Моделирование организационной структуры управления хлебопекарного предприятия с использованием SADT-методологии

Автор: Королева А.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ SADT-МЕТОДОЛОГИИ

А. Королева

Одним из эффективных инструментов при проведении работ по совершенствованию системы управления является моделирование. Замена реально существующих процессов управления моделями, описывающими статистические и динамические свойства элементов системы управления, объективно необходима. Причем построение модели целесообразно использовать в той или иной степени и формах на всех этапах процесса проектирования.

В качестве инструмента организационного моделирования используется стандарт IDEF0, реализующий методологию структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique — SADT). Данная методология была разработана в 60-70-х гг. XX века Дугласом Т. Россом и основана на PLEX-теориях.

Методология IDEF0 представляет собой четко формализованный подход к созданию функциональных моделей и на этой основе построение организационной системы в соответствии с поставленными требованиями.

Основным достоинством моделирования по методологии IDEF0 является то, что этот метод позволяет комплексно спроектировать функциональную модель предприятия. В процессе моделирования и анализа функциональной модели возможно не только выявить основные проблемы и недостатки, но и разработать оптимальную функциональную модель предприятия, которая будет ориентиром для организационных изменений и основной для построения организационной структуры предприятия.

Учитывая общее содержание процесса формирования организационной структуры и особенности применяемого инструментария сформирован алгоритм моделирования организационной структуры с использованием IDEF0 (рис. 1).

Исходным моментом проектирования организационной структуры управления в стандарте IDEF0 является формулирование целей и разработка на этой основе дерева целей предприятия. Целесообразно выделять четыре главные цели на высшем уровне управления и на более низких уровнях и, соответственно, четыре класса подцелей, отражающих относительно самостоятельные аспекты деятельности хлебопекарного предприятия. Среди них цели: научно-технические, производственные, экономические и социальные. Все эти цели взаимосвязаны и имеют одинаковую важность с точки зрения конечных результатов предприятия.

Методология перехода от целей к организационной структуре основывается на цепочки последовательных шагов от целей к функциям (бизнес-функциям), от последних к составу структурных единиц, к их подчиненности и установлению коммуникаций, то есть к структуре. Проведенный анализ деятельности хлебопекарных предприятий позволил сформировать шесть системных (процессных) функций. Эти функции — управление, маркетинг, технико-экономическая подготовка производства (ТЭПП), обеспечение, производство и сбыт.

Важная особенность формирования функциональной модели хлебопекарного предприятия состоит в том, что она строится на

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление персоналом.