Бизнес, созданный на дружбе

Автор: А. Сардарян

БИЗНЕС, СОЗДАННЫЙ НА ДРУЖБЕ

А. Сардарян

По данным ряда социологических исследований, большинство россиян сегодня уверенно полагает, что дружба и бизнес — вполне совместимые вещи. Однако, как показывает опыт владельцев компаний, если друг оказался партнером по бизнесу, легко потерять и бизнес, и друга. Несомненно: общее дело — серьезная проверка друзей. Но нужна ли такая проверка бизнесу?

ЕСЛИ С ДРУГОМ ВЫШЕЛ В ПУТЬ

В истории многих компаний есть примеры, когда их основатели были давними хорошими друзьями. Так, дружеские узы связывают основателей компании APPLE, ASUS, GOOGLE, MICROSOFT и многих других известных и менее известных фирм. Подобная модель бизнеса, например, часто встречается в восточных компаниях: привлекать в общее дело родственников и друзей там считается обычным делом. Несомненно, начинать дело с друзьями намного проще, чем с малознакомыми людьми: бизнес, основанный на дружбе, имеет немало преимуществ.

«На первоначальном этапе развития бизнеса необходимо определенное количество людей, на которых можно положиться, — говорит Арарат Арутюнян, генеральный директор компании ВЕСЕЛЫЙ КОК. — Чаще всего, такими людьми и являются друзья. Это не чужие люди, не «кот в мешке». Они понятны и предсказуемы. А главное — им доверяешь».

«Основной фактор успеха в организации совместного предприятия — это атмосфера взаимного доверия и общая система ценностей между партнерами, которая обязана присутствовать в период «стартапа», — подтверждает Денис Плишкин, генеральный директор рекрутинговой компании PRC Consulting, нынешним партнером по бизнесу которого является бывшая коллега по работе.

Несомненно, доверие — необходимая часть бизнеса. А доверять легче проверенному человеку, с кем знаком много лет. Кроме того, большим плюсом работы с друзьями на первых порах может быть огромная физическая и моральная отдача. Друзья могут работать по двадцать четыре часа в сутки, нередко и без зарплаты. Таким образом, в первое время на энтузиазме друзей может получиться довольно продуктивный бизнес.

Размышляя о бизнесе, построенном на дружбе, руководители компаний отмечают и тот факт, что работа в таком тандеме не прекращается и тогда, когда друзья собираются вместе проводить свободное время. Играя в теннис или ловя рыбу, партнеры-друзья одновременно могут решать и рабочие вопросы.

МНИМАЯ ДРУЖБА

Однако если друзьям приятно проводить время вместе, совсем не значит, что им будет также легко решать возникающие проблемы в бизнесе. Неформальные отношения вносят в работу немало проблем, которые, как утверждают бизнесмены, способны если и не привести общее дело к краху, то изрядно его потрепать.

«Бизнес и дружба — вещи абсолютно несовместимые, — считает Константин Могильный, заместитель директора ФГУ ДСД ЦЕНТР. — Природа таких отношений основана на противоположных принципах действий: бизнес — возмездные отношения с постоянной конкуренцией, получением выгоды за счет других, а дружба — отсутствие корысти».

С ним согласен и Евгений Потапов, генеральный директор СГ МЕЖРЕГИОНГАРАНТ, который считает, что дружба в бизнесе — одна из серьезнейших ошибок, которые допускают люди. Необходимо четко разделять бизнес и дружбу — при смешении же не получается ни того ни другого. Подобное смешение практически во всех случаях приводит к негативному результату.

«Рано или поздно наступает момент, когда дружеские взаимоотношения начинают мешать бизнесу, — считает Евгений Богданов, управляющий партнер компании ДОМТЕК. — Дружба может продолжаться до первых сложностей, с которыми столкнется бизнес. Например, когда дела идут плохо, это всегда сказывается на дружеских отношениях. Каждому из основателей компании кажется, что именно он больше работает, больше берет на себя ответственности. Нередки взаимные претензии, различия в принимаемых решениях, столкновения и конфликты».

Владельцы бизнеса, которым пришлось когда-либо вести дела с друзьями, отмечают, что дружеские взаимоотношения начинают «давать сбой», когда дело доходит до разделения полученной прибыли. Именно на этом этапе нередко возникают непонимание и конфликты.

«В бизнесе, основанном на дружбе, нужно вообще забыть о рентабельности, — уверен Константин Могильный. — До получения первой прибыли такой бизнес демонстрирует прекрасные отношения и спокойную обстановку в офисе. А после — начинаются проблемы».

«Формат дружбы уменьшает ответственность, — считает Евгений Богданов. — Нередко друзья надеются друг на друга и вследствие этого ждут более активных и ответственных действий. Не удивительно, что при таком положении дел бизнес оказывается под угрозой».

Бывает и так, что друзья-партнеры замыкаются на себе и только вдвоем принимают решения. Боясь привлечь «свежие идеи», друзья слушают только себя и выносят решения в закрытом обществе друг друга. Хуже, когда и внутри дружеского сообщества происходят раздоры: когда расходятся позиции и намечаются прямо противоположные пути выхода из сложной ситуации. По словам Инны Родиной, управляющего партнера рекрутинговой компании PRC Consulting, в союзе двух друзей, решивших построить бизнес, зачастую нет единого начальства. Именно по этой причине со временем становится труднее выдерживать общую стратегию развития, каждый начинает «тянуть одеяло на себя», а это приводит к явной несогласованности в действиях.

