Игра на опережение

Автор: М. Шаккум (интервью)

ИГРА НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

МАРТИН ШАККУМ, Председатель комитета государственной думы по строительству и земельным отношениям

Родился 21 сентября 1951 года в г. Красногорске Московской области. Окончил Калининградское высшее военно-инженерное училище, затем — инженерно-строительный институт.

1975-1978 гг. — работал сотрудником лаборатории Института космических исследований г.Москвы.

1978-1991 гг. — инженер-наладчик, главный инженер, заместитель начальника, начальник Управления специальных работ Главмособлстроя.

С 1991 года до избрания в Государственную Думу ФС РФ — генеральный директор, вице-президент, президент Международного фонда экономических и социальных реформ (фонд «Реформа»).

В апреле 1996 года создал и возглавил Социалистическую народную партию России (СНПР). В июне 1996 года баллотировался на пост Президента РФ.

19 декабря 1999 года избран депутатом Государственной Думы ФС РФ третьего созыва по Истринскому одномандатному избирательному округу №105 (Московская область). Выдвигался от избирательного блока «Отечество — Вся Россия».

В Государственной Думе вошел в состав депутатской группы «Регионы России». До апреля 2002 года занимал пост заместителя председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам; затем — пост председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

В декабре 2003 года избран депутатом Государственной Думы ФС РФ четвертого созыва от Истринского одномандатного избирательного округа № 106 (Московская область).

Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности, строительству и наукоемким технологиям,

Член Высшего Совета ВПП «Единая Россия»,

Член Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

Награжден Орденом «За заслуги перед отечеством» IV степени, орденом Дружбы, медалью «В память 850-летия Москвы», Почетной грамотой Государственной Думы.

Кандидат психологических наук, доктор экономических наук.

Женат. Имеет дочь и двух сыновей.

Хобби — экстремальная рыбалка и горные лыжи.


Кто вам импонирует из современных российских чиновников?

— Прежде всего, я хотел бы отметить, что у России сегодня компетентное, эффективное и ответственное руководство. Это обстоятельство имеет исключительное значение, поскольку в нашей стране традиционно все наиболее значимые преобразования планировались и осуществлялись «сверху».

Очень важно, что сегодня исполнительная и законодательная власть не находятся в непримиримом конфликте, как это было во времена Ельцина, а наладили конструктивное взаимодействие.

Президент и Правительство не только своевременно принимают необходимые антикризисные меры, но и во многом «играют на опережение». По существу, создан постоянно действующий «антикризисный штаб», который принимает оперативные решения, не будучи скованный какими-либо экономическими догмами. Благодаря президенту Д.А. Медведеву и премьеру В.В.Путину, разработана стратегическая программа преодоления кризиса, которая неуклонно претворяется в жизнь.

Но здесь, отвечая на ваш вопрос, бы я хотел выделить роль человека, который координирует всю эту работу, пользуясь военной терминологий, на «оперативно-тактическом уровне». Это первый заместитель Председателя правительства Игорь Шувалов.

Очень важно, что, имея серьезный опыт работы в бизнесе, он может взглянуть на проблемы экономики как бы с двух сторон — с точки зрения государственных интересов и с позиций предпринимателей. Именно это обстоятельство способствует принятию оптимальных экономических решений. Убежден, что благодаря совместной работе Президента, Премьера, Правительства, Государственной думы, партии «Единая Россия», мы сможем не просто выйти из кризиса с минимальными издержками, но и обеспечить структурную перестройку нашей экономики, вывести ее на новый технологический и организационный уровень.

Госмонополии традиционно повысят цены с Нового года. Это поможет выходу из кризиса?

— Этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях правительства. С одной стороны, нельзя допустить, чтобы рост тарифов усугубил и без того непростое состояние многих отраслей российской промышленности, привел к снижению уровня жизни граждан. Скажем, в условиях падения цен на энергоносители и роста тарифов на железнодорожные перевозки экспорт российского угля в Европу может стать нерентабельным. А с другой, сами монополии — крупнейшие инфраструктурные компании — нуждаются в средствах для инвестиций в дальнейшее развитие. Кроме того, в условиях ослабления рубля по отношению к бивалютной корзине рост тарифов становится неизбежным. То есть, в этом вопросе важно найти оптимальный баланс.

Недавно правительство приняло решение, которое в той или иной степени ограничит ранее запланированный рост тарифов госмонополий. В частности, тарифы на газ для населения не будут единовременно повышены с 1 января 2009 года на 25%, как это планировалось ранее, а будут расти поквартально: в первом квартале на 5%, во втором квартале на 7%, в третьем квартале на 7%, в четвертом квартале — на 6,2%. Рост тарифов на электроэнергию составит 19%, вместо запланированных 25%. Железнодорожные тарифы в 2009 году повысятся с 1 января на 5% и с 1 июля на 5,7%, при том, что ранее планировалось годовое повышение на 14%. При этом правительство намерено компенсировать РЖД выпадающие доходы в размере 50 миллиардов рублей. Таким образом, по мнению правительства, удастся обеспечить устойчивое развитие экономики.

