Достижение уровня диалога является одним из самых важных моментов превращения социальной коммуникации в управленческую технологию, формирующую эффективного лидера. Диалог – это широкое, универсальное проявление коммуникаций. И. Юрасов

И. Юрасов

 

Автор стал свидетелем того, как закончилась полным крахом идея руководства одного их крупных предприятий г. Пензы создать конкурентную среду в заводском коллективе. Было принято решение о вводе в штатное расписание дублеров. На заполненные вакантные единицы приглашались дублеры. Работникам и их дублерам предлагалось в честной конкурентной борьбе выяснить, кто является более сильным профессионалом и специалистом.

 

В настоящее время появляется все больше работ по проблемам лидерства. Лидерство стало считаться одним из типов эффективного управления. Противопоставляются процессные, лидерские, синергетические подходы к управлению крупными социальными объектами [7, 8, 13, 14, 15]. Но в настоящее время отсутствуют работы, в которых раскрывалась бы сама суть лидерства как формы деятельности, как особенности социального поведения индивида в крупных социальных системах. Данная работа должна ликвидировать этот пробел.

 

Автор рассматривает лидерство как форму эффективной коммуникации между субъектом управления и его объектом, при которой коммуникаторы достигают уровня диалога. Согласно последним публикациям по проблемам, эффективному лидеру характерны такие качества, как высокий уровень развития эмоционального интеллекта, способность убеждать, талант установления позитивных отношений в социально-психологической группе и крупном коллективе, способность влиять на поведение объектов управления.

 

В основе лидерства лежит процесс, социальная технология – социальная коммуникация в обществе, она является глобальной макротехнологией управления. Изучение генезиса, структур и форм лидерства следует начинать с рассмотрения социальной коммуникации в процессе управления.

 

В настоящее время существует большое количество дефиниций, определяющих социальную коммуникацию. Коммуникация – это способ общения, позволяющий принимать и передавать информацию [6, 9, 11]. Социальная коммуникация – это коммуникативная деятельность, обусловленная социальными оценками, стереотипами, нормами общества. П. Я. Чаадаев считал коммуникативную деятельность причиной и основной предпосылкой антропогенеза, образования человеческого языка и сознания. Г. Тард считал, что социогенез напрямую зависит от степени развития социокоммуникативной деятельности. В настоящей работе социальная коммуникация определяется: во-первых, как обмен информацией; во-вторых, как способ формирования и трансформации человеческой личности; в-третьих, как фактор и условие существования общества, в-четвертых, как средство поддержания социальной памяти, как средство аккумуляции социального и исторического опыта [11].

 

Управленческие технологии, лежащие в основе лидерства, имеют структуру, подобную коммуникативному акту. Как коммуникация состоит из субъекта, адресата, объекта, канала коммуникации, так и управленческие технологии состоят из:

  1. социального субъекта;
  2. социального объекта;
  3. содержания социальной технологии;
  4. канала социальной коммуникации;
  5. социокультурного пространства.

 

Социальный субъект активен. Он является инициатором социальной коммуникации и разрабатывает и применяет социальную технологию, которая трансформирует поведение социального объекта. Социальный субъект может быть представлен одним лицом, одним индивидом или множеством лиц: микрогруппой, крупным коллективом, государством, обществом, всем человечеством. Одной формой проявления социального субъекта является лидерское поведение.

 

Социальный субъект воздействует на социальный объект. Он является адресатом применения социальных (управленческих) технологий. Он менее активен, но не пассивен, как можно себе представить. Под воздействием субъекта объект претерпевает социальную трансформацию, согласно социальной программе, заложенной в социальной технологии.

 

Канал социальной коммуникации – форма передачи социальной информации. Исследователями различаются следующие типы каналов:

  • вербальный;
  • невербальный;
  • иконический;
  • символьный.

 

Каждая общественная коммуникативная система зависит и определяется типами каналов передачи социальной информации. В науке различаются следующие типы каналов социальной коммуникации:

 

    1. словесные;
    2. книжные;
    3. мультимедийные.

      Продолжение читайте в печатной версии журнала