Что нам готовит MBA…

Автор: Н. Малюта, И. Омельченко, А. Межевов, О. Андреева, К. Контор, А. Лонгбой (интервью)

ЧТО НАМ ГОТОВИТ MBA…

Кризис и бизнес образование — как ни странно, в условиях кризиса количество желающих учиться на программах MBA увеличивается. Так ли это?

Наталия Евгеньевна Малюта, заместитель директора.
Банковский институт ГУ-ВШЭ:

— Да, так. И это объяснимая тенденция. Дело в том, что именно в период нестабильности возникает потребность в пересмотре собственного взгляда на экономические, политические и социальные процессы в стране и мире, в приобретении новых интересов и занятий, возможно, совершенно отличных от того, чем вы занимались прежде. Одновременно многие принимают решение воспользоваться ситуацией временного «затишья» в карьере и получить дополнительное образование. Например, у нас в Банковском Институте ГУ-ВШЭ количество поступивших на программы MBA набора осень-2008 значительно возросло по сравнению с прошлым годом.

Ирина Николаевна Омельченко, декан факультета ИБМ, директор школы бизнеса факультета ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана:

— Да, это так. Но вполне допускаю, что ситуация может измениться. Слушатели, пришедшие к нам сегодня, воплощают свое давно задуманное решение. Цены мы не снижаем, инфляция растет, рынок труда нестабилен, значит, пришло время делать какие-то долгосрочные вложения. И выбор — собственное образование, вполне естественен. С другой стороны, те, за кого платит предприятие, оказываются точно в такой же ситуации — имеющиеся средства лучше вложить сегодня в своих работников, чем потерять их завтра. Договоры заключены, люди уже проплатили деньги. О каком кризисе бизнес-образования мы можем говорить? Возможно, просто технологически он пока не может прийти в нашу сферу. О том, как будет развиваться ситуация в ближайшие год-два, пока сказать сложно.

Александр Дмитриевич Межевов, руководитель программ МВА «Стратегический и инновационный менеджмент», «Логистика и управление цепями поставок», Директор бизнес-школы иннованики и логистики Государственного университета управления:

— Ситуация несколько противоречивая. На одни программы спрос уменьшился, на другие увеличился. Это объясняется тем, что сегодня наиболее эффективными направлениями вложения капитала является элитное бизнес-образование. Приходящая на программы МВА молодежь прекрасно это понимает, а мы — организаторы и преподаватели — стремимся дать такие знания, которые уже после первого года обучения позволяют слушателям в чем-то пересмотреть свои взгляды на ведение бизнеса. Рост спроса в бизнес-школах также можно объяснить повышением текущей актуальности подготавливаемых специалистов. Спрос, по всей видимости, будет и дальше расти. Думаю, в такой ситуации вузы должны учитывать изменение покупательной способности потребителей услуги и аккуратно менять стоимость своих программ. Некоторые центры при подготовке менеджеров продолжают увеличивать стоимость обучения на 30 — 50% в год. Мы это делаем в пределах роста инфляции. С другой стороны, если повышение стоимости программ МВА обосновано кардинальным пересмотром и актуализацией учебных программ и читаемых дисциплин, то высокий рост допустим.

Ольга Дмитриевна Андреева, декан факультета профессиональных программ. Всероссийская академия внешней торговли:

— Ситуация, которая складывается, тревожит организаторов программ МВА. Как показала практика, кризис все же влияет на бизнес-образование. По моим данным, некоторые ведущие программы в сентябре-октябре потеряли в наборе, есть и те, кто перенес открытие своих программ на более поздний период.

Сегодня все-таки больше нас волнует другой момент. Мы ведем набор группы из 30 человек, в этом случае она коммерчески целесообразна. Несмотря на то, что договоры заключены и проплачен аванс, учиться приходят человек 16. В таком количественном составе группа убыточна. Так, в одной школе, с которой мы сотрудничаем, этой осенью уже открылась программа на точке безубыточности. Кризис уже сказался на бизнес-образовании, в нашей бизнес-школе набор сократился несущественно.

Константин Контор, директор. Американский институт бизнеса и экономики (АИБЭк) :

— Мы действительно ощущаем приток слушателей. Так всегда происходит в периоды кризиса и в годы охлаждения на рынке труда.
Так было и в 1998-м, и даже в 2004-м, когда особого кризиса не было.

Между рынком труда и рынком бизнес-образования отрицательная корреляция — когда можно быстро расти по службе, люди «откладывают» образование, и, наоборот. Когда наступает кризис, людей увольняют. Устроиться на новую работу на падающем рынке очень сложно. У меня есть студенты, которых недавно уволили. И это не их вина — они приятные и грамотные люди, но если
они занимались коммерческой недвижимостью в инвестиционном холдинге, то в их секторе сокращают более половины персонала.

