Условия работы в силовых структурах

Автор: С. Пронин (интервью)

МОЯ ПЕРВАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ - НЕ КОПИТЕ ДОЛГИ!

СЕРГЕЙ ПРОНИН, генеральный директор консалтинговой фирмы «Таресс», ведущий эксперт журнала по бизнесу

Кризис. Повышения криминальных форм. Невыплаты заработной платы работникам. Что делать в таком случае?

— Если человек допущен к работе, не говоря уже о том, что он ее выполнил, это дает ему полное моральное и юридическое право на то, чтобы получить оплату за свой труд. Когда человек отработал, а ему за это не заплатили, на мой взгляд, это полный беспредел.

Как с этим бороться? Во-первых, — профилактически. К примеру, Вы работаете за 25 тыс. рублей, вас 5 — 10 человек, если руководитель вам не заплатил за месяц, грубо говоря, 9 тыс. долларов — это одна сумма, а еще через месяц или два — уже совсем другая. Одно дело — иметь проблемы с законом и с людьми за 9 тыс. долларов, а другое дело — иметь их за 27 тыс. долларов. В таком случае самому руководителю, если его подчиненные ставят вопрос жестко «отдайте наши деньги!», после первого месяца сделать это будет проще и легче, нежели после трех месяцев и более. Я всегда говорю людям, что не надо доводить долги до больших цифр, до тех пор, когда они приобретают какие-то критические значения. Например, есть люди, которые готовы расстаться с суммой в 27 тыс. долларов, но когда они слышат сумму в 100 тыс. долларов, то для них это уже некий щелчок, число из другой жизни, а если назвать 1 млн. долларов — это уже другая психология, другие отношения. Мы иногда считаем, что если человек хороший, порядочный, то он обязательно вернет долг, но мы не всегда учитываем некие психологические моменты.

Когда долги превышают какие-то критические значения, человеку очень трудно, значительно труднее вернуть эти деньги, чем маленький долг. Поэтому, моя первая рекомендация — не копите долги! Чувствуете, что пришло время получить Вашу заработную плату, надо ставить вопрос ребром!

Куда обращаться, если простые человеческие доводы не помогают, и деньги за выполненную работу все еще не возвращены?

— Есть установление нормативы, когда деньги должны быть выданы, есть человеческие моменты — «дайте нам три дня, есть проблемы с банком, что-то еще не дошло, еще какие-то варианты» — но, если бы я был на месте того человека, который не заплатил по долгам, мне было бы проще у самого себя забрать, но отдать. А дальше разбираться самому со своими проблемами. Займите у своих друзей-бизнесменов, отдайте долги и отпустите людей, если больше нечем платить. Но если Вы видите, что у руководителя назревает желание не платить деньги вообще или платить их в какой-то перспективе, когда они будут уже вообще не теми деньгами, конечно, надо обращаться в прокуратуру. Этот орган сейчас достаточно оперативно реагирует на дела с задержкой или невыплатой денежных средств.

Естественно, все это возможно только при наличии соответствующих документов — приказа о назначении или подписанного трудового договора. С этими документами можно идти в прокуратуру и требовать, чтобы обязали Вашего начальника заплатить деньги. Как правило, такие вопросы решаются достаточно быстро. Прокуратура выносит жесткие предписания, и начальнику ничего не остается, кроме как заплатить. Если нет, то прокуратура возбуждает против него уголовное дело. Гарантии того, что Вы получите свои деньги, конечно, никакой… Потому что если у человека денег нет, то его хоть в тюрьму посади, получить с него хоть что-то невозможно. Но практически у каждого бизнесмена есть какие-то материальные активы или сбережения, так что надо обращаться в прокуратуру, в суд, чтобы были вынесены соответствующие решения, и чтобы судебные приставы могли обратить взыскание на имущество организации или физических лиц. В любом случае механизм этот существует, законом он предусмотрен.

Важно здесь не просрочить сроки по сдаче заявления и не довести ситуацию до того, что Вашего начальника просто будет уже невозможно найти. Сроки исковой давности по любым уголовным делам сопоставимы со сроками уголовной ответственности, которая по этим статьям предусмотрена.

Внешняя угроза. Люди, оставшиеся без работы, идут на разбой. Какие дальнейшие действия силовых структур?

