Мой профессиональный путь маркетолога

Автор: А. Тимошина

МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПУТЬ МАРКЕТОЛОГА

А. Тимошина

Очем мечтает каждый коммерсант? Конечно о сверхприбыли, чтобы его любимые товары были также любимы и почитаемы людьми во всем мире. Но, к сожалению, современная конъюнктура рынка такова, что места под солнцем всем не хватает, и между предпринимателями идет жесточайшая борьба за выживание на всех уровнях: они борются за место на полке магазина, за место в корзинке покупателя, и, наконец, они борются за место в мозгу каждого потребителя. Но война, как известно, будет незамедлительно проиграна без грамотной стратегии маркетинга и грамотных стратегов-маркетологов.

Человек, претендующий на звание маркетолога, должен быть весьма незаурядной личностью. С одной стороны, ему необходимо умение анализировать цифры, делать точные прогнозы и иметь системный подход к стратегии развития брендов. С другой стороны — умение мыслить творчески, генерировать новые идеи по продвижению продукта с использованием всех имеющихся в арсенале инструментов маркетинга; этот человек должен понимать, что творится в головах потребителей, чего же они на самом деле хотят, а не просто думают, что хотят, и предоставить им это в форме продвигаемого товара. Грамотному маркетологу нужно быть хорошим управленцем и настоящим духовным лидером, потому что ему придется вдохновлять на подвиг ради родной компании целую армию менеджеров по продажам, торговых представителей, мерчендайзеров, чтобы те достойно смогли сразиться с армией конкурентов.

Он должен обладать хорошими коммуникативными навыками, применяя их как внутри компании, так и за ее пределами, уметь распланировать бюджет маркетинговой и PR-компании. Должен четко ставить задачи всем взаимодействующим службам: дизайнерам,
менеджерам отдела продаж, торговым представителям, отделу закупок; контролировать их работу и добиваться максимального результата.

На позицию маркетолога в компании могут претендовать люди, имеющие различные специальности — социологи, психологи, физики, математики, биологи. Однако весомым доводом в подборе персонала для работодателя является диплом ведущих вузов страны, таких как Высшая школа экономики, ГУУ, Академии Плеханова, МГУ, МЭСИ. Наряду с этим, серьезные академические знания должны быть подтверждены практикой работы в крупных компаниях (Coca-Сola, Pepsi или, скажем, Nestle). Естественно, в фирмы с известными брендами и безупречной деловой репутацией попадают далеко не все. В таких компаниях существует многоступенчатая система собеседований, тестирований и оценок. Многие соискатели находят работу в компаниях попроще. Здесь они отвечают за широкий круг вопросов, касающихся маркетинга, рекламы, внутренних коммуникаций, внешних связей с партнерами фирмы. Тем не менее, действительно превосходные специалисты выходят с подмостков бизнес-сцены компаний-гигантов. Но между небом и землей есть, как известно, воздух, и дабы не бросаться из одной крайности в другую, на позицию менеджера по маркетингу можно выбрать соискателя, имеющего опыт работы в компании средней величины. В подобных компаниях легче понять все происходящие внутри бизнес-процессы, ибо в крупных фирмах эффект их масштаба лишает компанию прозрачности для рядового сотрудника.

В моей трудовой практике — опыт работы в двух очень крупных компаниях и двух компаниях чуть меньше, каждая из которых является лидером в своем сектора экономики: «Связной», Mirax group, «Армянский коньяк», ГК «Рельеф».

Превосходным базисом моей трудовой деятельности стало образование в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова. Изначально я поступила на физический факультет.

Полученные фундаментальные знания помогли мне развить аналитические способности, умение системно подходить к любой поставленной задаче, превосходно разбираться в математике и технике. Наконец, главный навык, который приводит к успеху, это умение обучаться, быть открытым к инновациям, поэтому при распределении на кафедре, мой выбор был очевиден. Кафедра инновационного менеджмента дала жизненно необходимые академические знания в области менеджмента, маркетинга, микро— и макроэкономики, управления персоналом, иностранного языка, инновационного маркетинга, финансового анализа и многих других дисциплин.

Физическая наука учит, что любая теория обязательно должна быть проверена на практике. Подтверждением теоретических знаний для меня стала трудовая практика.

Началась моя карьера в компании «Связной», крупнейшего продавца мобильных телефонов, связи и сопутствующего оборудования по всей России. Старт был дан на позиции товароведа-учетчика в 2005 году. Несмотря на то, что компания является российской, она использует все новейшие и эффективные западные методики в области управления персоналом. Претендент на вакансию проходит ряд испытаний, чтобы попасть в штат компании. На первый этап серии собеседований тогда прибыло порядка ста человек, из них требовалось выбрать тех, кто наиболее уверен в себе, обаятелен, обладает прекрасными коммуникативными навыками. Задание было предельно простым — выступить перед аудиторией, рассказать о себе, выделить свои сильные стороны, а также рассказать о слабых чертах характера.

По окончании первого этапа примерно половину людей отсеяли. А тех счастливчиков, которые соответствовали высоким стандартам компании, ждала серьезнейшая двухнедельная подготовка в обучающем центре. В течение этого короткого периода претенденты должны были приобрести навыки не только в области профессиональных знаний, но также научиться работать в команде. Первые два дня проходили психологические тренинги, направленные на то, чтобы будущий сотрудник осознал свои жизненные цели и привел их в полное соответствие с целями и миссией компании, научился создавать команду и работать в ней. Не выдержавшие начального испытания были уволены. Оставшаяся часть времени обучения посвящалась тонкостям специфики работы. По окончании данного срока, претенденты писали тест, по результатам которого были отправлены на стажировку.После ее прохождения проводился финальный тест оценки профессиональных навыков, а затем — вступление в должность.