Что касается рядовых граждан, то для них особое значение имеет рост тарифов на услуги ЖКХ. Государственная дума 17 декабря 2008 года приняла предложенные мною поправки в пакет законов, ограничивающие рост тарифов. Теперь при необходимости правительство может несколько раз в году устанавливать предельные нормы тарифов для населения, ограничивая возможности регионов бесконтрольно повышать их. Кроме того, существует норма, согласно которой платежи за услуги ЖКХ не могут превышать 22% от совокупного дохода семьи. В отдельных регионах эта цифра существенно ниже. Наш Комитет уже давно выступал за снижение этой нормы до 18, а впоследствии и до 15%.

Недавно премьер-министр Владимир Путин говорил о необходимости поиска источников дополнительной адресной поддержки семей, оказавшихся в трудной ситуации вследствие кризиса. Полагаю, что и правительство, и Государственная дума сделают все возможное, чтобы не допустить необоснованного роста тарифов.

Как оживить строительный бизнес в России и надо ли его оживлять? Насколько эффективной в этом плане может быть государственная поддержка?

— Оживлять строительный бизнес, безусловно, надо. Сегодня в условиях финансового кризиса, недостатка оборотных средств и трудностей с кредитованием многие строительные проекты оказались замороженными. Замедляются темпы ввода жилья. Все это может негативно сказаться на реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Мы не должны допустить, чтобы финансовый кризис привел к невыполнению социальных обязательств государства перед гражданами. Как заметил недавно президент Дмитрий Медведев, мы не для того развивали социальную сферу все последние годы, чтобы теперь в одночасье все потерять.В этих условиях государство обязано не просто поддержать строительный сектор, но и в полном объеме предоставить жилье тем гражданам, перед которыми оно имеет свои обязательства — военнослужащим, молодым семьям и т.д.

Меры государственной поддержки строительного сектора можно разделить на два направления. Во-первых, это выкуп жилья у застройщиков с целью предоставления его отдельным категориям граждан.

Хотел бы напомнить, что 20 ноября этого года Государственная дума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, по которому регионам РФ будут предоставлены средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 50 миллиардов рублей на финансирование программ по переселению граждан из аварийного жилья по упрощенной процедуре.

Соответствующие изменения были внесены в закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты РФ. Эти средства будут выделяться до 31 декабря 2009 года включительно, при условии наличия региональных адресных программ по переселению граждан, а также при условии выделения средств из бюджета соответствующего субъекта РФ на долевое софинансирование переселения граждан.

При этом ужесточен контроль за целевым использованием средств, выделяемых регионам и муниципалитетам. Для этого будет применяться порядок, аналогичный порядку контроля за использованием межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Кроме того, средства федерального бюджета в размере 32,6 миллиардов рублей уже в 2008 году будут направлены на приобретение жилых помещений для военнослужащих. Это особенно важно в связи с проводимой ныне военной реформой, которая предусматривает, в частности, сокращение офицерских должностей, упразднение института прапорщиков и увольнение значительного количества военнослужащих в запас.

Принятый документ предусматривает также внесение изменений в Налоговой кодекс и законы о статусе военнослужащих, в закон о содействии развитию жилищного строительства и в закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

В частности, изменения в закон о статусе военнослужащих устанавливают право Минобороны России предоставлять жилые помещения бесплатно отдельным категориям военнослужащих. Порядок признания указанных граждан нуждающимися в жилых помещениях будет устанавливаться Правительством РФ.

Закон также устанавливает право Минрегиона России предоставлять жилые помещения гражданам, уволенным с военной службы. Для обеспечения таких граждан жильем из федеральной собственности в муниципальную собственность будут передаваться квартиры для последующего их предоставления по договору социального найма органами местного самоуправления.

Другое направление — поддержка платежеспособного спроса граждан, желающих приобрести квартиры. Выступая на X съезде «Единой России» лидер нашей партии, премьер-министр Владимир Путин предложил увеличить в два раза — до 2 миллионов рублей — сумму, в которой исчисляется размер налогового вычета для граждан, приобретающих или строящих жилье. В этом случае семья сможет сэкономить на налогах сумму не до 130 тысяч рублей, как это было ранее, а до 260 тысяч рублей. Причем в порядке исключения этой мере придана обратная сила: ее действие начато с 1 января 2008 года. Это означает, что для тех, кто купил или построил жилье после этой даты — подоходный налог должен быть пересчитан. А уплаченные деньги — возвращены гражданам из бюджета.

