Вопросы подготовки менеджеров по персоналу являются в настоящее время одной из самых актуальных тем современного бизнес-образования. И. Жуковская, И. Юрасов

Вопросы подготовки менеджеров по персоналу являются в настоящее время одной из самых актуальных тем современного бизнес-образования. Большинство собственников и руководителей предприятий поняли необходимость и важность HR-менеджмента в настоящее время в России. Существует достаточно много возможностей подготовки специалистов по управлению человеческими ресурсами: высшее образование в рамках специальности «Управление персоналом», МВА по данной проблематике, краткосрочные курсы по подготовке и переподготовке менеджеров по персоналу. Настоящая работа посвящена исследованию и оценке основных концептуальных направлений подготовки специалистов на этих курсах.

Каким критериям должны соответствовать такие краткосрочные программы? Попытаемся взглянуть на эту проблему со стороны практика-управленца, а также организатора и координатора проведения курсов.

 

Для организатора данные программы должны в первую очередь отвечать следующим требованиям:

  • экономическая рентабельность;
  • высокое качество подготовки;
  • завоевание определенной ниши на рынке образовательных услуг.

 

Для практика-управленца, который будет в дальнейшем использовать труд этих менеджеров, необходим учет лишь одного фактора – высокого уровня подготовки.

Что необходимо учитывать и той и другой стороне? Это, во-первых, пропедевтическая фаза, т. е. фаза профессиональной диагностики личностных и профессиональных качеств, дающих специалисту занять должность менеджера по персоналу. Во-вторых, количество людей в группе. В-третьих, количество аудиторных часов и часов практических занятий, кейсов, деловых игр. В-четвертых, оптимальное количество занятий, продолжительность и их тематика.

 

Следует сразу оговориться, что данная программа рассчитана на специалистов, пришедших в профессию из других сфер деятельности (педагогики, практической психологии, силовых структур и т. п.). Речь идет о людях, желающих сменить специальность. Часто руководители предприятий, вынужденные принимать в отделы по работе с персоналом своих родственников, знакомых, людей, обладающих серьезными личными и деловыми связями в силовых структурах, во власти, в бизнесе, очень заинтересованы в таком виде бизнес-образования. Таким образом, этот вид профессиональной подготовки и переподготовки весьма востребован на рынке образовательных услуг.

 

Данная статья должна помочь практикам-управленцам правильно оценить потенциал предприятий, организующих этот вид образовательных услуг, помочь провести предварительную оценку качества образования. Специалистам, организующим такой вид подготовки, настоящая работа поможет ответить на вопросы об оптимальном количестве слушателей, о числе аудиторных теоретических и практических занятий, о тематике.

 

Необходимым условием организации курсов является качественная диагностика профессиональной пригодности будущих специалистов. В качестве эталона следует разработать профессиограмму менеджера по персоналу. Идеальный менеджер должен обладать следующими качествами:

 

  • высокий уровень коммуникабельности;
  • высокий уровень самоконтроля;
  • способность вести переговоры, убеждать собеседника;
  • позитивное мышление;
  • оптимизм;
  • способность к психологическому влиянию и социально-психологическому программированию.

 

В области профессиональных знаний и навыков будущий менеджер по персоналу должен владеть основами:

 

  • кадрового документооборота;
  • трудового законодательства;
  • экономики, организации производства;
  • менеджмента современной организации.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала