Особенности профессионального продвижения управленческих кадров в государственных общеобразовательных учреждениях

Автор: С. Резник, А. Юдаков, С. Макарова

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

С.Д. Резник,
А.Г. Юдаков,
С.Н. Макарова

Базовым звеном образования в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» названа общеобразовательная школа.

В рамках модернизации системы образования общеобразовательные российские школы включены (непосредственно или опосредованно) в целую систему федеральных экспериментов: эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, профилизация старшей ступени общего образования, введение портфолио, института единых государственных экзаменов как механизма знаний обучающихся, разработка целевых федеральных и региональных программ, создание образовательных округов, введение нормативного (подушевого) финансирования общеобразовательных учреждений и др.

Модернизация российского образования усложняет характер задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями, обусловливает цель и содержание управленческой деятельности, изменяет роль современных руководителей учреждений системы образования.

Реализация данных задач предполагает наличие у руководителей общеобразовательных учреждений развитого профессионального мышления, которое, прежде всего, характеризуется умением принимать стратегические решения, разрабатывать тактику и осуществлять оперативную деятельность по их реализации.

Во многом обеспечение указанных выше требований возможно при создании в учебном заведении эффективной системы профессионального продвижения управленческих кадров.

Учитывая высокую социальную и экономическую значимость рассматриваемой проблемы на современном этапе развития общественных отношений в России, в 2006 — 2007 гг. было проведено исследование процессов профессионального продвижения руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях Республики Башкортостан (на примере 94-х общеобразовательных учреждений). Было опрошено 163 респондента, занимающих управленческие должности в государственных общеобразовательных учреждениях, а именно: директора школ (41,7%), заместители директоров по учебно-воспитательной работе (30,1%), заместители директоров по воспитательной работе (19,6%), заместители директоров по учебной работе (3,7%), а также заведующие школами в сельской местности и деревнях (3,7%). Надо отметить тот факт, что количество заместителей директора по учебно-воспитательной работе и заместителей директора по воспитательной работе в рамках одной школы может быть 2 — 3 человека. Это вызвано тем, что каждый из этих заместителей отдельно курирует начальные, средние или старшие классы.

Что касается удельного веса женщин в общей численности руководителей школ, то женщин-директоров школ примерно в два раза меньше, чем женщин-заместителей директоров. Вывод очевиден: сфера образования — одна из тех отраслей экономики России (и эта ситуация характерна для Башкортостана), в которой численность занятых женщин значительно больше численности занятых в ней мужчин. Но даже в этой сфере, если речь идет о первых управленческих позициях, то примерно наполовину они представлены мужчинами. А вот вторые управленческие позиции в школах (заместители директоров по учебной, воспитательной, научно-методической работе и т.п.) более чем на 90% представлены женщинами, которые берут на себя всю тяжесть управления внутренней жизнью школ. А это, в некотором смысле, гораздо труднее, чем управление внешними связями.

Образование 92% руководителей школ — высшее педагогическое. Также среди руководителей есть те, кто имеет высшее техническое образование и среднее педагогическое, а вот высшее управленческое образование, к сожалению, не имеет ни один руководитель исследуемых государственных общеобразовательных учреждений.

Средний возраст — 43 года. При этом 36,8% руководителей находятся в возрасте от 46 до 55 лет; 4,9% руководителей — пенсионного возраста, но есть плеяда и молодых руководителей (31,3%), возраст которых от 31 до 40 лет;

Средний показатель общего трудового стажа руководителей школ составляет 21,3 года. Хотя для 19,6% руководителей он составляет 26 — 30 лет, а для 14,1% — более 30 лет. Средний показатель стажа работы в данной школе — 15 лет. Средний показатель стажа работы в занимаемой должности — 8,03 года. Эти показатели говорят о стабильности управленческих кадров в общеобразовательных учреждениях, которая необходима для накопления практического опыта, обстоятельного изучения особенностей объекта управления на каждом уровне, проявления способностей руководителей в обеспечении эффективных результатов деятельности образовательного учреждения.

Хотя средний показатель стажа работы в должности руководителя составляет 8,03 года, для 43,5% респондентов он составляет менее 5 лет, для 29,4% респондентов — 6 — 10 лет, для 7,4% — 21 — 30 лет. Пребывание в определенной должности в течение 5 — 6 лет соответствует стабильному развитию учреждений и органов системы образования. Однако в нашем случае для 27,1% руководителей эти сроки больше оптимальных в несколько раз. Это вполне объяснимо, т.к. в рамках конкретной школы возможности профессионального продвижения весьма ограничены, и должность директора школы — это высшая ступень управленческой иерархии общеобразовательного учреждения.

Что касается балльной оценки респондентами своей управленческой деятельности (табл. 1), то руководители школ отмечают: их работа требует постоянного самообразования, причем совершенствоваться должны навыки не только педагогического мастерства, но и управленческой деятельности.

Руководителям школ необходимо уметь учиться, постигать новое, владеть современными способами информационного общения, накапливать опыт социального общения и профессиональной деятельности, вырабатывать навыки самоконтроля, научной организации труда. Деятельность руководителей школ, как, впрочем, и любых руководителей, требует смелости и инициативности; интересна для наших респондентов, соответствует их уровню образования, а также личным склонностям (Таблица 1)

Для 63,8% руководителей работа в школе — это «возможность проявить себя, реализовать свой потенциал»; приоритетность общения с людьми, с коллективом отмечают 54,0% респондентов; возможность почувствовать удовлетворение результатами работы — 49,1%. Особо отраден тот факт, что около половины всех управленческих работников государственных общеобразовательных учреждений считают, что работа в школе — это их долг перед обществом, возможность чувствовать себя нужным.

Это хорошие показатели, учитывая то, что оклад в школе, действительно, невелик (только 24,5% респондентов отметили, что их заработная плата может обеспечить нормальное существование себе и своей семье). Принято считать, что руководители относятся к высокооплачиваемой категории работников.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.