Чтобы достойно встретить удар, нужно заняться чем-то полезным. И то, что люди в такой ситуации начинают учиться, — разумная возможность вложить свое время и деньги.

Помимо увеличения количества слушателей растет и их качество. Корпоративные программы «умирают», а значит, люди начинают платить сами. Как следствие, повышается степень их заинтересованности и ответственного отношения к учебе. Слушатели стремятся получить реальные знания и навыки — не для строчки в резюме, которое в кризис мало кого интересует, — а чтобы повысить шансы на получение новой хорошей работы, когда рынок начнет оживать.

Во время кризиса повышается ценность качества учебных программ. Ряд программ, успешных на волне «пенного» подъема, но достаточно поверхностных, справедливо испытывают трудности, в том числе и финансовые. Мы в АИБЭк чувствуем себя вполне уверенно — качество программы для нас всегда было приоритетом.

Арнольд Лонгбой, директор по корпоративным отношениям и кадровым вопросам европейского кампуса бизнес школы Chicago Graduate School of Business:

— Российское бизнес-образование пока очень молодое, но активно развивающееся направление, как, впрочем, и сама рыночная система в вашей стране. В Америке оно существует уже более ста лет, поэтому проводить какие-то параллели достаточно сложно. Знаю, что российские школы сейчас очень много работают над повышением качества своих программ, привлекая к образовательному процессу преподавателей из международных школ, используя наработанную практику своих западных коллег.

Поэтому постепенно у российских и западных школ появляется все больше общих черт. Но ключевым по-прежнему остается тот факт, что в российских школах бизнеса обучаются преимущественно слушатели из России, в западных — из разных стран мира. Причину вижу в том, что пока российские школы являются локальными, так как преподавание ведется на русском языке. Переход к обучению на одном из международных языков позволил бы привлечь студентов из других стран.

Конечно, российские слушатели могут выбрать и западную бизнес-школу, если они ориентированы на построение карьеры в международном бизнесе.

Поддерживаете ли Вы контакты с выпускниками, что они говорят о кризисе?

Н. Малюта:
— Контакты с выпускниками мы поддерживаем, прежде всего, посредством деятельности нашего Клуба Выпускников. Регулярные встречи Клуба позволяют обеспечить общение выпускников друг с другом и с преподавателями Института. В настоящий момент тема кризиса вызывает самый живой интерес у наших выпускников. Они обсуждают, дискутируют, обмениваются мнениями. Многие из них сталкиваются с проявлением кризисных явлений на практике, в своих компаниях. Как правило, оценка текущей ситуации нашими выпускниками является довольно объективной. Все понимают системный характер кризиса и его последствия, влияние на финансовые системы и экономику каждой конкретной страны и мировую экономику в целом.

О. Андреева:
— Наши выпускники работают в разных сферах, поэтому их точка зрения на сложившуюся ситуацию также разнится. Среди них есть представители инвестиционных компаний, банков, переживающих не лучшие времена, турбизнес также борется за выживание. Но, тем не менее, пока среди наших выпускников царит оптимистичное настроение. Не все верят в то, что суровые прогнозы сбудутся. Замечу, что на общем настроении сказывается и перспектива потери рабочих мест, снижение доходов, неопределенность на рынке труда.

К. Контор:
— Наши выпускники могут быть разделены на три категории. Меньшая часть — владельцы среднего и мелкого бизнеса, а также совладельцы более крупного бизнеса и наемные высшие руководители. Вторая, крупнейшая категория — менеджеры среднего звена. Третья — менеджеры более низкого уровня. Чем выше уровень человека, тем более скептически он смотрит на ситуацию. Менеджеры среднего звена стараются меньше задумываться о кризисе — их задача сейчас удержаться на работе. Сегодня мало кто помышляет о переходе на новое место — ведь волна сокращений только нарастает, при этом тот, кто первый «на вход», первый и «на выход». Многие младшие менеджеры будут уволены.

Еще один важный показатель остроты восприятия — возраст. Чем старше человек, тем сложнее ему переживать кризис. Я помню себя 20 лет назад в 1988 году — пока ты молод и у тебя ничего нет, легко переживаешь любые трудности. В 1998 году мне было 36 лет. У меня по-прежнему мало что было, но тот кризис не прошел незамеченным. А сейчас переживать кризис сложнее. То же и среди выпускников. Чем больше у человека активов и выше положение, тем большим он рискует. Поэтому специалисты высокого уровня и озабочены больше, хотя они меньше паникуют. В нашей стране многие давно «заметили кризис», но его глубину и последствия оценивают по-разному. Обучение в бизнес-школе способствует тому, чтобы человек первым замечал изменение ситуации.

