Пути совершенствования взаимосвязи инновационно-инвестиционного развития экономики с системой образования

Автор: Т. Овчинникова, Г. Беляева

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ИННОВАЦИОННО- ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ С СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Т.И. Овчинникова, Г.В. Беляева, ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия»

При определении инновационного развития экономики мы взяли за основу высказывание Д. Медведева: «Инновационное развитие — это революционное повышение производительности труда», которое произойдет за счет активизации человеческого капитала.

Как показывает опыт развития мирового хозяйства в ХХ — ХХI веках, основой прорывов в экономическом развитии произошел в результате революционных изменений в способе производства материальных благ и удовлетворении возрастающих (вследствие нововведений) потребностей населения. Начало ХХI века характеризуется трансформациями, определяющими параметры глобального социального порядка и обусловленными технологическими сдвигами, которые начались в ХХ веке. Доля технологических инноваций в объеме ВВП развитых стран в настоящее время составляет от 70% до 90%.

Однако сфера влияния наукоемких технологий не ограничивается лишь экономической системой (ВВП, объемы промышленного производства, продуктивность технологического оборудования и т.д.); это влияние распространяется на социальную сферу (занятость, производительность труда персонала). Инновации, как результат внедрения наукоемких технологий, ориентированы на наращивание прогрессивных преимуществ страны и удержание в заданных пределах отрицательных факторов социального развития (риск техногенных катастроф, снижение уровня безработицы, изменения в инфраструктуре, сокращение выбросов вредных веществ в окружающую среду и т.д.).

В современном мире внедрение инноваций — решающий фактор прогресса. К примеру, в США за счет этого фактора растут следующие показатели:

  • прирост душевого национального дохода достигает 90%;
  • численность специалистов, занятых в сфере технологических инноваций — 1,2 млн. человек.

В странах Западной Европы количество человек, занимающихся инновационными процессами, выше, чем в Америке (2,7 млн. чел.); однако, несмотря на то, что в США численность занятых в этой сфере ниже, благодаря концентрации финансовых ресурсов и рациональных механизмов управления именно эта страна лидирует в эффективности работ.

Получила распространение концепция непрерывной технологической революции или технологического динамизма, согласно которой научно-техническое лидерство развитых стран определяется не только мощным включением в экономику вновь созданных отраслей промышленности, но также способностью к активной непрерывной перестройке всех секторов хозяйства, где создаются и куда проникают новейшие технологии. Экономика Российской Федерации характеризуется развитым нефтегазовым сектором, увеличивающем ВВП страны; однако это, по мнению многих специалистов, чревато застоем производства в наукоемких отраслях промышленности, оттоком финансовых средств из них, постарением кадров в образовательных учреждениях, НИИ и КБ, низким уровнем жизни населения в тех регионах, где нет нефти и газа.

Технологическая отсталость является также следствием отсутствия модели национального образования; т.е. логично построенной и научно аргументированной системы знаний в стране нет. Уже в настоящее время созданы прецеденты российской интеллектуальной ренты. До перестроечных времен Россия считалась страной с передовыми интеллектуальными технологиями.

Однако страны США, Европы и Азии, создавшие потенциал в современных наукоемких производственных и информационных технологиях, в последнее десятилетие ХХ и начало ХХI века проводят неэквивалентный товарообмен по отношению к России.

Несмотря на многочисленные отечественные инновационные проектные разработки, отечественным ученым и практикам не удается из-за экономической несостоятельности внедрение последних.

Однако революционного прорыва в образовательной системе до сих пор не наблюдается, поскольку государством не выделяются средства на системные исследования технологического развития вузовской системы.

Мы различаем категории «технологическое» и «инновационное» развитие экономики, в основе этого различия выделяем активизацию человеческого капитала (знаний, умений, квалификационный опыт работников), являющуюся отличительной чертой инноваций, приводящих население к повышению качества и уровня жизни.

В мировой практике процесс взаимосвязи технологического развития экономики с системой образования можно разделить на четыре этапа.

