Кто хочет работать, ищет способы, а кто не хочет — причины

Автор: С. Алимбеков (интервью)

КТО ХОЧЕТ РАБОТАТЬ, ИЩЕТ СПОСОБЫ, А КТО НЕ ХОЧЕТ- ПРИЧИНЫ

СЕРГЕЙ САИДОВИЧ АЛИМБЕКОВ, Управляющий директор ЗАО «АКАДО-Столица»

Что Вам удалось реализовать в прошлом году из задуманного?

— В уходящем году мы проделали серьезнейшую работу. Мы прошли сетью три миллиона квартир в Москве, подключили один миллион абонентов, а также интегрировали приобретенные домовые сети и абонентов в нашу сеть.

Важным технологическим достижением этого года можно считать запуск услуг телевидения высокой четкости (HDTV). Это абсолютное новаторство для кабельных операторов в России.

Что не удалось реализовать и почему?

— Наступивший кризис помешал реализовать план запуска услуги "Видео по запросу" (VoD). Но мы все равно рассчитываем запустить эту услугу в следующем году, пусть и не так масштабно, как задумывалось изначально.

Как Вы формируете свою команду? Каковы основные принципы, критерии отбора, предпочтения?

— Принцип простой: я должен человеку доверять. Человек должен быть честный, ответственный. Топ-менеджер должен уметь брать ответственность на себя. Если сотрудник не выполняет указания или выполняет их неправильно, часть ответственности лежит на руководителе. Каждый солдат должен знать свой маневр, а офицер должен уметь этот маневр истолковать.

Когда Вам ясно, что человека стоит брать в команду?

— Время. Вот единственный аргумент. Должно пройти время, прежде чем я начну доверять человеку. Собственно, он должен попадать под уже описанные критерии и за определенный период успешно выполнить ответственные поручения.

Что Вы категорически не приемлете в топ-менеджерах?

— Есть две отличные поговорки, которые описывают мой подход к оценке чей-либо деятельности. Первая такая: кто хочет работать, ищет способы, а кто не хочет — причины. И вторая: мало быть умным, надо иметь результат. Плох тот топ-менеджер, который этих вещей не понимает.

Бизнес похож на игру в шахматы? Если да, то почему, если нет, то на что он похож из игр?

— Бизнес не похож на шахматы, потому что шахматы — крайне регламентированная игра. А бизнес, как его ни регламентируй, живет своей жизнью. И он живет хорошо только тогда, когда в нем действуют нестандартные решения. Поэтому бизнес скорее похож на карточные игры. Не какую-то конкретную игру, а на карты во всем их разнообразии. Много приемов, много игроков и весомый фактор случайности.

Какие сказочные герои Вам нравились и почему, а какие нет?

— Один из моих любимых сказочных персонажей — это Емеля. На мой взгляд, он чрезвычайно эффективен. Он достигает результата, но при этом прилагает минимум усилий. Нелюбимых сказочных персонажей назвать сложнее. Я скорее могу назвать те качества, которые мне в них не нравятся. Это подлость и ложь. Впрочем, можно вспомнить такого персонажа. Это Руф Билан из книги Волкова "Семь подземных королей". Кто знает, тот поймет.

Кто из наших топ-менеджеров Вам нравится? А кто нравится из иностранных?

— Из наших — Чубайс. Нравится своей результативностью. Умный, результативный и разносторонний человек, классический управленец. И в правительстве поработал, и в бизнесе себя показал.

Из иностранных, пожалуй, Ричард Брэнсон. Он мне нравится своим подходом, своими человеческими качествами. Мне чрезвычайно симпатичен его подход к жизни и к бизнесу, нравится то, как он свои человеческие качества монетизирует. Я бы таким быть не смог. Чтобы делать то, что делает он, надо быть таким человеком.

Вы верите в то, что Россия через 10-20 лет вернет себе роль одного из мировых лидеров?

— Однозначно да. Уверен, что это случится. Залог нашего успеха — это человеческие ресурсы. С умственным потенциалом в России никогда не было проблем. Только надо не мешать людям раскрывать себя в полной мере.

Какие из новых направлений бизнеса будут играть ведущую роль в экономике будущего?

— Нанотехнологии! Не зря ж мне Чубайс нравится! (Смеется) Вообще я очень жду прорыва в микромире. Думаю, перспективно направление квантовых вычислений. Жду скачок в отрасли производства и передачи энергии. Посмотрите, сколько денег тратится на передачу энергии! Проводная передача себя изжила. В энергетике должен быть какой-то прорыв.

50 миллионов американцев работают дома, используя интернет и телефон. Это явление может изменить бизнес в Америке? А в России?

— Мне кажется, что у нас есть проблемы с дисциплиной. Мы люди творческие, свободолюбивые. В России такую схему работы будет сложно осуществить. И вообще я считаю, что работа на дому больше подходит для людей научных профессий, а их, понятно, меньшинство.

Ну и еще нельзя не сказать об особенностях нашего менталитета. В России многие ходят на работу, чтобы жить в коллективе. На Западе люди разделяют жизнь рабочую и жизнь личную. У нас же все очень переплетено. Не думаю, что у нас люди массово способны работать дома, в отрыве от коллектива.

Бизнес-разведка и персонал: как минимизировать риски тем, у кого есть, что прятать от конкурентов?

— Считаю, что спрятать нереально. На то она и конкурентная борьба. Если у конкурента появляется преимущество, то весь рынок старается его нивелировать. И во время этого процесса люди могут создать еще более сильное конкурентное преимущество для отдельных компаний.

Вот, взять, к примеру, атомную бомбу. Технология секретней некуда. И все равно технология была получена Советским союзом, который в итоге в атомной гонке обогнал своих конкурентов.

Какие неудачи или удачи в Вашей жизни и бизнесе привели Вас к успеху?

— Их перечислить сложно. Но важен принцип: во всех неприятностях и неудачах надо обвинять только себя, а во всех удачах благодарить обстоятельства. Поэтому если приводить в пример мои личные достижения, то можно сказать, что моим достижениям
способствовали все неудачи — и маленькие и большие.

А удач особых не было. Миллион долларов в лотерее не выигрывал.

Удача в бизнесе — это итог чего?

— Удача — это результат упорной, кропотливой и планомерной работы. И никак иначе. Удачу нельзя получить случайно. Конечно, все случается. Но лично мне такие примеры не известны.