Работа в этой компании дала мне представление о том, как осуществляется деятельность рядовых сотрудников в ретейле. Идея успешной работы заключалась в создании эффективной команды, система мотиваций и поощрений сотрудников также была вписана в эту схему. Зарплата участников команды делилась на несколько составляющих: фиксированная часть, личный бонус и командный бонус по итогам продаж. Во многих компаниях бытует мнение, что наиболее результативно управлять компанией может лишь тот, кто сам был на месте рядового рабочего.

Освоив технологию организации производственных процессов, я поступила на должность traffic-менеджера в корпорацию Mirax group. Суть работы состояла в приеме жалоб от клиентов и разрешении этих проблем путем взаимодействия с различными службами, координация и контроль исполнения заявок от клиентов данными службами. В моем оперативном подчинении было пять человек.

Для корпорации Mirax group человеческие ресурсы являются залогом успеха, поэтому она активно инвестирует в развитие своих кадров, организуя различные семинары и тренинги для развития персонала. Одним из наиболее интересных курсов для меня стала серия психологических тренингов, направленных на повышение уровня управленческих и коммуникативных навыков. Опытный специалист преподавал авторский курс психологии управления кадрами, состоящий из лекций и семинаров.

Компания Mirax успешно использует не только глубокий отечественный опыт, но и передовые западные технологии в области развития персонала. Для повышения уровня клиентского сервиса и ориентирования сотрудников фирмы на успех был приглашен ведущий американский специалист в области консалтинга Джон Шоул.

Его лекции оказались весьма полезными для моей дальнейшей трудовой деятельности. Работая на данной позиции и применяя полученные знания на практике, мне удалось наладить эффективное взаимодействие вверенных мне служб, сократить уровень клиентских жалоб вдвое, установить хорошие взаимоотношения с коллегами. Приятно было развиваться профессионально внутри столь крупной корпорации. Именно желание дальнейшего роста заставило меня обратить свой взор в сторону маркетинга, поэтому на
поступившее предложение поработать в должности специалиста по маркетингу я незамедлительно согласилась.

Вступление в должность маркетолога в 2006 году в компании «Армянский коньяк» совпало с введением ЕГАИС, которая создала для алкогольного бизнеса в стране несколько напряженную ситуацию. Импортируемый алкоголь исчез с прилавков страны на срок порядка полутора месяцев. В рамках такой тяжелой ситуации необходимо было срочно разработать агрессивную маркетинговую политику, направленную на захват наибольшей доли алкогольного рынка. Для этих целей отделом маркетинга и мной, в частности, был разработан ряд дополнительных программ, которые помогли компании частично компенсировать понесенные убытки в период стагнации. На данной позиции приходилось организовывать трейд-маркетинговые акции, осуществлять кросс-промоушн, активно работать над имиджем бренда. За время работы в компании мне удалось достигнуть планового показателя товарооборота, предполагавшего его увеличение в три раза. Компания занималась не только импортом армянского бренда, но и имела в своем портфеле еще порядка тридцати алкогольных марок с мировым именем. В связи с этим стало доброй традицией проводить тренинги и мастер-классы не только с региональными дистрибуторами, но и приглашать бренд-послов из-за рубежа. В рамках таких встреч обсуждались вопросы взаимного сотрудничества, стратегии маркетинга и другие производственные вопросы, в решении которых я принимала непосредственное участие.

Полученный в данной компании опыт позволил двигаться дальше по профессиональной лестнице. В самом начале 2008 года мне выпал уникальный шанс участвовать в проекте по исследованию рыночных тенденций в ООО ВПК. В этом проекте участвовали три человека, ответственность по ведению проекта была возложена на мои плечи. Мы изучали конкурентное окружение продукта, составили SWOT-анализ, анализ мировых тенденций на мировом и домашнем рынке, была дана оценка дальнейшей рентабельности бизнеса. Результатом данной деятельности стал план стратегического развития продукта компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После завершения проекта, я получила предложение работы в ГК «Рельеф».

Рынок элитных продуктов питания довольно жесткий, поэтому чтобы выжить в нем, необходимо быть новатором, применять такие технологии и бизнес-стратегии, о которых конкуренты даже не знают или же просто не осмелятся претворить их в жизнь. Каждый день мне приходится придумывать что-то новое: новые маркетинговые акции, новые мотивационные схемы для менеджеров отделов продаж, торговых представителей и мерчендайзеров; прописывать новые мотивационные схемы премирования за достижение поставленных маркетинговых задач. В круг обязанностей также входит составление маркетинговых и медиа-планов, создание концепции маркетинговых и PR-компаний. Результатом моего каждодневного труда становится достижение прироста товарооборота в среднем на 50%.

Ежепериодные отчетности, направленные на оценку эффективности, и корректировка выбранной маркетинговой стратегии являются тому подтверждением. Для поддержания достигнутых результатов я использую все доступные инструменты маркетинга: организую промоакции, занимаюсь подбором промоперсонала, провожу обучение маркетинговым акциям у клиентов, придумываю и претворяю в жизнь программы лояльности конечных потребителей. Словом, не собираюсь останавливаться на достигнутом и жду от будущего только перемен к лучшему, чего желаю всем.