Различно ли качество выпускников?

А. Лонгбой:
— На этот вопрос мне очень трудно ответить, поскольку я лично не знаком с выпускниками российских бизнес-школ. Иногда человек учится в российской школе, а потом поступает в одну из зарубежных, и качество образования таких слушателей достаточно высокое. Традиционно российских выпускников отличает очень хорошее первое высшее образование, фундаментальная общенаучная подготовка, аналитические навыки.

Ваши преподаватели — это практикующие бизнесмены, консультанты. Какие прогнозы звучат от них?

И. Омельченко:
— Честно говоря, для многих кризис не стал неожиданностью. Тенденции в мировой экономике последних лет свидетельствовали о возможном негативном развитии событий. Возможно, в полной мере население нашей страны ощутит его последствия через год-полтора, насколько они будут чувствительны, время покажет. Следует отметить, что ни один экономист, понимающий сложность мировых финансовых и логистических взаимосвязей, не возьмется делать долгосрочный прогноз.

А. Межевов:
— Пока всю глубину кризиса мы еще не прочувствовали. Правительство убеждает, что все стабильно, и денег хватит на то, чтобы покрыть и перекрыть эти возникающие сбои. Хорошо если так и будет, но, думаю, что кризис, наверное, придет к нам в достаточно жестких формах весной 2009 года. Поэтому все будет зависеть от того, как подготовимся. Слушателям я говорю, что пока мы находимся в светлом прошлом, а не в жестком и жестоком настоящем.

Вы общаетесь с представителями мирового бизнес-сообщества, к чему, на Ваш взгляд, приведет кризис? Сократится ли количество слушателей?

А. Лонгбой:
— Действительно, я обсуждал последствия кризиса с преподавателями и специалистами. У каждого свое мнение на этот счет. Поэтому достаточно трудно объединить их, чтобы представить официальную позицию чикагской школы бизнеса. Возможно, будет больше частных влияний. В связи с событиями вокруг США, будут привлекаться дополнительные ресурсы.

У слушателей бизнес-школы сейчас есть возможность разобраться в этих моментах на фундаментальном уровне, начиная с самых базовых понятий и заканчивая теми рисками и последствиями, которые может повлечь за собой финансовый кризис. На данный момент он не оказывает на нас никого влияния. Если и будут какие-то изменения, то, скорее всего, в лучшую сторону.

Моделируете ли Вы программы с учетом кризиса?

Н. Малюта:
— Безусловно. В настоящий момент значительный акцент в наших курсах мы делаем на развитие у слушателей навыков и способности принятия нестандартных решений, а также на поиск альтернативных возможностей в условиях нестабильности.

И. Омельченко:
— Любой преподаватель использует в качестве примеров кризисные явления и практически объясняет их. У нашей страны уже есть опыт прохождения экономически непростых времен — гиперинфляция 91-го, дефолт 98-го. Не думаю, что есть необходимость моделировать программу с учетом кризиса. Зачем моделировать программы под то, что плохо?

А. Межевов:
— Да, мы проводим корректировку. У нас есть резерв часов для введения в учебный процесс элективных дисциплин, соответствующих современным требованиям рынка. Поступают интересные предложения от специалистов, бизнесменов, с которыми мы сотрудничаем. Недавно пришло предложение из Чикаго от доктора наук Валерия Казарина ввести в учебный процесс дисциплину «Антикризисное управление в условиях мирового финансового кризиса». Поскольку на программах МВА у нас учатся топ-менеджеры и представители среднего управленческого звена крупного и среднего бизнеса, открываются возможности и для чтения таких дисциплин, как «Продажа без возражений: как увеличить клиентскую базу» и др. В дополнение к этому мы имеем заявки слушателей по изучению ряда актуальных тем. Они касаются работы антикризисных управляющих, оценки бизнеса, процедур банкротства организаций, оценки финансовых рисков и др. Сейчас мы занимаемся выбором преподавателей, которые раскроют эти актуальные проблемы.

О. Андреева:
— Каждый год пересматриваем программы. Работая на основе государственного стандарта, мы не можем корректировать основу обязательных дисциплин. Но в каких-то пределах мы вольны. Поэтому моделируем, пытаемся адаптироваться к новым условиям. Понимаем, что, возможно, в перспективе нас ждет более жесткая ситуация, чем в начале развития кризиса, поэтому очень рассчитываем, что в этот сложный период приоритетными станут инвестиции в собственную квалификацию, в стоимость своей рабочей силы. А значит, программы МВА должны максимально соответствовать запросам времени.