Премьер также отметил, что 60 миллиардов рублей были направлены на увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), с тем чтобы дать возможность банкам продолжить программы ипотечного кредитования. При этом прежние заемщики получат льготные условия погашения долга. Прежде всего, это относится к тем, кто потерял работу в период кризиса.

Кроме того, позитивное значение для строительного сектора могут иметь изменения налогового законодательства, в частности — снижение на четыре процентных пункта налога на прибыль, а также недавно принятые меры, направленные на развитие малого и
среднего бизнеса, снижение бюрократических барьеров, сокращение числа различных проверок.

Станет ли Китай лидером промышленного производства?

— Сошлюсь на недавнюю публикацию газеты Guardian, которая пишет: «Экономическое развитие Китая за 30 лет, что прошли с тех пор, как Дэн Сяопин положил начало периоду реформ, иначе как ошеломляющим не назовешь. За эти три десятилетия среднегодовые темпы роста в стране составляли 9%». Это действительно беспрецедентный в истории ХХ века успех. И этот успех был достигнут не на путях «мобилизационного социализма», а за счет создания и совершенствования рыночной экономики.

На мой взгляд, он обусловлен тем, что китайское руководство начало не с броска в «дикий капитализм», не с раздачи «особо приближенным» лицам государственной собственности, как это было в России в период либеральных реформ, а с формирования частного сектора в сельском хозяйстве, с развития малого и среднего бизнеса, с открытия особых экономических зон, где создавались оптимальные условия для серьезных зарубежных инвесторов. Китайские реформы были неотделимы от борьбы с коррупцией с применением самых жестоких мер устрашения, но эти меры не вылились в массовые необоснованные репрессии. Очень важно, что все эти годы реформы в Китае приводили к непрерывному росту уровня жизни населения, а не требовали от него все новых жертв, как это было в России в 90%е годы.

Сегодня дальнейшие перспективы китайской экономики во многом зависят от того, насколько Китаю удастся сохранить высокие объемы экспорта в условиях мирового экономического кризиса и падения спроса в развитых странах, прежде всего, в США. Кроме того, многие предприятия, работающие в Китае — американские, так что кризис в США неизбежно отразиться и на китайской экономике.

Пока в Китае не наблюдается ни массовых банкротств, ни роста безработицы. Валютные резервы этой страны составляют 2 триллиона долларов — в четыре с половиной раза больше, чем в России. Недавно китайское правительство объявило о выделении 600 миллиардов долларов на борьбу с кризисными явлениями в экономике.

Западные эксперты отмечают, что у Китая есть и деньги, и готовность и умение их тратить. Особенно это относится к реализации крупных инфраструктурных проектов. Всякий, кто бывал, например, в Пекине или Шанхае, обращает внимание на то, как интенсивно ведется там строительство дорог, развязок, эстакад, мостов. Все это позволяет создавать рабочие места, поддерживать потребительский спрос населения и тем самым создавать стимулы для развития собственной промышленности.

В то же время в том случае, если темпы развития китайской экономики все же существенно замедлятся, вероятно появление новых проблем в Китае — политических и этнических, которые до настоящего времени были «заморожены» в условиях достаточно жесткого политического режима. Не исключена так называемая «революция ожиданий», о возможности которой в свое время писал французский политический мыслитель Алексис де Токвиль. Дело в том, что массовые волнения происходят не тогда, когда в стране все плохо, а когда после многих лет процветания и растущих ожиданий внезапно наступает разочарование. Но мне кажется, что у китайского руководства хватит мудрости этот обвал предотвратить. Поэтому при всех успехах и достижениях китайской экономики, я бы не стал рисовать ее перспективы как совершенно безоблачные.

Особенно в условиях мирового кризиса, когда США стремятся переложить проблемы своей экономики на развивающиеся рынки, выводя оттуда свои капиталы и «обрушивая» рейтинги национальных компаний с целью обеспечения притока в США дешевого сырья и рабочей силы. Не надо также забывать, что в перспективе наилучшие перспективы мирового лидерства имеются у стран, способных производить высокотехнологичную, наукоемкую продукцию, в которой, образно говоря, на копейку материала, на рубль — интеллекта. Китай же, при всех своих успехах, например, в медицине и освоении космоса, все же в основном является экспортером ширпотреба.

Какими будут, на Ваш взгляд, отношения при Обаме США и России?

