Зачем нужны «fun-развлечения» для персонала

Автор: С. Пашутин

ЗАЧЕМ НУЖНЫ «FUN РАЗВЛЕЧЕНИЯ» ДЛЯ ПЕРСОНАЛА

С. Пашутин

Почему многие российские розничные компании стараются организовывать корпоративные развлечения для персонала, вовсе не считая их бесполезной тратой времени? Чем они руководствуются и какую пользу извлекают из организации массовых fun-мероприятий?

ЗАЧЕМ ИГРАТЬ

Давно известно, что разные сферы человеческой культуры — искусство, наука, военное дело и другие — тесно связаны с различными игровыми формами. И хотя наука управления персоналом сравнительно недавно возникла в России, на сегодняшний день можно с полной уверенностью сказать, что без корпоративных игр невозможно обойтись ни одной из российских компаний, стремящихся к выстраиванию корпоративной культуры высокого уровня. Дело в том, что корпоративные игры могут служить для достижения совсем неигровых целей.

Итак, неигровыми целями корпоративной игры могут быть:
1) создание и развитие команды;
2) проведение досуга;
3) получение сотрудниками
престижа, почета или вознаграждения;
4) поднятие рабочего настроения коллектива;
5) обучение сотрудников.

ПРОСТО FUN-ДОСУГ

Во многих компаниях «fun-игрища» для сотрудников устраивают давно в целях организации совместного досуга, приносящего максимальное удовольствие и развлечение. Например, конкурс «Веселый урожай», организованный в компании, помогает выявить лучших садоводов и овощеводов среди сотрудников. Сотрудники, в свою очередь, представляют на «суд» зрителей-коллег и специально отобранного жюри оригинальные фрукты и овощи нестандартных размеров и делятся личным опытом с другими сотрудниками в их выращивании.

Затем в игровой форме участники конкурса готовят из выращенных овощей вкусные блюда, которые могут попробовать все желающие. Безусловно, что мероприятие, проведенное в подобной игровой форме и соответствующим образом оформленное, имеет огромное эмоциональное воодушевляющее воздействие на персонал. Сотрудники всегда рады побыть в неформальной обстановке вместе, что дает им реальное время для более тщательного знакомства и установления тесных дружеских отношений. Кроме того, конкурс дает возможность сотрудникам повысить собственную самооценку, предоставив возможность выделиться в коллективной среде личными результатами «дачного творчества».

Таким образом, свободное времяпровождение сотрудников далеко не последний пункт в деле формирования корпоративной культуры компании. Ведь через неформальное общение происходит лучшее узнавание сотрудников друг друга, появляются общие интересы, осуществляется продуктивный обмен мнениями по поводу различных рабочих моментов и лучшей организации труда.

ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Еще одной вполне очевидной целью игры является получение новых знаний. Расширение знаний сотрудников о чем-либо происходит в компаниях, как правило, через процесс обучения. Распространенными формами обучения являются лекции, семинары или тренинги. Но, оказывается, проводить обучение вполне возможно оригинальным способом — через игру. Дело в том, что обучение взрослых происходит по совершенно иным законам, а именно — по законам Торндайка.

Еще одной вполне очевидной целью игры является получение новых знаний. Расширение знаний сотрудников о чем-либо происходит в компаниях, как правило, через процесс обучения. Распространенными формами обучения являются лекции, семинары или тренинги. Но, оказывается, проводить обучение вполне возможно оригинальным способом — через игру. Дело в том, что обучение взрослых происходит по совершенно иным законам, а именно — по законам Торндайка.

1-Й ЗАКОН — Закон готовности

  • Испытывать потребность
  • Чувствовать желание
  • Испытывать интерес
  • Понимать и принимать получаемую информацию

2-Й ЗАКОН — Закон эффекта

Ничего так не обеспечивает эффект, как успех в ходе игры.

3-Й ЗАКОН — Закон практики

  • Практика приводит к совершенству
  • Практика мотивирует обучающихся
  • Необходима обратная связь во время обучения
  • Необходимо достаточное время для практики

Некоторые компании активно используют в качестве инструмента обучения игру «Поиск сокровищ Марины Мнишек», опираясь на законы обучения для взрослых. Все вышеперечисленные законы использованы в данной игре. Калейдоскоп внешних событий, цепочка случайностей, присутствующих в игре, приводят сотрудников к целому ряду экстремальных жизненных ситуаций, требующих немедленного разрешения. В игре постоянно происходят «непредвиденные коллизии»: автобус, на котором ехали сотрудники к месту игры, внезапно ломается, сокровища неожиданно похищены, и ряд других.

Ограничивающие игру правила, например отсутствие мобильных телефонов у всех сотрудников, усиливают потенциал воздействия на совместную работу персонала для разрешения сложных противоречивых ситуаций и их ликвидации. К тому же по правилам игр возможны лишь совместные коллективные действия.

Например, не разрешается кого-то из сотрудников оставить на месте происшествия, в то время когда остальные должны идти пешком для достижения цели. Несомненно, данная игра, включающая в себя авантюрную ситуацию, в которой участвуют все сотрудники, обучает их более плодотворному совместному взаимодействию, что им обязательно пригодится в повседневной работе.

Заметим, что в процессе проведения игры включаются следующие инструменты воздействия на персонал: самостоятельное обучение коллективному планированию действий, структурированию и эффективному использованию времени, распределению соответствующих ролей в заданном сценарии, слаженности в выполнении задании.

