ГОТИЧЕСКИЙ HR-КАПИТАЛ
В. Оськин
В свое время, когда бизнес почувствовал ограничения интуитивного подхода к финансовому инвестированию, эксперты разработали методики расчета их эффективности. Но, этому предшествовало глубокое понимание природы финансового капитала, его влияния на экономику, политику, общество. Материальный капитал стал более или менее понятен и описуем.
Стремительные трансформации бизнеса последних десятилетий и ментальные изменения человечества сформировали новый тип капитала, который, второпях, даже и назвали убого — через отрицание, нематериальным. Вдруг в начале этого века множество успешных компаний посчитали, что их нематериальный капитал больше материального.
Шок! Так, докризисный коэффициент Тобина (отношение рыночной стоимости компании к цене замещения ее реальных активов, т.е. «заводов-домов-пароходов») у РАО ЕС был равен 1,0, а у РБК — почти десяти. Для наукоемких бизнесов коэффициент еще больше. Последнее время нематериальный капитал все чаще стали, более осмысленно, называть, интеллектуальным. Это говорит о том, что стала понятнее суть этого важнейшего капитала современности. Осталось признать еще одну реальность. Из трех частей нематериального капитала, самая малоизведанная часть — человеческий капитал. Многочисленные попытки его оцифровать натыкаются на оценку таких понятий как:
- Знания (здесь образовательным бизнесом уже накоплен некий методический аппарат оценки)
- Творческие потенции (оценка этой части капитала достаточно лукавая, предвзятая, «ментальнозависимая»)
- Моральные ценности (многовековое противопоставление их материальным ценностям, априори, сделало задачу материальной оценки морального достаточно эфемерной).
Для того, чтобы понять, когда мы дойдем до реально работающих формул и цифр, описывающих инвестиции в человеческий капитал, надо учесть пару происходящих глобальных метаморфоз.
Первая.
Думаю, нынешний материальный кризис поможет нашей умнеющей цивилизации лучше оценить человеческий капитал континентов, стран и отдельных компаний. Это коснется и сущностных и математических сторон оценки. Она станет более морально адекватной социально-экономическим реалиям. А там уже и наступит время реально работающих формул и цифр, описывающих инвестиции в человеческий капитал.А сейчас кризис, это почти война. И стоимость человека — солдата, и человека-творческого созидателя, и мудреца — носителя моральных канонов будут в ближайшее время подвергаться большим изменениям. Ценность человеческого капитала, тоже.
Вторая.
Скорость появления новых глобальных социальных метаморфоз растет. Среди авторов идей, влияющих на человечество, есть и вышеупомянутый Джеймс Тобин (американский экономист, Нобелевский лауреат) и Дина Хапаева (российский социолог, идеолог «готичности» современных обществ).
Что общего в их теориях? Ничего! Просто, тот формат будущего культурного состояния общества, который пытается описать, проанализировать и предсказать Дина, является принципиально иным. В нем ценность человека и в социуме, и в бизнесе начнет измеряться совсем иными мерками. Реальность такого развития есть.
И, может быть, через годик-другой-третий, самым актуальным HR-ресурсом станет готический человеческий капитал, инструментарием — HR-фэнтэзи, а лучшим персоналом — готы? А почему нет?
Хотя, также возможны другие варианты: суперкомпьтеризированный капитализм с автоматическим web-измерением ценности всех людей в режиме реального времени; или ренессанс неокоммунистических идеалов и технологий работы с людьми; или полностью зарегулированное вертикальное общество людей, с указанной в паспорте каждого персональной рыночной стоимостью.
Любой вариант развития внесет свои правки в ценность инвестиций в человеческий капитал. Так как вы думаете, коллеги, стоит ли нам создавать сегодня формулы для завтрашних замеров готического HR-капитала?