Мы единственные в Рунете, кто серьезно занимается коммуникациями

Автор: Д. Гришин (интервью)

ДМИТРИЙ ГРИШИН, Генеральный директор портала Mail.Ru

МЫ ЕДИНСТВЕННЫЕ В РУНЕТЕ, КТО СЕРЬЕЗНО ЗАНИМАЕТСЯ КОММУНИКАЦИЯМИ

В Рунете есть несколько крупных компаний, таких как Mail.Ru. Кого Вы считаете своими главными конкурентами, каковы основные Ваши конкурентные преимущества?

— Главными конкурентами… Вы знаете, это может прозвучать немного странно и самонадеянно, но прямых конкурентов у Mail.Ru нет, я думаю. Почему? Все дело в стратегии — мы единственные в Рунете, кто серьезно занимается коммуникациями. Легко заметить, что все сервисы Mail.Ru призваны облегчать и улучшать общение, помогать искать старых и новых друзей — это и почта, и инстант-мессенджер Mail.Ru Агент, и социальная сеть Мой Мир@Mail.Ru, и проекты Фото@Mail.Ru, Видео@Mail.Ru, Блоги@Mail.Ru, позволяющие, в частности, обмениваться с приятелями фотографиями, видеороликами, вести свой дневник и читать записи других посетителей.

А «Яндекс», которого чаще всего называют нашим главным соперником — это поиск. В ситуации, когда Google на российском рынке постоянно усиливается, стратегия «Яндекса», в некотором смысле, обернулась против него — ему нелегко выдерживать это давление. А для нас же усиление Google даже в чем-то «на руку» — конкуренты заняты друг другом.

Если же говорить о конкурентных преимуществах — я уже упомянул, что наши коммуникационные сервисы являются самыми популярными в Рунете. А ведь чем популярнее проекты, которыми вы пользуетесь, тем с большим числом людей вы можете через них общаться и связываться. Это важнейшее конкурентное преимущество с точки зрения пользователя.

Конечно, при всем этом Mail.Ru не прекращает работать над качеством и развитием уже существующих сервисов и созданием новых. Очевидно, что наши усилия приносят свои плоды — если посмотреть последние данные независимой исследовательской компании TNS (за август), Mail.Ru — абсолютный лидер Рунета по аудитории.

Расскажите немного о том, как создавался и развивался Mail.Ru. Вы один из основателей или пришли в компанию уже как наемный менеджер? Кто, кроме Вас, является ключевыми фигурами в Mail.Ru, ядром Вашей команды? Рассматриваете ли Вы для себя — хотя бы потенциально — возможность перехода в какую-либо другую компанию, может, даже, не в интернет-бизнесе?

— Нет, я не был в числе основателей и пришел в Mail.Ru не в качестве наемного топ-менеджера. В марте 2000 года я появился в компании в качестве разработчика одного из проектов. Тогда еще это был даже не совсем Mail.Ru, а компания netBridge, один из крупнейших игроков Рунета тех лет, которому принадлежали такие проекты, как интернет-аукцион Molotok.ru, популярный каталог сайтов List.ru и многие другие.

Параллельно в Рунете развивалась другая компания — Port.ru, под управлением которой уже несколько лет (с 1998 года) функционировал почтовый сервис Mail.Ru. Достиг он, кстати, значительных успехов — в феврале 2000 года у Mail.Ru появился миллионный пользователь, по тем временам это был настоящий рекорд (он даже занесен в российскую Книгу Рекордов Гиннеса).

В феврале 2001 года Port.ru объединился с netBridge, через некоторое время вновь созданная компания решила работать под самым популярным из своих брендов — Mail.Ru. В мае того же года я стал руководителем сервис-центра, а в декабре — и техническим директором Mail.Ru. Да, оглядываясь назад, понимаешь, что хоть и не был основателем, но отделить свою карьеру от пути развития компании очень трудно.

В июне 2002 года я стал исполнительным директором Mail.Ru, а в апреле 2003 — генеральным. Вот как-то так все и произошло…

Сегодня в компании вокруг меня сформировалась команда высокопрофессиональных топ-менеджеров, многие из которых, как и я, работают в Mail.Ru уже много лет. Но необходимо отдать должное всем 400 сотрудникам Mail.Ru, без постоянных усилий которых компания не могла бы идти вперед и развиваться. Нет, возможность перехода в другую компанию в настоящий момент я не считаю возможной.

Как Ваша компания привлекает сильных людей в компанию, мотивирует их, нацеливает на успех?

— С привлечением и мотивацией людей проблем не возникает.

Mail.Ru — крупнейший игрок российского Интернета, а ведь что это значит для сотрудников?