— Безусловно, в любые кризисные периоды преступность растет. Увеличивается количество людей безработных, озлобленных, людей, не имеющих средств к существованию. Появляется плодородная почва для преступности. МВД сейчас очень обеспокоено тем, что в ближайшие 2 — 3 года выйдет на свободу много людей, осужденных за тяжкие уголовные преступления в начале — середине 90-х годов (убийства, рэкет, вымогательства, те кто отсидел по 10 — 15 лет). Это не может не беспокоить, так как будет подхлестывать криминальность нашей обстановки. Поэтому если говорить о том, кого будут сокращать, то ни силовые структуры, ни МЧС сокращать не будут, не время. Налоговую можно подсократить, потому что у нас сейчас упрощается система сдачи отчетности, предполагается, что с 2009-го года некоторые предприятия будут сдавать 1 отчет в год, естественно, количество инспекторов можно уменьшить, нечего им там делать. Содержание инспекторов иногда обходится дороже, чем та прибыль, которую они приносят, проверяя эти отчеты. Что касается правоохранительных органов, тем более в структурах, которые будут заниматься обеспечением порядка на улицах, то они должны в ближайшее время если не сильно увеличиться по количеству, то значительно улучшиться по организации и по интенсивности этой работы.

Речь идет не об экономической преступности, она носит другой характер — более латентный. Хоть и говорят, что немного подсократят «гаишников», но это за счет компьютеризации, потому что без постовых на дорогах пока не обойтись.

А разве если больше будет «гаишников» — это не хуже? Как быть со взяточничеством на дорогах, которое во время кризиса может приобрести еще более обширный оборот?

— Взятки связаны с тяжестью нарушений и с той ответственностью, которую люди могут за это нести. Сейчас называются цифры, что в случае, когда человек может быть лишен прав, взятки доходят до 150 — 200 тыс. рублей, потому что есть категории людей, которые не могут не ездить за рулем. Это с одной стороны, а с другой — наличие взяток упирается в наш правовой нигилизм. Нам не нравится, когда от нас чего-то требуют, но если мы что-то нарушили, мы сами эту взятку и даем. Сегодня ты нарушил — «гаишник» с тебя деньги взял; завтра ты не нарушил, но он-то уже привык, и будет брать с тебя деньги за то, чего ты не совершал. Вот таким образом роем себе яму сами. Если мы будем задумываться об этом, таких случаев станет намного меньше. И надо ужесточать ответственность.

Я всегда считал и считаю, что работники правоохранительных органов должны получать нормальные деньги, чтобы служба в органах не была «кормлением». Как раньше было — посылали чиновников на «кормление» — заработной платы нет, доберет, чего надо; так и здесь. Недавно узнал, что в Центральном Банке у сотрудников заработная плата намного меньше, чем у людей из коммерческих банков (которые не относятся даже к первой двадцатке), которых они проверяют. Мы, таким образом, провоцируем взяточничество. Подняв уровень заработной платы, повысив уровень требований к силовым структурам, к правоохранительным органам и ужесточив меры по контролю над ними, с применением к ним негласных средств оперативной работы, только тогда мы сможем получить хороших сотрудников. Например, в таможенной службе поступающих на работу проверяют на полиграфе, для того чтобы узнать, зачем человек поступает на службу — служить государству или своему карману.

А если попался на взяточничестве — не выговор, не порицание, не увольнение по собственному желанию, как часто у нас бывает, а минимум — увольнение по статье, если небольшой ущерб причинен государству, а если серьезный ущерб — уголовная ответственность.Но ко всему прочему, нужно давать человеку гарантии: служебные квартиры, страховки жизни и имущества, нормальные деньги, но к этим правам должны быть и надлежащие обязанности. А работник должен соблюдать требования, которые к нему предъявляются.

При правильной организации процесса, все можно поставить с головы на ноги. Конечно, это требует серьезных вложений, совершенно другой организаторской работы. Но, я думаю, мы к этому придем, когда в управляющие структуры будут отбирать не по
принципу — «я его с детства знаю», а по более объективным показателям, например, насколько человек соответствует занимаемой должности.

Внутренняя угроза. Угроза, существующая внутри компании. Как проверить человека? Как воздействовать на него? Как правильно уволить?