В учебный план мы вводим некоторые новые дисциплины: глобальная экономика, исследование и прогнозирование общехозяйственной конъюнктуры, финансовые и инвестиционные стратегии, управление финансовыми рисками.Мы очень серьезно анкетируем слушателей, беседуем с нашими выпускниками. Получаемая информация об актуальности тех или иных дисциплин, по объему часов, качеству работы преподавателей позволяет корректировать программу.

В качестве дополнения к программе на мастер-классах мы обсуждаем вопросы развития мирового экономического кризиса, его последствий для реального сектора экономики, банковской сферы. Их ведущими становятся успешные бизнесмены, известные экономисты, общественные деятели.

Совсем недавно мастер-класс о возможных последствиях мирового экономического кризиса провел профессор А.И. Бельчук. Сейчас для организаторов программ МВА важным становится снижение затрат, сокращение своих издержек. Ведь стоимость бизнес-образования сегодня также крайне высока. В некоторых бизнес-школах она уже на уровне западных стандартов. Сейчас вышли новые требования к программам МВА, в которых появилось положение о том, что слушателям, имеющим профильное образование — экономическое или управленческое, могут быть перезачтены 260 часов. Сегодня наша школа готова предложить рынку программу для данной категории, рассчитанную на 12 месяцев. Понятно, что она будет стоить существенно дешевле.

К. Контор:
— И да, и нет. Сама программа не изменяется, но кризисные ситуации в качестве примеров используются постоянно. Это естественно — при спаде подчеркивать кризисные явления, а при подъеме — больше говорить о росте. Основа нашей программы — фундаментальные вещи, поэтому менять ее нет никакого смысла. Мы никогда не стремились делать акцент на модных областях. В бизнес-образовании большинство знаний и навыков нельзя применить на практике немедленно. Не все с этим согласны, но я этот подход исповедую много лет.

Взгляд с более глубоких философских позиций позволяет использовать полученные знания на всех этапах профессиональной жизни. Что необходимо для того, чтобы стать слушателем Ваших программ MBA? Кому отказываете?

Н. Малюта:
— Необходимо иметь большое желание развивать себя и свои способности менеджера в течение 2-х лет обучения. Наши программы MBA — это серьезный труд, направленный на приобретение практических навыков и совершенствование креативной составляющей. Конечно, наш потенциальный слушатель должен иметь диплом о высшем образовании и стаж работы не менее 2-х лет. Обязательным является прохождение входного тестирования.

И. Омельченко:
— Каждый поступающий к нам проходит этап собеседования. Общее требование — стаж работы не менее двух лет. Иногда уже после первого этапа люди уходят, так как понимают, что учиться у нас тяжело. Почему? Мы поддерживаем достаточно высокий образовательный уровень. Многие наши преподаватели — из МГТУ, других известных вузов. Это люди, привыкшие работать с достаточно грамотной, подготовленной аудиторией, а значит, уже на собеседовании поступающим приходится отвечать на довольно сложные вопросы, требующие широты знаний, общего кругозора. Мы постоянно проводим опрос среди слушателей, выявляя степень их удовлетворенности учебным процессом. Ребятам нравится, да и цифры говорят сами за себя. В феврале получат дипломы пять человек — наш первый выпуск. Сейчас в группе уже двадцать семь человек.


А. Межевов:
— Мы работаем в стенах ГОУ ВПО ГУУ и учим менеджменту, поэтому четко придерживаемся требований, установленных Министерством образования по приему слушателей на программы МВА, — стаж не менее двух лет, диплом о высшем образовании. Стараемся никому не отказывать и принимаем людей, которые когда-то получили, например, военное или педагогическое образование. В рамках первого общеобразовательного блока мы доводим их до определенного уровня подготовки — в программу включены дисциплины: экономика для менеджеров, менеджмент, логистика, маркетинг, финансы, управление персоналом и др.

Благодаря такому подходу они начинают воспринимать действительность с позиций менеджмента как экономисты, и тем самым подтягиваются к тем, кто приходит, имея базовое экономическое образование.

Слушателей программ МВА можно разделить на два типа — те, кто имеет собственный бизнес и определенный управленческий опыт, — те, кто «набил шишки» на собственном опыте. И вторая категория — среднее управленческое звено. Перед ними стоят несколько иные задачи, да и «набитых шишек» у них намного меньше — это в большей степени прерогатива топов. Но они стремятся вырасти до определенного, достаточно высокого уровня, стать, например, руководителями планового, маркетингового управлений и др.

Первую категорию мы учим принимать правильные, обоснованные решения, а вторую этому же, плюс стимулирование карьерного роста.

