Развитие системы управления погрузочно-разгрузочными и транспортно-складскими работами

Автор: Быстрицкий В., Поляков С.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМИ И ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКИМИ РАБОТАМИ

В. Е. Быстрицкий, кандидат технических наук, доцент УлГТУ

С. В. Поляков, аспирант УлГТУ ГОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет»

Развитие идей системного подхода к организации управления в настоящее время провозглашается в развитых капиталистических странах как новая философия управления — логистика.

Большинство специалистов выделяют в качестве основы логистического подхода на производстве складское хозяйство и ставят в центр регулирование и планирование его производственного процесса.

По различным оценкам, доля погрузочно-разгрузочных транспортно-складских работ (ПРТС) в себестоимости продукции колеблется от 25 до 40%. Причем 6-10% приходится на потери, связанные с отсутствием подготовки профессиональных инженерных кадров по ПРТС работам, а также с отсутствием правильной организации рабочего персонала.

В качестве одной из наших целей, достижение которых связывается с деятельностью группы по проектированию процессов транспортирования и перемещения материалов, выступает снижение издержек, совершенствование методов работы, оказание консультативной помощи персоналу и подготовка кадров по ПРТС работам.

Рассмотрим прежде всего деятельность группы по экономии затрат. Группа по проектированию ПРТС-работ должна контактировать со всеми функциональными подразделениями и, в свою очередь, должна быть готова оказать им помощь.

Руководитель предприятия также должен рассматривать группу как незаменимый источник экспериментирования и апробации новых подходов к организации ПРТС-работ.

Возьмем другое направление — улучшение методов работы. За ежедневными заботами о выполнении производственных показателей линейному руководителю не хватает времени изыскивать новые методы перемещения материалов, задумываться над тем, какое лучше использовать грузоподъемное оборудование, какие применить контейнеры, как расположить один механизм по отношению к другому или как лучше организовать грузопотоки.

Линейный инженер должен работать совместно с инженером по ПРТС-работам, и, наоборот, для того чтобы работать наиболее эффективным образом, инженер по ПРТС-работам должен постоянно следить за последними достижениями в области транспортирования и перемещения материалов.

Читая техническую литературу, посещая семинары и научно-технические конференции, инженер по ПРТС-работам должен знать преимущества и недостатки новых методов и оборудования. Таким образом, работая совместно с линейным руководителем, инженер по ПРТС-работам может добиться снижения издержек за счет применения новых методов работы.

Он должен также иметь некоторый опыт работы на производстве, которое он обслуживает, и, кроме того, обладать способностью наблюдать.

При подготовке кадров следует учитывать следующее:

— оптимальный состав группы по проектированию ПРТС-работ
— это сочетание опытных специалистов и молодых выпускников технических колледжей;
— на качественное осуществление ПРТС-работ влияет беспристрастная система продвижения кадров.

При кадровом совершенствовании ПРТС-работ нельзя оставить без внимания вопросы организации предприятия или склада. Для того чтобы добиться наиболее эффективного выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ в масштабах всего предприятия, необходимо разработать организационную структуру.

В различных организационных схемах функция перемещения и транспортирования материалов реализуется по-разному. Например, в одной из фирм все инженеры по ПРТС-работам подчинялись руководителю планового отдела, а инженер по ПРТС-работам подчинялся непосредственно главному инженеру. Безусловно, не так уж важно, кому подчиняется инженер по ПРТС-работам, однако в целях достижения наибольшей и устойчивой экономии затрат целесообразно, чтобы он обладал такими же правами, как руководитель планового отдела или руководитель отдела материально-технического снабжения. И совершенно необходимо дать ему все права и возложить на него полную ответственность за организацию материальных потоков от источника до потребителя. Полнота полномочий позволяет осуществить системный подход к организации ПРТС-работ и снизить затраты на них в целом по предприятию до минимума.

Наибольшие трудности на пути осуществления программы совершенствования процессов транспортирования и перемещения материалов возникают тогда, когда инженеры по ПРТС-работам используются для решения самых разнообразных оперативных дел.

Отвлечение их от основной деятельности ведет к задержкам мероприятий программы, их относительно низкой эффективности. Для того чтобы работать эффективно, группа по ПРТС-работам должна действовать в тесном контакте с отделами планирования и материально-технического снабжения.

Например, один специалист должен заниматься вопросами отгрузки, приемки, хранения на открытых площадках, упаковки, отправки экспортной продукции. В функции другого специалиста входит перемещение деталей в ходе производства, транспортирование и хранение законченных изделий, организация складов в сборочных цехах, проектирование контейнеров, внедрение научной организации труда на рабочих местах. Приведенное выше распределение обязанностей позволит инженеру по ПРТС-работам глубже вникнуть в проблемы, найти потенциальные возможности снижения издержек в своей области деятельности, особенно если каждый управляющий, проектировщик, линейный руководитель будут видеть в нем ценного консультанта. В заключение отметим, что, когда численность инженеров по ПРТС-работам достигает нескольких человек, целесообразно поручить одному из них наряду с выполнением своих обычных функций руководство другими инженерами. Безусловно, на небольших предприятиях один инженер по ПРТС-работам выполняет многие функции. Но независимо от размеров предприятия системный подход к решению организационных задач совершенно необходим.

Главный инженер ОАО «УНИПТИМАШ» Мурат Абдулович Халитов:

— На мой взгляд, при проектировании любого производства следует учитывать не только организацию самой технологии, но и правильный подбор, расстановку и мотивацию кадров, направленную на непрерывное всевозможное совершенствование погрузочно-разгрузочных и транспортных работ и на снижение расходов, связанных с ними.

Руководитель отдела логистики ОАО «Ульяновский речной порт» Анатолий Сергеевич Белов:

— Касаясь вопроса совершенствования ПРТС-работ, считаю важным отметить необходимость привлечения на конкурсной основе квалифицированных и творчески мыслящих специалистов. Помимо этого необходимо изучать и внедрять опыт передовых развитых стран.

Исполнительный директор ЗАО «КСК» Николай Иванович Ларионов:

— Исходя из опыта нашей компании для наиболее качественного функционирования транспортно-складских и производственных работ следует проводить ежемесячные собрания, на которых обсуждаются проблемы, стратегия развития и предложения производственных работников (начальник производства, материально-технического снабжения, транспортного отдела, главного инженера и финансового директора).

Также необходимо направлять ключевых работников на различные стажировки, семинары и конференции, посвященные данной тематике. Считаю нужным периодически проводить различные тренинги и корпоративы для создания дружественной и сплоченной атмосферы в коллективе.