— По-моему, в таможне было введено такое правило, что человек, приходя на работу, не имеет права располагать суммой более чем 500 рублей, чтобы потом, когда у него в столе окажется 100 тыс. рублей, он не мог сказать, что это его личные средства. Таких технических приемов достаточно много, их можно и нужно применять, в том числе, и видеоконтроль за сотрудниками. Это не очень приятно, но другое дело, что нужно вести этот контроль не везде. Не нужно осуществлять его в кабинете, где человек работает… но в таком случае в этом кабинете ему не следует никого принимать, это должно быть помещение, где производится работа с бумагами, готовятся какие-то документы, происходит общение с коллегами. Если по долгу службы необходимо общаться с посетителями, со сторонними людьми, должны быть специальные переговорные комнаты, где установлена техника. Но все об этом должны знать. Ведь проблема не только в том, что чиновник, например, может взять вятку, есть проблемы и другого свойства, ведь эту взятку ему могут предлагать... Если человек откажется, посетитель все равно может обвинить его в вымогательстве. А технические средства позволят контролировать: кто кому что говорил, кто кому что давал, кто как на это реагировал. Но для этого нужны помещения, а государство постоянно говорит, что мест не хватает, что чиновников много, что их надо сократить, но этого не происходит. Несмотря на то, что чиновников постоянно сокращают, их стало еще больше. Так что, если бы количество чиновников соизмерялось с реальной потребностью нашей жизни, то, наверное, места хватило бы всем.

Давно пора ситуацию как-то регулировать, у чиновников должны быть адекватные условия труда. Не должно быть по десять человек в одном кабинете, когда невозможно работать, но и у начальника не может быть кабинет больше, чем тот, где сидит десять человек.

Есть, к примеру, устав внутренней службы в армии, там написано, что каждому военнослужащему срочной службы положено 2,5 — 4 м2 площади и 9 — 12 м3 воздуха, не меньше. Также каждому чиновнику должно быть положено что-то, но при этом необходимо указать: «и не больше».

Во многих странах руководители государства живут там, где работают, очень удобно. Например, Белый дом, Даунинг Стрит. А почему бы нашего президента не поселить в Кремль? А премьер-министра в Белый дом? Тех огромных пробок, которые у нас образуются на Большом каменном мосту, когда президент едет в Кремль, было бы гораздо меньше. Зато руководитель страны всегда был бы на рабочем месте, при кнопочке, при чемоданчике. А почему бы нет? Это серьезная работа, и нам не надо строить из себя стыдливых людей. Сколько у нас получает президент? Я могу ошибаться, но примерно 200 — 300 тыс. рублей в месяц. А сколько у нас получает член совета директоров Газпрома или ЛУКОЙЛа? По итогам года, с бонусами… думаю, он получает в среднем, как минимум, раз в пять больше, чем президент. Почему? Давайте президенту страны платить достойную заработную плату! Его жизнь не обычная, человек находится в постоянном напряжении, в постоянной боевой готовности. Это очень ответственная работа, я думаю, что нормальному человеку и один срок выдержать тяжело, а два срока подряд — просто физически
очень сложно качественно выполнять такую работу.

Вот, к примеру, Брежнев… он ведь поначалу был неплохим руководителем. Первые несколько лет хорошо работал, привнес много интересного и полезного, был активным, а потом просто постарел. Он выдохся, был физически не в состоянии руководить страной. И не надо никого доводить до такого состояния, когда человек уже просто не может качественно выполнять свою работу. Сейчас идет речь о том, чтобы продлить работу президента до 12-и лет. Но если президента избирать на 6 лет, тогда давайте ограничимся одним президентским сроком. Не сможет ни один человек в течение 12 лет каждый день работать в режиме — как «раб на галерах». Он либо не выдержит, либо потеряет в качестве работы. И давайте ему платить соответствующие деньги. Например, миллион долларов в месяц. Что это для нашей страны? Копейки. Работа президента того стоит. С точки зрения нашего государства, это ничего не стоит. Например, в замечательной команде «Челси» многие футболисты получают более 200 тыс. долларов в неделю. Мы можем нашему президенту миллион долларов в месяц платить, пусть только руководит правильно. Чтобы он не думал: «Вот отслужу свои 4 — 6 лет, а на что потом буду жить? Надо «подгрести», «подхапнуть», связями обзавестись». Нужно, чтобы он зарабатывал нормальные деньги, миллиона в месяц, на мой взгляд, вполне достаточно! 12 — за год, 72 — за срок; на них потом можно безбедно жить всю оставшуюся жизнь, да еще и мемуары писать и за них тоже деньги получать. А почему бы нет? И пусть у него будет полное социальное обеспечение, и пусть у нашего президента будет, например, столько костюмов, сколько надо! Нужно ему каждый день менять костюм — пусть у него будет 30 костюмов, для нас — это просто по копейке с человека, у нас же только один президент! Тогда мы можем спросить: «Дорогой наш президент, мы тебе платим по миллиону долларов в месяц, а как ты руководишь? Как ты набираешь людей? По каким качествам? Почему у тебя кто-то по 10 — 20 лет на одной должности сидит? Человек за это время должен либо вырасти куда-то, либо уже уйти, если он не соответствует».