О. Андреева: — Сейчас стало модно говорить о необходимости строгого отбора слушателей, потому что качество выпускников должно работать на репутацию бизнес-школы. Но я убеждена, что принимать нужно тех, кто мотивирован и хочет учиться. В нашу школу мы отбираем людей не для того, чтобы потом хвастаться выпускниками, нет. Наша задача — принести им пользу, научить их быть успешными в бизнесе. Они должны выйти из стен Академии людьми иного качественного уровня, новых взглядов. Это мое твердое убеждение. Конечно, на этапе приема мы соблюдаем все стандартные требования к программам МВА — наличие высшего образования, стаж работы в должности менеджера не менее трех лет, проводим собеседование. Особое внимание уделяется ответам на такие вопросы, как: почему вы приходите на программу? Какие ставите перед собой задачи? Что вы ждете от обучения?
Если у человека завышенные ожидания, и он уверен, что, выйдя за порог бизнес-школы, сразу станет топ-менеджером «ЛУКОЙЛа», объясняем ему реалии, на что действительно он может рассчитывать. Мы стараемся никогда не обманывать наших слушателей.

Иногда поступающие к нам высказывают опасение, что при существующей сложности программы и необходимости четыре раза в неделю с 19.00 до 22.00 после трудового дня слушать лекции, они просто не в силах будут освоить весь материал. На что мы отвечаем, что со стороны Академии, деканата сделаем все, чтобы упростить учебный процесс, сделать его более комфортным — выдаем учебники, в которых есть конспекты лекций, кейсы, на занятиях можно задавать вопросы, рассматривать какие-то конкретные ситуации, у нас работает электронная дистанционная библиотека. Если человек хочет учиться, его нужно поощрять и содействовать в этом.

Не принимаем людей без высшего образования, соответствующего стажа, а также тех, кто приходит и ведет достаточно прозрачные разговоры о том, что не собирается учиться, так как очень занят, но карьера без диплома МВА для него невозможна. На входе он хочет сориентироваться, можно ли, придя и заплатив определенную сумму, без посещения занятий получить диплом. Таким мы отказываем. Были случаи, когда принимали людей, производивших на нас благоприятное впечатление, которые потом переставали посещать занятия, не сдавали экзамены и зачеты, не участвовали в процессе обучения — таких слушателей мы отчисляли. На нас не действуют доводы о том, что человек заплатил, — мы возвращаем деньги.

К. Контор:
— Для обучения нашей программе необходимо высшее образование. Поскольку мы преподаем на английском языке, слушатель должен говорить и писать по-английски. К нам может прийти любой человек и выбрать любой курс. При этом в течение года есть периоды по 2 — 3 недели, когда можно сдать достаточно простой экзамен по математике и английскому языку. Процент отсева после него есть, но незначительный. Если слушатель сдает такой экзамен, он получает серьезную скидку, почти 40%. Даже те, за кого платят
компании, сдают этот экзамен, а потом приходят к руководству и сообщают, что сэкономили деньги компании. Такая практика существует у нас много лет.

Бывает, что человек приходит, а учиться не хочет. Если студент не справляется с заданиями и экзаменами, мы с ним прощаемся. Замечу, что речь не идет об искусственно жесткой позиции. Я лично рассматриваю все потенциально конфликтные ситуации. Но мы всегда прямо говорим — если вы пришли просто послушать, можете полностью оплатить обучение МСФО и слушать, но не рассчитывайте на сертификаты и диплом.

Расскажите о Ваших лучших преподавателяхпрактиках.

Н. Малюта:
— К проведению занятий на наших программах MBA мы привлекаем преподавателей-практиков, занимающих различные руководящие
должности в банках, пенсионных фондах, инвестиционных и страховых компаниях, компаниях реального сектора. Это высококлассные специалисты, которые своими руками делают живой бизнес, развивают производства, принимают важнейшие решения. Одновременно мы приглашаем выступить перед нашими слушателями представителей Правительства, регулирующих органов (Банка России, Агентства по страхованию вкладов), то есть, так называемых, policy makers.

И. Омельченко:
— Основной преподавательский костяк — преподаватели из МГТУ. Финансовое направление читают специалисты-практики, работающие в этой сфере. Пофамильно я бы не хотела их называть, поскольку это наш небольшой секрет. Есть преподаватели из других вузов. Все они кандидаты и доктора наук. Необстрелянных людей у нас нет. Для преподавателей-практиков работа у нас — хороший опыт. Почему? Общаясь со слушателями, они постоянно находятся в курсе волнующих их проблем. А это двоякий момент. С одной стороны, они наталкивают преподавателя на темы, которые им интересны, с другой — мотивируют его к расширению круга вопросов, с которыми он работает в бизнесе.

Преподаватель не может отказать слушателю в ответе на его вопрос. Он может попросить время, чтобы подготовиться, — такой стиль общения с аудиторией привлекает. Это намного лучше, чем вдаваться в пространные рассуждения непонятно о чем.