КОНФЕТЫ НАСТРОЕНИЯ

Иногда игра служит просто для поднятия настроения сотрудникам. Так, в ряде коммерческих компаний сотрудникам в пиковые дни продаж дарят конфеты или небольшие сувениры. По словам руководителей отделов по работе с персоналом этих компаний, такие действия особенно необходимы сотрудникам в сложные трудовые будни, когда они работают с отдачей 150% и, безусловно, очень устают. Обычно это происходит следующим образом: при выходе с работы дежурный менеджер раздает всем без исключения сотрудникам конфеты, книжки или свадебные цветы? . Подобная акция очень похожа на игру, на самом деле есть настоящая благодарность сотрудникам за хорошо выполненную работу. Даря сувениры, компания заботится о настроении сотрудников, которым напрямую определяется их дальнейший вклад в работу в последующие дни.

ИГРАТЬ И ВЫИГРЫВАТЬ

Еще одна потенциальная ипостась игрищ для персонала — возможность сотрудника поднять свой личный престиж, выиграв крупный приз в суперлотерее, устраиваемой компанией. Крупные компании имеют возможность устраивать подобные мероприятия. Именно благодаря использованию уникальных форм мотивации формируется корпоративная культура, которая позволяет удерживать сотрудников в компании. Помимо крупного выигрыша — автомобиля, бытовой техники или загранпоездки в ходе лотереи — сотрудникам предоставляется редкая возможность получить некую известность в среде коллег. Ведь люди играют потому, что они стремятся к успеху в ходе самой игры и наслаждению триумфом. Руководство компаний, проводящих аналогичные fun-игрища, считает, что финалом всех акций должна стать сильная положительная эмоция сотрудников, что поднимает их заряд бодрости и оптимизма, так необходимый в каждодневном рабочем режиме.

КОРПОРАТИВНОЕ КИНО ДЛЯ ВСЕХ

Фильм о создании и проведении корпоративного спектакля, лотереи или корпоративного конкурса — еще один способ увлечь сотрудников и объединить их в один «корпоративный союз», повысив интерес к работе в конкретной компании. В бюджете на создание фильма необходимо предусмотреть следующие работы:съемка, монтаж, озвучивание, графическое оформление с сохранением фирменного стиля компании, запись на DVD и тиражирование. Участниками творческой группы могут быть, например, служба персонала — отвечает за организацию создания корпоративного фильма (поиск киносъемочной группы: режиссера, оператора и монтажера) и процесс проведения съемки и активное участие в монтаже фильма, в то время как сотрудники отдела рекламы и маркетинга — за создание сценария фильма.

Главное — это непосредственно процесс реализации съемки, состоящий из следующих этапов:

— определение бюджета на создание корпоративного фильма;
— составление сценария;
— поиск киносъемочной группы;
— согласование плана съемки;
— съемка, озвучивание, титры и музыкальное оформление;
— запись на DVD и тиражирование.

Задачи, решаемые в ходе подготовки и осуществления мероприятия: воздействовать на сотрудников, вызывая их групповой энтузиазм в командном взаимодействии и развивая творческий потенциал, — обычно решаются без осложнений в данном случае.

Существуют и оригинальные методы использования корпоративного кино. Так, одна ресторанная компания провела внутрикорпоративный конкурс «Сервис по волшебству», в котором сотрудники нескольких ресторанов создавали самостоятельно правила сервиса для всей корпорации. Для участия в конкурсе необходимо было не только придумать правила, но и запечатлеть их на видеопленке с тем, чтобы комиссия-жюри могла оценить их и выбрать лучшие. Цель конкурса — эффективное научение сервису — была выполнена. Стиль и манера подачи материала была разнообразной из-за различной ментальности сотрудников их потенциальных способностей и предварительных навыков съемки. Кто-то рассказывал о серьезных правилах в юмористическом стиле, кто-то отснял ролик в виде мультфильма, или мюзикла-сказки. Такие видеоконкурсы явно приносят пользу компании, ведь дирекции по персоналу не нужно ничего выдумывать, а потом силком «насаждать» и прививать. В ходе проведения конкурса были решены следующие задачи HR-менеджмента.

Бюджет на создание корпоративного кино, безусловно, определяется компанией индивидуально, но в целом корпоративное кинотворение может быть и малобюджетным. Необходимо сказать, что компании все рестораны — участники, задействованные в конкурсе, занимались самостоятельно созданием сценария, подбором актеров и съемкой сюжета, используя лишь собственные временные и человеческие ресурсы.

Действительно, всегда при желании можно изучить и флеш-технологию съемки, а про любительский жанр кино уж и говорить не стоит. Для этого в Интернете есть всевозможные программы типа MEMORY ON TV или PINACLE STUDIO, позволяющие отснять интересные фильмы даже неискушенному в делах кинематографа человеку.

ПОЛЕЗНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПЕРСОНАЛ

Все перечисленные примеры fun-игрищ для персонала в той или иной степени способны:

— воздействовать на сотрудников и вызывать групповой энтузиазм;
— повышать компетенции персонала в различных областях знаний о жизни компании;
— мотивировать персонал на достижение отличных результатов труда;
— информировать руководство о настроениях и особенностях мотивации сотрудников;
— развивать креативность и творчество сотрудников.

Во время проведения корпоративных fun-развлечений сотрудникам компания может передать необходимые знания и энергию, транслировать определенные ценности. Таким образом, fun-мероприятия выступают основой построения корпоративной жизни компании высокого уровня.