Два в одном: соционика для коучинга

Возможно, неспециалистам в области управления персоналом эти два термина «соционика» и «коучинг» представляются не более чем модными словечками из рекламной серии «мы решим ваши проблемы». В то же время тот невероятный потенциал, который в них кроется, способен перевернуть все представления человека об окружающей действительности и его собственном месте в жизни. Не станем повторять азы теории, отсылаем за этим к многочисленным книгам и публикациям как о соционике, так и о коучинге. Основная задача этой статьи – создать у читателя представление о том, как способны взаимодействовать эти два на первый взгляд разные подхода к раскрытию творческого потенциала человека и становления его как личности.

«Широко известные в узком кругу» всего несколько лет назад, соционика и коучинг сегодня стали конкурентоспособными методами работы с персоналом, находят широкое признание и своих новых последователей. Соционика возникла на территории бывшего Советского Союза на основе учения К.Г. Юнга о психологических типах личности как теория о различии в переработке информации психикой человека. Одна из задач соционики в повседневной жизни – раскрыть врожденный потенциал конкретного человека как представителя того или иного типа на основе работы его сильных каналов получения информации (функций психики). В последние годы она привлекает все большее внимание практикующих психологов и тренеров как эффективный способ гармонизации отношений человека с окружающим миром и самим собой как полноценной личностью. Коучинг (от англ. сoach – транспортное средство для перевозки людей, позднее в Англии так называли частных репетиторов, современное понимание слова – «тренер») – американское изобретение. Суть его состоит в равноправном взаимодействии двух партнеров (профессионального коуча-«тренера» и клиента), направленном на раскрытие безусловных способностей человека (клиента) для достижения конкретной цели. Похожие задачи, не правда ли?

Имея полноценное соционическое образование и опыт в проведении коучинговых сессий, оказалось очень эффективно совмещать эти два метода. Раскрывая социотип клиента, становится легче установить причину возникновения проблемных вопросов и появления конкретных целей. Наблюдения выявили, что чаще всего проблемы кроются в зоне действия 4-й (болевой) функции, а желания из серии «хочу» возникают в «детском» блоке желаний под действием 5-й (суггестивной, т.е. внушаемой) и частично 6-й (активационной) функций. Зная об этом, удается избегать давления на болевую функцию и ускорить достижение цели без ущерба для психики клиента.

Вот примеры проведения конкретных коучинговых сессий с применением методов соционики.

Продолжение читайте в печатной версии журнала