Природа не терпит постоянства, один человек на одной должности долго находиться не может. Он просто «зажирается», ему надоедает. Не знаю, как сейчас, но в начале 90-х годов в Америке и в Германии действовала «система вращающихся дверей». Например, в армии брали человека, он служил 5 лет в одной должности, например, командира полка, а потом его переводили на штабную должность — это другая работа; следующие 5 лет он проводит на преподавательской должности — это третья работа. И он многогранен, он не «заржавел», он людям смог донести все, что знает и умеет.Или, скажем, люди работают в оборонных отраслях. Человек поработал на предприятии, потом его привлекли на работу в министерство, потом — наоборот. Люди вносят разнообразие и в свою жизнь, и в ту работу, которой они занимаются. Это нормально, это ведет к повышению эффективности. Ничего в том сложного нет, почему бы не воспользоваться чужим опытом, накопленным и сформированным не одним десятилетием? Мне кажется, это все просто и понятно. Есть русские вещи, которые отражают нашу специфику, но есть также и общепринятые вещи, которые своим многолетним существованием доказали свою эффективность. Если мы будем брать их на вооружение, то все будет намного лучше, с точки зрения организации процесса.

Я считаю, что вопросами убеждения и воспитания надо заниматься немножко раньше, «когда ребенок поперек лавки умещается». Все, что позже — нельзя убедить, можно заставить. Я уверен, если человек в 10 лет не понимает, что «нехорошо брать чужое», в 25 — его нельзя убедить в этом. Но можно заставить не брать чужого путем контроля, путем наказания. Никакие психологи и внушения не помогут, надо принимать какие-то превентивные меры. Я считаю, что большие права при маленькой заработной плате — это провоцирование на злоупотребление служебным положением. Должны быть большие права, большая ответственность и строгий контроль.

Технические средства наблюдения. Как это работает, и следует ли их применять повсеместно?

— Все проверки (интернет-почты, ICQ) не должны распространяться на всех без исключения людей, которые трудятся на территории РФ. Проверки должны касаться только тех людей, контроль над которыми необходим, находящихся на государственной службе, у которых есть потенциальная возможность злоупотреблять своим служебным положением. Если уборщица находится на госслужбе, ее электронную почту, конечно, проверять не стоит, вряд ли у нее есть доступ к секретным документам, а если есть, тогда надо уже разбираться с людьми, которые оставляют открытые двери и ключи от сейфов без присмотра.

Размещение камер слежения и прослушивающих устройств не должно быть панацеей от всех бед, и я не думаю, что надо в коммерческих структурах устанавливать такую технику без крайней необходимости. Ее должно быть ровно столько, сколько нужно. Потому что все это является вмешательством в личную жизнь сотрудников. Другое дело, если без такого контроля страдают интересы государства и интересы нас с вами, как граждан этого государства, защита которых является главной целью существования государства. Общество существует для того, чтобы удовлетворять наши с вами потребности, потребности конкретных людей; все, что вредит, — должно быть под запретом.

Что же касается секретности данного процесса, то он может и должен проводиться негласно; зачем лишний раз демонстрировать, что за людьми следят? Но о том, что такое вмешательство и нарушение конституционных прав человека будет, работник должен быть уведомлен под роспись, и он должен с этим согласиться. Грубо говоря, есть наружное наблюдение («наружка» в правоохранительных органах), его можно проводить скрытно, чтобы клиент не заметил, что наблюдение ведется, а можно проводить нагло, в открытую, тогда это уже не проверка человека, а способ психологического давления на него. Вот этого быть не должно.

Вопросы «а с кем Вы ходите в ресторан?» могут возникнуть. С женой, — нет проблем, а если с человеком, который утром был у Вас на деловом приеме, а вечером Вы идете с ним на тет-а-тет встречу, — это уже другой разговор. В отношении тех лиц, с которыми работник контактирует по службе, не должно быть вообще никаких личных контактов до тех пор, пока у них не закончились служебные отношения.

Конечно, такие требования должны быть прописаны, это не должно быть новостью для чиновников. И, прежде чем пойти на службу, они должны со всем этим согласиться и расписаться. И знать, что если они нарушат эти требования, то будут привлечены к соответствующей административной, материальной или даже уголовной ответственности.