Руководитель Школы бизнес-тренеров тренинговой компании IBT кандидат психологических наук Жанна Завьялова
mail@hr-training.net
Тел.: 911–7404; 780–3847
Модная тема, которая сейчас активно входит на рынок обучения, – это развитие у бизнесменов, руководителей и у рядовых сотрудников компаний эмоционального интеллекта.
Если вы помните, еще во времена Советского Союза и перестройки нас активно тестировали на коэффициент интеллекта, или IQ. Я сама, будучи студенткой факультета психологии МГУ, изучала тесты Айзенка, матрицы Ровена, тест Векслера, тест Домино и др., пользуясь которыми можно было с математической точностью определить уровень интеллекта тестируемого. К каждому тесту прилагались разработанные нормы: какой коэффициент интеллекта считается нормой, какой говорит о незаурядных способностях человека, а какой – о гениальности. Цифры стройными рядами показывали нормы для женщин, мужчин, детей и различались по возрастным группам. Понятное дело, нам, студентам, очень хотелось получить на выходе для себя цифру повыше, чтобы видеть собственную незаурядность. Мы тогда очень старались в решении всяческих предлагаемых тестами задачках, чтобы получить IQ повыше, но тесты были неумолимо объективны.
Современные исследования американцев, постоянно ищущих формулу успеха, показали, что люди с высоким IQ совершенно не обязательно делают сногсшибательную карьеру, совершенно не обязательно становятся миллионерами, совершенно не обязательно достигают высот в конкурентной борьбе на коммерческих рынках. Оказалось, что коэффициент интеллекта вообще не коррелирует с успешностью. То есть умный может быть, а может и не быть высоким начальником. Очень часто результаты исследований показывали, что как раз менее умные люди руководили более умными, что посредственность (по IQ) управляла гениальностью. Тогда это сообщение стало поистине сенсационным. И американцы задались целью найти ключ успеха, то качество человека, которое позволяет ему быть успешным среди людей, реализовывать поставленные цели и достигать результатов. И нашли. Точнее, это была система качеств – они обозначили ее как эмоциональный интеллект, или EQ.
Что это такое? Если коротко, то эмоциональный интеллект – это способность:
1) осознавать собственные чувства, переживания и говорить о них;
2) управлять собственными чувствами, переживаниями и облекать их в форму поведения, адекватную ситуации;
3) осознавать чувства собеседника и говорить о них так, чтобы не нарушить контакт;
4) управлять эмоциональной атмосферой при взаимодействии, будь то в коллективе или тет-а-тет.
Вот несколько примеров из исследований американскими специалистами эмоционального интеллекта.
-
ВВС США использовали опросник EQ-I для подбора рекрутеров в свой отдел персонала и обнаружили, что наиболее успешные рекрутеры показывают значительно более высокие результаты по таким компетенциям эмоционального интеллекта, как ассертивность (уверенность), эмпатия и осознание своих эмоций. В ВВС также обнаружили, что, учитывая эмоциональный интеллект кандидатов при подборе на позиции рекрутеров, они увеличили свою способность предсказывать успешность будущих сотрудников почти в три раза. Благодаря этому расходы организации сократились на $ 3 млн ежегодно. Правительственный комитет по финансам упомянул об этом в своем докладе Конгрессу США, следствием чего стал приказ министра обороны внедрить подобную процедуру при рекрутинге и отборе кандидатов всем вооруженным силам (Доклад Правительственного комитета по финансам «Рекрутинг в вооруженных силах: Министерство обороны может повысить эффективность систем найма персонала и систем стимулирования» от 30 января 1998 г.).
-
Члены совета директоров транснациональной консалтинговой компании оценивались по 20 компетенциям, из которых 17 являлись компетенциями эмоционального интеллекта. Те из директоров, кто получил результат выше среднего по девяти и более компетенциям, принесли компании за год на $ 1,2 млн дохода больше, чем остальные, – на 139 % (Boyatzis, 1999).
-
В среднем менеджеры по продажам L’Oreal, отобранные на основе компетенций эмоционального интеллекта, продают в год на $ 91 370 больше, благодаря чему чистая прибыль компании увеличилась на $ 2 558 360. Также текучесть персонала в первый год работы среди сотрудников, нанятых на базе оценки эмоционального интеллекта, была меньше на 63 % (Spencer & Spencer, 1993; Spencer, McClelland & Kelner, 1997).
Продолжение читайте в печатной версии журнала