— Никто, конечно, не возьмется предсказать эти отношения с исчерпывающей точностью, но я бы имел в виду следующие соображения. Прежде всего, как я уже отмечал, США в условиях кризиса будут стремиться переложить его бремя на развивающиеся экономики, в том числе и на Россию. В том числе, сознательно обваливая рейтинги не только российских компаний, но и России в целом. Благо, все агентства, занимающиеся составлением этих рейтингов, находятся в США или имеют американское происхождение. В частности, недавно агентство Standart&Poors снизило суверенный рейтинг России с ВВВ+ до ВВВ, сохранив негативный прогноз. И это при наличии у России около 450 миллиардов долларов международных резервов! У самих же США рейтинг самый высший — ААА, при наличии гигантского дефицита бюджета и внешнего долга. Получается, что мир должен жить по одним правилам, устанавливаемым в США, а сами США — совершенно по другим.

Это стремление — переложить бремя кризиса на остальной мир — не зависит от того, кто находится у власти в Белом доме — республиканцы или демократы, поскольку и те, и другие отстаивают национальные интересы США. Но речь идет не только об экономических рейтингах, но и об имидже России в целом. Государственный департамент США и различные «неправительственные организации», вроде Freedom House, опускают Россию на все более низкие позиции в различных рейтингах демократии, свободы СМИ и т.п.

О том, какая свобода слова существует в самих США, мы можем судить на примере конфликта в Южной Осетии, когда все ведущие американские СМИ как по команде объявили Россию «агрессором» — и это при том, что сама Кондолиза Райс была вынуждена признать, что военные действия начала грузинская сторона. Кроме того, пришедшие ныне в Белый дом американские демократы, в отличие от прагматиков-республиканцев, всегда были предельно идеологизированы; они стремились предстать в роли эдакого «мирового судьи» в том, что касается демократии и прав человека. Так было, в частности и в период правления президента Картера, который начал своего рода «крестовый поход» за права человека в СССР, так было и при Клинтоне. Характерно, что многие видные деятели администрации Клинтона сейчас снова заняли высокие посты в Белом доме. Вот почему можно предсказать, что давление на Россию со стороны новой американской администрации, безусловно, будет нарастать. Но если в период нахождения у власти Клинтона (с 1993 по 2000 годы) руководство нашей страны шло Соединенным Штатам на все новые уступки, то сегодня Россия твердо отстаивает свои национальные интересы.

Некоторые, правда, утверждают, что Обама не был согласен с предложением своего оппонента сенатора Маккейна исключить Россию из «большой восьмерки», усматривая в этом некий положительный сигнал для нашей страны. Но я бы не переоценивал значение данного обстоятельства. Ситуация осложняется еще и следующим фактором. Среди американского политического истеблишмента Обама считается слабым лидером. В его политической карьере нет каких-либо заметных свершений, его внешнеполитический опыт очень ограничен, а в начале президентской гонки его вообще не принимали всерьез. С учетом этого он, скорее всего, будет стремиться продемонстрировать твердость, в том числе и в отношениях с Россией. В частности, Обама уже осудил действия России в конфликте с Грузией.

В то же время на Обаму оказывают сильное давление антироссийские круги в США, которые будут подталкивать его к ужесточению давления на нашу страну. И это уже происходит. Вот что пишет, например, влиятельный американский политолог Дэвид Саттер: «Политика США в отношении России должна быть основана на принципах, а не на личных связях. Невозможно «обаянием» заставить российских лидеров игнорировать то, что они считают национальным интересом России, а попытка добиться этого за счет наших принципов разрушит наш моральный авторитет в глазах российского народа».

То есть Саттер противопоставляет «народ» России и политическое руководство нашей страны. И если Обама последует этим советам, то можно ожидать, что администрация США займет жесткую позицию по отношению к российскому руководству и при этом поддерживать различные радикальные оппозиционные организации в нашей стране, члены которых называют себя либералами и демократами.

В то же время со стороны Обамы мы пока не видим никакой позитивной «повестки» в отношениях с Россией, за исключением борьбы с международным терроризмом и нераспространения оружия массового поражения. Но дело в том, что США все последние годы используют эти лозунги как предлог для расширения своего геополитического влияния и свержения неугодных им режимов, как это было, например, в Ираке, куда американцы вторглись под предлогом поиска оружия массового поражения — да
так его и не нашли!

В этих условиях нам необходимо продолжать проводить начатую при президенте Путине многомерную внешнюю политику, укреплять различные региональные ассоциации, такие как ШОС, развивать отношения с новыми союзниками, особенно в Латинской Америке. И дело не в том, чтобы противостоять США «по всему фронту» или создавать некий «образ врага», возвращаясь к риторике «холодной войны», а в том, чтобы стать самостоятельным центром силы в мировых делах, чтобы снизить нашу зависимость от того экономического порядка, который США насаждают по всему миру под видом демократизации.