Работа в известной, большой, но — вместе с тем — гибкой, постоянно меняющейся компании, в одной из самой быстрорастущих отраслей. Как следствие — это возможность решать интересные, сложные задачи, создавать сервисы, которыми пользуются миллионы людей, быстро подниматься по карьерной лестнице. Уже этого достаточно, чтобы очень хотеть работать в Mail.Ru. Помимо того, что уровень зарплат у нас — выше среднего по рынку, большое внимание мы уделяем и методам нематериальной мотивации.

У Mail.Ru прекрасный офис, в компании демократичный дресс-код, несколько возможных графиков работы, корпоративная библиотека профессиональной литературы, игровая и спортивная комнаты для отдыха… Перечислять можно очень долго.

В общем, с мотивацией у нас проблем нет, люди идут к нам охотно — только за последние 1,5 года численность сотрудников компании увеличилась со 150 до 400 человек.

Если говорить о нацеливании на успех… Понимаете, в большинстве случаев, когда человек идет устраиваться на работу в Mail.Ru, он уже понимает, что его ждет. Задачи — интересные, но сложные, темп работы стремительный, и ее много. Времени на то, чтобы «размусоливать», просто нет, и каждый сотрудник это понимает.

Кроме того, в компании многоступенчатая система приема на работу — собеседования нужно пройти и в отделе кадров и с непосредственным руководителем, для многих должностей — со мной лично. На этом этапе в абсолютном большинстве случаев уже очень точно понятно — что за человек соискатель, а он, в свою очередь, четко понимает, что от него ждут. Так что… команда вся подбирается соответствующая, и это еще один довод в пользу отсутствия проблем с мотивацией и нацеленностью на успех.

У Вас самая большая в Рунете почта. По-прежнему ли это Ваш ключевой сервис или, быть может, Mail.Ru уже сместил акценты в своем развитии? Какие приоритетные направления в развитии почты?

— Я уже говорил о коммуникациях, и почта — как нетрудно догадаться — наш важнейший сервис. Электронная почта стала неотъемлемой частью жизни очень многих людей, и актуальность ее никогда уже не пропадет. Но это не значит, что конкуренции между различными сервисами нет — хоть Mail.Ru крупнейшая почта, но и ей необходимо постоянно развиваться.

Сейчас наш основной приоритет в этом направлении — улучшение usability, повышение удобства пользования сервисом. Это могут быть как достаточно мелкие — новый HTML-редактор писем и т.п., — так и уже более заметные улучшения, новая возможность восстановления пароля к почтовому ящику, например.

А насколько важен для Вас поисковый рынок? Ведь Поиск@Mail.Ru не так давно доказал, что может быть и третьим, обогнав Rambler на несколько дней. При этом у Вас есть еще одна, совершенно независимая поисковая система — GoGo.Ru. Как эти активы соотносятся друг с другом, как их планируется развивать?

— Действительно, у нас уникальное по сравнению с другими игроками рынка положение — у Mail.Ru есть сразу два поисковых проекта — Поиск@Mail.Ru и GoGo.Ru. Первый использует поисковый движок «Яндекса», но завоевал серьезную популярность как самостоятельный проект.

Поиск@Mail.Ru — реальный кандидат на вход в ТОП-3 крупнейших поисковиков Рунета. GoGo.Ru же — это отдельный проект, скорее даже, экспериментальный, ориентированный на совсем другую аудиторию, чем Поиск@Mail.Ru. GoGo.Ru мы целиком разработали самостоятельно, в нем применено большое количество уникальных наших инновационных разработок. С самого момента своего создания GoGo.Ru идет впереди рынка — проект первым предложил пользователям Рунета поиск по видео, первым начал «понимать» синонимы и т.п.

Возможно, доля GoGo на рынке пока еще не так велика, как у того же Поиск@Mail.Ru, но у него есть своя сформировавшаяся аудитория, и она растет. При этом — если посмотреть на результаты независимых исследований — с технологической точки зрения, поисковик GoGo.Ru не только не уступает конкурентам по «продвинутости», но по некоторым аспектам даже и превосходит их.

Если же говорить о приоритетности для нас поискового рынка — пожалуй, он для нас не на первом месте (как коммуникационные
сервисы), но мы уделяем развитию своих поисковых проектов большое внимание, тем более, что у них колоссальный потенциал.

По итогам 2007 года Mail.Ru показал впечатляющую рентабельность — СМИ писали, что она даже больше таковой у Google. Правда ли это, каковы причины? Насколько важна для достижения таких показателей правильная, эффективная работа с персоналом?

