прошлого года известное международное агентство «Fitch Ratings» повысило долгосрочные рейтинги Карелии в иностранной и национальной валюте с уровня «В+» до «ВВ-», а долгосрочный рейтинг республики по национальной шкале — с уровня «А(rus)» до «А+(rus)».

По оценкам агентства, республика демонстрирует динамичный рост экономики, высокую эффективность расходов бюджета и хорошее качество финансового управления. Сейчас наша главная цель — по максимуму воспользоваться стабильностью и государственной поддержкой для модернизации экономики и социальной сферы.

Руководству страны удалось стабилизировать обстановку, возродить в россиянах чувство национального единства и пробудить национальную гордость. В этой ситуации необходимо переходить от сохранения к преумножению, совершать качественный скачок в экономическом и социальном развитии.

В 2008-м году в экономику Карелии планируется привлечь более 20 млрд. рублей инвестиций. Среди крупнейших проектов: пуск двух заводов по производству топливных гранул, строительство фабрики мебельных компонентов, спуск на воду очередного сухогруза класса «река-море» на Онежском судостроительном заводе, завершение строительства 14-этажной 4-звездочной гостиницы «Онего-палас» в Петрозаводске. Отдельно следует упомянуть продолжение модернизации крупнейших предприятий республики: Кондопожского и Сегежского целлюлозно-бумажных комбинатов и горно-обогатительного комбината «Карельский окатыш».

Стоимость этих проектов исчисляется сотнями миллионов евро. Кроме того, до 2015-го года от Штокмановского месторождения газа через всю территорию Карелии будет проложен магистральный газопровод стоимостью от 2-х до 3-х млрд. долларов. Это позволит перевести на использование природного газа многие карельские предприятия, города и поселки, снять остроту жилищно-коммунальных проблем в районах республики.

Правительство Карелии продолжает переговоры с потенциальными инвесторами по реализации так называемого «Пудожского мегапроекта», который предполагает освоение сразу нескольких крупных рудных месторождений. В рамках проекта запланировано строительство 3-х горно-обогатительных комбинатов, металлургического комбината и металлургического завода, железной дороги, высоковольтной линии и нового города на 40 тысяч человек. Ориентировочная стоимость проекта — от 100 до 120 млрд. рублей.

Помимо промышленного производства Карелия активно развивает туризм — уже сейчас мы входим в десятку регионов-лидеров в этой отрасли. В следующем году в республике начнется строительство курорта международного уровня «Спасская губа». Здесь будут построены высокотехнологичные горнолыжные и велосипедные трассы и соответствующая инфраструктура, позволяющая проводить международные соревнования. Цена вопроса — 10,5 млрд. рублей. Новый курорт в сочетании с двумя национальными парками, всемирно известными островами Кижи и Валаам, позволит Карелии занять лидирующие позиции в
туристической отрасли страны.

Все эти проекты еще на стадии реализации создадут в Карелии тысячи новых рабочих мест, дадут толчок к развитию смежных отраслей и дополнительные налоги в бюджет для улучшения работы социальной сферы. Есть успехи и в новых для республики отраслях, например, форелеводстве. Этот бизнес в Карелии еще очень молод, тем не менее, до 70 процентов товарной форели отечественного производства на российских прилавках — родом из нашей республики.

Значительный стимул развитию Карелии дала и реализация национальных проектов. За два года на территории республики на эти цели было израсходовано свыше 6 млрд. рублей. Так, например, реализация нацпроекта «Здоровье» позволила существенно повысить зарплату карельским медикам: заработок врачей вырос на 45 процентов. В феврале в Карелии был открыт современный кардиохирургический центр. В первый год работы здесь будет сделано 70 операций на открытом сердце. Стоимость одной операции составляет порядка 10 тысяч евро, однако для пациентов из Карелии они бесплатны.

Отдельная тема — инновационное развитие. В ближайшие годы в Карелии начнет работу несколько международных технопарков. Большие надежды мы возлагаем и на такие крупные научные организации, как Петрозаводский госуниверситет и Карельский научный центр Академии наук.