Оказалось, что коэффициент интеллекта вообще не коррелирует с успешностью. То есть умный может быть, а может и не быть высоким начальником. Жанна Завьялова

Руководитель Школы бизнес-тренеров тренинговой компании IBT кандидат психологических наук Жанна Завьялова

 www.hr-training.net

mail@hr-training.net

Тел.: 911–7404; 780–3847

 

Модная тема, которая сейчас активно входит на рынок обучения, – это развитие у бизнесменов, руководителей и у рядовых сотрудников компаний эмоционального интеллекта.

 

 

Если вы помните, еще во времена Советского Союза и перестройки нас активно тестировали на коэффициент интеллекта, или IQ. Я сама, будучи студенткой факультета психологии МГУ, изучала тесты Айзенка, матрицы Ровена, тест Векслера, тест Домино и др., пользуясь которыми можно было с математической точностью определить уровень интеллекта тестируемого. К каждому тесту прилагались разработанные нормы: какой коэффициент интеллекта считается нормой, какой говорит о незаурядных способностях человека, а какой – о гениальности. Цифры стройными рядами показывали нормы для женщин, мужчин, детей и различались по возрастным группам. Понятное дело, нам, студентам, очень хотелось получить на выходе для себя цифру повыше, чтобы видеть собственную незаурядность. Мы тогда очень старались в решении всяческих предлагаемых тестами задачках, чтобы получить IQ повыше, но тесты были неумолимо объективны.

 

Современные исследования американцев, постоянно ищущих формулу успеха, показали, что люди с высоким IQ совершенно не обязательно делают сногсшибательную карьеру, совершенно не обязательно становятся миллионерами, совершенно не обязательно достигают высот в конкурентной борьбе на коммерческих рынках. Оказалось, что коэффициент интеллекта вообще не коррелирует с успешностью. То есть умный может быть, а может и не быть высоким начальником. Очень часто результаты исследований показывали, что как раз менее умные люди руководили более умными, что посредственность (по IQ) управляла гениальностью. Тогда это сообщение стало поистине сенсационным. И американцы задались целью найти ключ успеха, то качество человека, которое позволяет ему быть успешным среди людей, реализовывать поставленные цели и достигать результатов. И нашли. Точнее, это была система качеств – они обозначили ее как эмоциональный интеллект, или EQ.

 

Что это такое? Если коротко, то эмоциональный интеллект – это способность:

 

1)      осознавать собственные чувства, переживания и говорить о них;

 

2)      управлять собственными чувствами, переживаниями и облекать их в форму поведения, адекватную ситуации;

 

3)      осознавать чувства собеседника и говорить о них так, чтобы не нарушить контакт;

 

4)      управлять эмоциональной атмосферой при взаимодействии, будь то в коллективе или тет-а-тет.

 

Вот несколько примеров из исследований американскими специалистами эмоционального интеллекта.

 

  1. ВВС США использовали опросник EQ-I для подбора рекрутеров в свой отдел персонала и обнаружили, что наиболее успешные рекрутеры показывают значительно более высокие результаты по таким компетенциям эмоционального интеллекта, как ассертивность (уверенность), эмпатия и осознание своих эмоций. В ВВС также обнаружили, что, учитывая эмоциональный интеллект кандидатов при подборе на позиции рекрутеров, они увеличили свою способность предсказывать успешность будущих сотрудников почти в три раза. Благодаря этому расходы организации сократились на $ 3 млн ежегодно. Правительственный комитет по финансам упомянул об этом в своем докладе Конгрессу США, следствием чего стал приказ министра обороны внедрить подобную процедуру при рекрутинге и отборе кандидатов всем вооруженным силам (Доклад Правительственного комитета по финансам «Рекрутинг в вооруженных силах: Министерство обороны может повысить эффективность систем найма персонала и систем стимулирования» от 30 января 1998 г.).

 

  1. Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего по девяти и более компетенциям, принесли компании за год на $ 1,2 млн дохода больше, чем остальные, – на 139 % (Boyatzis, 1999).

 

  1. В среднем менеджеры по продажам L’Oreal, отобранные на основе компетенций эмоционального интеллекта, продают в год на $ 91 370 больше, благодаря чему чистая прибыль компании увеличилась на $ 2 558 360. Также текучесть персонала в первый год работы среди сотрудников, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, была меньше на 63 % (Spencer & Spencer, 1993; Spencer, McClelland & Kelner, 1997).

Продолжение читайте в печатной версии журнала