— Действительно, это правда. Причины, как мне видится, — эффективное управление расходами, правильное выстраивание отношений с партнерами (с целью максимизации прибыли).

Ну а разница в показателях с Google, на мой взгляд, вполне понятна — большую часть доходов этой компании приносит ее рекламная сеть, что неизбежно влечет за собой значительный уровень отчислений партнерским сайтам — участникам этой сети. У Mail.Ru такой проблемы не возникает, т.к. большая часть наших доходов поступает от продажи рекламы на портале. Немного странный вопрос — эффективная работа с персоналом необходима для достижения вообще чего бы то ни было в жизни компании, а не только высокой рентабельности.

Летом стало известно, что Mail.Ru начал сам разрабатывать игры. Мне кажется, что это очень нетипичный для крупных российских интернет-компаний подход — в основном они сотрудничают с партнерами. Расскажите о причинах такого решения, каковы перспективы этого рынка?

— Российский рынок онлайн-игр растет на сотни процентов в год, серьезного снижения темпов пока не предвидится, это очень перспективный рынок. Оценив и осмыслив важность этой тенденции, мы поняли, что у Mail.Ru есть необходимые ресурсы и кадры для того, чтобы достойно «сыграть» на ней. И мы сделали первый, но серьезный шаг — компания самостоятельно разработала игровую платформу, и созданные на ее основе онлайн-мини-игры (их можно найти в одноименном разделе проекта Игры@Mail.Ru) всего за несколько месяцев стали самыми популярными — в пиковые моменты в них одновременно играют десятки тысяч пользователей, это рекордные показатели для Рунета. Да и сам наш игровой портал в целом сегодня является лидером.

Игры для нас — одно из стратегических направлений, ведь в них также очень сильна коммуникационная составляющая.

На примере многих зарубежных проектов мы видим, что оба этих направления — игровое и коммуникационное — очень сложно отделить друг от друга, это хороший пример синергии. Многие играют в игры для того, чтобы общаться. Сейчас основные наши задачи — самостоятельная разработка онлайн-«казуальных» игр, а также сотрудничество с сильными партнерами в MMORPG.

Недавно Вы рассказали о том, что купили компанию Smape. Расскажите, что это за компания, зачем она Вам нужна?

— Компании Smape принадлежал популярнейший мобильный ICQ-клиент Smaper и один из ведущих ресурсов телеком-тематики в Рунете — Smape.ru. Это хорошие, известные проекты, создатели которых доказали, что могут делать успешные сервисы с нуля — это дорогого стоит.

Создатели Smaper усилили команду разработчиков мобильного инстант-мессенджера Mail.Ru Агент, а на базе Smape.com мы запустили новый проект Mobile@Mail.Ru, который особенно понравится тем, кто интересуется разнообразными гаджетами, мобильными устройствами.

Что нам предстоит увидеть нового на Mail.Ru, каковы планы развития, основные цели?

— Главная цель Mail.Ru — оставаться лидером на столь быстрорастущем и высококонкурентном рынке, как российский Интернет. Ключевое конкурентное преимущество — ставка на коммуникационные сервисы сохранится. Другие важные направления развития — игровое (которое также тесно переплетается с коммуникациями и общением), мобильное (в рамках расширения именно этого направления мы купили Smape), региональная экспансия (уже есть офисы в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске).

Сколько стоит сегодня портал Mail.Ru?

— Предпочту не отвечать на этот вопрос.

Произойдут ли в обозримом будущем в Рунете какие-либо глобальные изменения? Можно ли ожидать появления новых «горячих тем», таких как социальные сети — в какой области Сети они, скорее всего, могут зародиться?

— На мой взгляд, очередной «взрыв» произойдет в области мобильных технологий, мобильных сервисов и коммуникаций. Число обладателей портативных устройств, позволяющих комфортно работать с Сетью, в России постоянно растет. Важную роль должен сыграть ввод в промышленную эксплуатацию сетей 3G, которые серьезно расширят пользовательские возможности (например, можно будет комфортно общаться с помощью видеозвонков).

Если говорить о глобальных изменениях на рынке Рунета — вряд ли уже произойдет какое-то радикальное перераспределение долей среди больших порталов, а также на рынке интернет-рекламы. Если говорить о вхождении в рынок, наиболее перспективно сейчас делать нишевые сервисы, ориентированные на конкретную аудиторию — именно в этой сфере стоит ожидать появления интересных идей.

Однако — как показывает мой опыт — Интернет столь быстрорастущая и непредсказуемая отрасль, что всегда можно ожидать появления чего-то радикально нового и непредсказуемого.

Спасибо за беседу.