А. Межевов:
— ГУУ стал одним из первых вузов в России участником эксперимента по проведению программ МВА. Сегодня можно констатировать, что наши учебные планы используются как базовые при подготовке в области менеджмента, и до настоящего времени мы занимаем лидирующие позиции в области качества подготовки слушателей.

Основа преподавательского коллектива многих наших программ — штатные преподаватели университета, имеющие достаточно большой опыт практической работы, в основном, в области управленческого консалтинга. Я бы хотел назвать профессора Бориса Киселева — одного из ведущих, на мой взгляд, преподавателей университета по стратегическому менеджменту; профессора Бориса Аникина, зав. кафедрой логистики, автора известных учебников, которые пользуются спросом не только у нас, но и переводятся на иностранные языки; профессора Юрия Неруша, который также известен широкому кругу логистиков. Известны в России специалисты по маркетингу — профессора Геннадий Азоев и Александр Челенков, в области менеджмента — профессора Виктор Антонов, Валерий Масленников, Александр Райченко. Мы приглашаем управляющего директора и партнера компании Management Consulting Partners Group Михаила Серова, выпускника нашего университета, который всегда охотно откликается и с удовольствием делится накопленным опытом. Принимает участие в подготовке специалистов член московской городской коллегии адвокатов Валентина Межевова.

В меньшей степени, по сравнению с другими программами дополнительного образования, мы обращаем внимание на ученые степени и звания. Кадры для реализации программ МВА готовим последовательно. Как правило, сначала преподаватель пробует свои силы в рамках программ второго высшего образования и краткосрочных семинаров, далее профессиональной переподготовки — менее элитных, слушатели которых обычно менее требовательны, чем на МВА. Работа преподавателя оценивается аудиторией.

Если мы получаем информацию о том, что он обладает требуемым багажом знаний, красноречив, убедителен, использует достаточное количество практических материалов, у него наглядно представлены те положения, которые он хочет донести до аудитории, и пр. — этого преподавателя мы начинаем приглашать на программы МВА.

О. Андреева:
— Это наша гордость. В прошлом году в рейтинге бизнес-школ одного из изданий наш преподавательский состав занял первое место. Качественно высокий уровень преподавания в Академии — это заслуга ее руководства, сумевшего сохранить хороший преподавательский состав, привлечь новых интересных молодых преподавателей, практиков.

Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности у нас читает А.С. Комаров, председатель арбитражного суда при ТПП. У нас работает М.Г. Розенберг, юрист с мировым именем, который участвовал в процессе создания Уголовного кодекса. В области маркетинга — И.И. Кретов.

Единственный сложный вопрос для нас — некоторые финансовые дисциплины — бухучет, МСФО. Мы приглашаем преподавателей из Центра бухучета МГУ. В целом же 70 процентов преподавателей, работающих на программе МВА, — это преподаватели Академии внешней торговли.

К. Контор:
— Считается, что преподаватель в бизнес-школе должен быть обязательно практиком. Но я утверждаю, что он должен быть в не меньшей степени и преподавателем. Преподаватель — это особая квалификация, чтобы не сказать, талант или искусство. Я знаю множество замечательных практиков, которые не смогли бы стать преподавателями. У нас работают успешные специалисты высокого класса. Я веду финансовые курсы, при этом мой основной бизнес — оценка компаний и персональное консультирование.

Мой партнер ведет занятия по бухгалтерскому учету. Он в меньшей степени бизнесмен, но имеет большой опыт работы и очень глубоко погружен в современный материал. Известный психолог и психотерапевт ведет специальный курс по бизнес-психологии, практикующий юрист с многолетним опытом — бизнес-право и переговоры. Стратегический менеджмент и организационные структуры ведет бывший партнер Price Waterhouse Coopers. Современный продвинутый маркетинг читает известный, очень харизматичный и талантливый консультант.

Для всех преподавателей работа в нашем университете — не единственное занятие. Все они — очень грамотные люди, умеющие работать со студентами, которые учатся по вечерам, при этом работают, ездят в командировки, и потому при всей ответственности могут уделять учебе ограниченное внимание. Поэтому индивидуальный подход, ответы на вопросы и общение вне учебного класса —
норма нашего преподавания. А для этого преподавать надо любить.

Персонал и современный бизнес, как изменилась роль персонала, на чем Вы делаете акцент в обучении?

Н. Малюта:
— Акцент делается на двух основных аспектах: на умении «выживать» в нестандартных условиях и на понимании всех бизнес-процессов и взаимосвязей в условиях существующей глобализации.

