Если считать, что цель любого бизнеса – прибыль, для увеличения которой человек упускает из виду многие этические принципы, то миф можно развивать и дальше. М. Абидина

М. Абидина

 

Футуролог Фукуяма писал, что «экономическая деятельность есть важнейшая часть социальной жизни, и в ней принципиальным образом задействованы всевозможные нормы, правила, моральные обязательства и другие общественные навыки человеческого существования, из которых эта жизнь складывается»1. Бизнес, игнорирующий это, нежизнеспособен, так как сама жизнь требует соблюдения ее норм.

 

Что же говорить о таком бизнесе, как консультирование, одна из сторон которого усиливает значимость этического вопроса? Ведь бизнес-консультирование – профессия помогающая. Ее цель – в помощи клиентской организации. И, как любая помогающая профессия, консультирование сталкивается с серьезными этическими противоречиями. Не будучи этически грамотным и не соблюдая нравственных норм, можно не только не помочь, но даже навредить.

 

Этические нормы существуют как для отдельных людей, так и для бизнеса, который и создается этими людьми. Часто дело именно в отдельных лицах, плохо знакомых с этими нормами, а не в организациях, где они работают. В то же время некоторые ситуации требуют от сотрудников поступиться правилами ради дела. Это отдельные случаи. Но, дабы они не перешли в категорию нормы, и существует деловая этика. «Деловая этика – это не обособленная этика, которая ограничивает поведение бизнеса таким образом, каким другие виды индивидуальной и общественной деятельности не ограничены. Не позволяет она также бизнесу поступать так, как не позволено поступать в других областях жизни. Она образует составную часть общей концепции нравственности»2. Обычно она оформлена в различных профессиональных и этических кодексах, в которых перечислены необходимые профессиональные и характерологические качества работника и этические нормы, которым принято следовать в организации.

 

Этические проблемы могут возникать, во-первых, в консалтинговой компании, как и в компании любой другой сферы бизнеса, во-вторых, при предоставлении консультационных услуг клиенту, и, в-третьих, если она сама помогает в решении таких проблем в клиентской организации.

 

Продолжение читайте в печатной версии журнала