Первый этап — технологическая парадигма восстановительного периода (1955 — 1961 гг.) — характеризуется постоянным ростом расходов на исследования и разработки. Усилия ученых и специалистов концентрировались на военно-гражданском секторе экономики.

В результате повысилась конкурентоспособность стран, развивающих военную и гражданскую промышленность, на мировом рынке.

Движущая сила прогрессивных изменений в российской экономике — российская система образования — стала образцом для подражания зарубежных образовательных программ. Так возникла в США программа «Мерит»3, введенная в начале шестидесятых годов. В Америке появилась шутка: «Или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придется учить русский язык». Запуск первых российских спутников, потрясших научный мир, привел к мобилизации интеллектуального потенциала США. Утрата Америкой на мировом рынке интеллектуальных технологий сопровождалась отрицательным сальдо в торговом балансе и снижением объема высокотехнологичных товаров.

Началось исправление этого положения со школьного образования, выявления наиболее талантливых учеников, которых обеспечивали стипендиями, субсидиями, им создавали благоприятные для учебы условия. Задача была — не вырастить гениев, а найти то, что нужно, вернее тех, кто нужен. Высокий интеллект, творческие способности одаренных и способных по программе «Мерит» были востребованы. Общество позаботилось о том, чтобы «мериократы» в их самостоятельной деятельности продолжали творить. Этот эксперимент продолжался более тридцати лет, результаты — качественный скачок в технологии, во многих точных и естественных науках (то, чем характеризуется постиндустриальный этап развития общества).

Второй этап — переход к ресурсосберегающей технологической парадигме — проявился в странах-нефтеимпортерах и вызвал модернизацию предприятий (особенно в Японии). В этой стране посредством финансового стимулирования на государственном уровне была начата разработка крупномасштабного проекта («Sunshine project») по разработке технологий освоения альтернативных источников. Перемены затронули всю промышленную структуру, с точки зрения ресурсосбережения и выработки технологоинтенсивной продукции с более высокой добавленной стоимостью. В конечном итоге, доля Японии выросла на мировом рынке высокотехнологичной продукции с 7,2% — в 1965 г. до 19,8% — в 1990 г.

Касательно России в этом плане отметим дальнейший рост нефтегазовой промышленности и отсутствие альтернативных программ развития производств. В области образования и политики и ученые следовали идее о том, что талантливые люди рождаются и развиваются в разных социальных слоях общества без специфических затрат на образование, создание специальных школ и вузов; однако за «слепоту» такого подхода (или злой умысел, доказывающий, что генетика — псевдонаука, тестирование, которое применялось в 30-е годы, выявляя профориентацию подростков и особенности их интеллекта, — педологические извращения), за ошибки в образовании, сделанные в 50-е годы, расплачивается поколение ХХI века.

Возникают серьезные вопросы в социальной и экономической сферах: кто и что производит, кто нас лечит, кто нас обучает?

Появившаяся в 90-е годы реформа образования содержит в основе своей неверно поставленную цель — подражание западным школам. Не до конца проработанные системы и методы передачи знаний и умений, с одной стороны, и усвоения, с другой, в школах и вузах, а также их контроль, и, главное, недостаточность финансирования образования в стране не позволяет сделать инновационный прорыв. К примеру, обороноспособность страны до сих пор определяется умением стрелять из автомата и ползать по-пластунски; в вузах до сих пор соблюдается подход, единый для всех — научение. Если развитие творческих способностей и индивидуальных вариантов обучения в 60 — 80-е годы доступно хотя бы в специально созданных для талантливых учеников школах (их немного по стране: в Новосибирске — для математиков, училище Гнесиных — в Москве для музыкально одаренных детей и т.д.), то в 90-е годы в результате смены административной системы на рыночную эти «островки» талантливых учеников вынуждены были прекратить свое существование. А в настоящее время, в связи с введение ЕГЭ и различного рода тестов, специалистов готовят к дробным знаниям и ограниченному их заучиванию.

Третий этап —....

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.