И. Омельченко:
— Для успеха в любом виде деятельности человек должен обладать глубокими знаниями в своей области, быть образованным и интеллигентным. Многим вещам научить, как правило, нельзя. Их можно просто показать. Поэтому весь наш преподавательский состав подбирается с учетом того, чтобы своим примером, манерой поведения, общения не только привлекать слушателей, но и побуждать их перенимать все лучшее.

Когда мы говорим о персонале в современном бизнесе, надо понимать, насколько значительна роль дисциплинарной составляющей. Человек может быть очень талантлив, и в то же время в принципе не признавать требования дисциплины и порядка. В целом образовательный процесс в МГТУ нацелен на развитие управленческих навыков.

А. Межевов:
— Роль персонала повысилась, и это очевидный факт. «Кадры решают все» — было время, когда мы смеялись над этим утверждением и считали, что кухарка может управлять государством. Сегодня все пришли к пониманию того, что кухарка должна руководить кухней, а бизнесом — высококвалифицированные специалисты. Слушателей мы стараемся подготовить к тому, что им необходимо научиться не бояться ответственности, уметь принимать обоснованные решения, не страшиться бремени лидерства и стремиться к нему, для того чтобы более эффективно и быстро решать любые проблемы, «зарабатывать» возможности для дальнейшего роста. Иными словами, мы готовим слушателей к тому, чтобы стать первыми среди равных, преуспевающих в бизнесе.

О. Андреева:
— Между идеей и результатом стоит человек, и на этом рубеже начинаются сбои. Можно пытаться претворить в жизнь самые прекрасные идеи, но если тот, кто призван это сделать, не знает, как организовать решение вопроса, мы не получим результата. Персонал — это очень важная составляющая успеха любого бизнеса.

Половину учебного плана по любой специализации МВА мы уделяем управленческим дисциплинам. Проводим тренинги по тайм-менеджменту, навыкам презентации, управлению продажами, коммуникациям внутри коллектива и во вне, формированию репутации, бренд-менеджменту. Добиваемся ли результата? Не могу сказать, что все блестяще. К нам приходят уже взрослые сформировавшиеся люди, и иногда наши усилия не приносят тех результатов, на которые рассчитывали. По моим наблюдениям, этим вопросам сейчас уделяют огромное внимание в ведущих российских бизнес-школах.

К. Контор:
— У нас есть курс «Управление персоналом в организациях», но он не вполне стандартный. Лично я не люблю идиотов, преподаватели и студенты тоже. И в этом смысле мы не акцентируем внимание на модных HR-методиках, дающих рецепты — «7 шагов того-то…», «10 подходов к этому…» Я вообще считаю, что многие HR-технологии — полная чушь. Знаю, что мое мнение не совпадает с мнением большинства. Мы фокусируем внимание на том, что если человек что-то делает лучше других, у него появляется возможность формировать группы людей с внутренней мотивацией. Мы стремимся к тому, чтобы человек понимал, что он не какой=-то абстрактный «персонал», а вполне конкретный специалист и человек. При этом в успешных компаниях с жесткой корпоративной культурой далеко не всегда относятся к сотрудникам как к «винтикам».

Технологизация взаимодействия с людьми — не всегда правильный подход. Я уже больше десяти лет не работаю по найму, но в свое время четыре года проработал директором в крупной инвестиционной компании. Вспоминая все лучшее, что было достигнуто, понимаешь, что люди достигали цели, помогая друг другу.

Вообще я индивидуалист и не скрываю этого, в том числе и от своих студентов. Но считаю, что если человек сам по себе что-то представляет, то в любом коллективе он не потеряется. А если он — офисный «планктон», то очень жаль.

IT-персонал, что нового Вы рассказываете слушателям?

Н. Малюта:
— В области IT мы делаем акцент на существующих на рынке IT-решениях, особенностях их применения и, с учетом текущих реалий, практике оптимизации IT-процессов в компании.

К. Контор:
— Общеизвестно, что IT-специалисты — люди странные. Но мне приходилось иметь дело с вполне адекватными представителями этой профессии. Один из выпускников нашего университета — владелец IT-компании среднего размера. Так получилось, что впоследствии он был моим клиентом уже по другой линии, и более полугода я провел с его ведущими менеджерами. Несмотря на то, что первое время они находились в своем коконе и разговаривали на своем языке, выяснилось, что это вполне адекватные люди.

Почему-то IT-специалисты считают, что их просто должны все понимать. Это отнюдь не так — никто никому ничего не должен. Я финансист, знаю множество специальных концепций и инструментов и понимаю, как все это работает. Однако от своих студентов я этого не ожидаю и просто рассказываю им о сложных вещах.

Наша компания небольшая, и мы давно отдали IT-поддержку на аутсорсинг. С нами работает IT-специалист, с которым нам очень легко. Он всегда знает, какие у нас могут возникнуть проблемы, что когда сломается и о чем стоит побеспокоиться заранее.

Расскажите о себе.

Н. Малюта:
— Я сама закончила программу MBA «Финансы» Банковского Института ГУ-ВШЭ, после чего была приглашена преподавать на программах MBA и второго высшего образования. В настоящий момент являюсь заместителем Директора Банковского Института. Параллельно с обучением на программе MBA защитила кандидатскую диссертацию. Также ни на минуту не оставляла практическую деятельность. Имею десятилетний опыт работы на различных должностях в коммерческом банке с иностранным участием. Сейчас возглавляю Отдел внутреннего аудита компании ЗАО «ЮниКредит Атон».

И. Омельченко:
— Я окончила МВТУ в 1981 году, кафедру сопротивления материалов, по специальности «Динамика и прочность машин». Затем волей судьбы занялась материально-техническим снабжением. Защитила кандидатскую диссертацию по организации производства, потом докторскую, я доктор технических наук.

Была назначена деканом. И уже, будучи деканом, выполнила вторую докторскую работу — мне была присвоена степень доктора экономических наук.

А. Межевов:
— Родился в Москве в семье служащих. В 1975 году окончил Московский институт управления, т.е. то учебное заведение, которое сегодня называется Государственный университет управления. В настоящее время имею ученую степень доктора экономических наук, директор бизнес-школы инноватики и логистики, профессор кафедры логистики, имею ряд публикаций, монографии, которые пользуются спросом в т.ч. на программах МВА. В 1998 году был назначен директором бизнес-школы. В том же году стал одним из организаторов реализации в ГУУ «Программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства РФ — Президентской программы», участвовал в реализации ряда проектов Национального и Московских фондов подготовки кадров. Организовывал семинары по «Менеджменту и сертификации систем качества». В настоящее время в бизнес-школе реализуем программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров для ведущих российских корпораций «Национальная логистическая компания» и «Русьимпорт».

О. Андреева:
— Я окончила Московский государственный институт международных отношений. Позже был опыт работы в «Продинторге», Всероссийском научно-исследовательском конъюнктурном институте. Преподавательскую деятельность начала в 1993 году в Академии внешней торговли. У меня есть ученая степень — я кандидат экономических наук. Преподавала маркетинг и по собственной инициативе начала организовывать этот факультет, который в 1996 году стал самостоятельным подразделением ВАВТ. Наш первый набор состоял из 50 человек. Сейчас мы доросли до 400 человек в год. На факультете помимо нашей основы — программы МВА, есть программы повышения квалификации и переподготовки. Последние годы активно занимаемся корпоративным обучением.

В прошлом году обучали по программе «Россия и ВТО» специалистов Счетной Палаты и Центрального банка.

К. Контор:
— Я в свое время окончил МФТИ, но на третьем курсе понял, что научным работником не буду. В 1988 году открыл с приятелями учебный кооператив. Преподавание всегда меня привлекало. Наверное, это гены — моя мать преподаватель. В 1992 году уехал в США, где в UCLA получил диплом МВА в области финансов. Когда уезжал, у меня не было понимания, чем в будущем буду заниматься, но мне повезло. Я вернулся в Москву и стал директором по исследованиям крупной инвестиционной компании «РИНАКО Плюс». То, чему меня учили в Америке, я смог применить на реальном быстро развивающемся рынке. Объездил весь мир, выступая на конференциях, а когда в 1998 году наступил кризис — вспомнил о преподавании.

В АИБЭк учился с 1990 по 1992 год, был студентом первого набора. В 1995 году, по возвращении из-за рубежа, стал первым российским преподавателем, в 1999 году — директором, а в 2001 году — совладельцем.

В 1998 году открыл компанию KKP Partners, оказывающую консультационные услуги в области корпоративных финансов, стратегии и VIP-обучения. Наши клиенты — достаточно обеспеченные люди, которые сколотили свое состояние сами.

С 2000 года преподаю в Стокгольмской школе экономики в Риге, проводя финансовый модуль программы Executive MBA. То, что я всю жизнь занимаюсь преподавательской деятельностью — не случайно. Мне нравится. Пусть прозвучит как хвастовство, но это очень благодарный бизнес. Преподавая, много отдаешь, но много и получаешь. В этом бизнесе нельзя заработать очень много денег, но он позволяет делать то, что я умею, и так, как мне удобно.

Я встаю и ложусь поздно, могу встретиться с кем угодно в непринужденной обстановке, чтобы поговорить, дать интервью. Мне это удобно, и я это ценю. С возрастом начинаешь острее понимать, как важно делать то, что нравится. Я занимаюсь очень приятным и достойным бизнесом и счастлив, что моя жизнь сложилась именно так.