ЕСЛИ ДРУГ — ПОДЧИНЕННЫЙ

В бизнесе, построенном на дружбе, несомненно, много «подводных камней». Немало их и в модели «друг-начальник и другподчиненный». Такая модель, по мнению большинства руководителей опрошенных компаний, заранее обречена на провал. Очевидно, что сквозь прикрытые ради дружбы глаза, друг-начальник позволяет другу-подчиненному то, что нередко не позволил бы обычному сотруднику.

Другу можно простить промахи в работе, безосновательно повысить премию, списать со счетов организационные нарушения. Выставить требования другу гораздо сложнее, чем постороннему человеку. И начинается смешение понятий дружбы и работы: руководитель щадит друга-подчиненного, неправильно стимулирует его работу, да и во многих других вопросах демонстрирует неправильный подход, забывая, что требования к дружбе и работе абсолютно различны.

«С положительной стороны факт дружбы между начальником и подчиненным рассматриваться не может, — считает Евгений Потапов. — Если же случилось так, что дружба все же возникла, то подчиненному следует сменить работу». По мнению генерального директора МЕЖРЕГИОНГАРАНТ, дружба делает невозможной объективную оценку начальником своего подчиненного, она становится неадекватной, и в итоге, несомненно, страдает бизнес. С другой стороны, подчиненный, зная о том, что дружеские отношения с руководителем всегда позволят спустить ситуацию «на тормозах», обязательно начнет расслабляться, допускать ошибки, неизбежно терять в эффективности по всем рабочим показателям.

«Так, например, система эффективных взаимоотношений между начальником и подчиненным (в особенности, если начальник является еще и владельцем бизнеса) обязательно должна предполагать возможность увольнения сотрудника, — рассказывает Евгений Потапов. — Это нормальная форма социального договора — работник хорошо и с отдачей делает свою работу, а работодатель выполняет свои финансовые обязательства перед сотрудником. Дружба же между начальником и подчиненным нарушает этот социальный договор, что приводит либо к ухудшению качества работы, выполняемой подчиненным, либо к ущербу в отношениях. Но, скорее всего, страдает и то и другое».

«В такие отношения всегда вмешиваются эмоции, — добавляет Арарат Арутюнян. — Чрезмерные ожидания, беспочвенные претензии, обиды, а нередко и зависть подчиненного-друга постепенно разрушают отношения и сводят эффективность совместной работы «на нет». Источником конфликта может быть любая ситуация. И то, на что, к примеру, «рядовой» подчиненный не обратит внимания, заставит друга затаить обиду или же открыто выставить претензии».

«Как-то я пригласил к себе на работу своего лучшего институтского товарища и пообещал ему в дальнейшем полноценное партнерство, параметры которого должны были зависеть от результатов его работы, — вспоминает Евгений Потапов. — Вскоре возник довольно серьезный конфликт, так как друг считал, что я сделал из него «раба», а я в свою очередь к тому времени уже понял, что его эффективность как менеджера оставляет желать лучшего».

При этом, как рассказывает Евгений Потапов, вознаграждение другу было установлено не по результатам его труда, а в соответствии с его жизненными потребностями — расходов на квартиру, одежду, детей и даже трат на домашних животных. В итоге все закончилось серьезной ссорой, которая длилась долгих 10 лет, и только недавно бывшие друзья стали вновь общаться.

В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ

«Говоря о дружбе в бизнесе, мы рассматриваем очень тонкую материю: сохранение дружбы и работы, — делится своими мыслями Инна Родина. — Могу с уверенностью сказать, что бизнес на дружбе строить можно, но прежде чем выбрать партнера-друга, стоит оценить многие риски. Ведь именно после первых успехов совместного бизнеса начинают возникать ошибки, которые могут серьезно повредить общему делу».

Очевидно, что дружба в бизнесе — вопрос деликатный. Долго ли она продлится, зависит от многих факторов: и от личностных качеств друзей-партнеров, и от умения грамотно распределить роли в бизнесе, и от способности вовремя разрешать конфликтные ситуации.

«У меня есть хороший пример бизнеса, который основан на дружбе и процветает уже несколько лет, — говорит Арарат Арутюнян. — Но думаю, эта история продолжается только потому, что в этих отношениях четко прослеживается, кто лидер, ведущий, а кто ведомый. Когда роли лидерства четко распределены, больше вероятности того, что бизнес будет успешным, а дружеские отношения — такими же прочными, как в самом начале становления дела».

«С трудностями можно справиться, если у вас с партнером общее видение бизнеса, — уверена Инна Родина. — Однажды мне подарили мудрость: «На работе я тебе начальник, а когда заканчивается рабочий день, я больше не твой босс. Ничего личного. Бизнес есть бизнес».

Однако, как считает большинство опрошенных руководителей, примеры крепкой и долговечной дружбы в бизнесе носят единичный характер. Многие из бизнесменов уверенно полагают: даже самой теплой дружбе, если в нее вмешивается бизнес, рано или поздно наступает конец. Тем не менее, если все-таки приходится строить бизнес, основанный на дружбе, необходимо заранее, на этапе организации совместного дела, продумать и обговорить все детали. Бизнесмены, уже имевшие опыт конфликтных ситуаций с друзьями-партнерами, советуют: прописывать все условия необходимо на бумаге. Важно закреплять в таких договорах как роли в совместном деле, так и условия возможного «расставания». Как советует Денис Плишкин, не стоит забывать, что в первую очередь вы бизнес-партнеры, и только потом друзья. Четкое и прозрачное распределение сфер влияния, ответственности и системы вознаграждения, зафиксированных документально, — гарантия долговременного и успешного сотрудничества. А примеры долгой и крепкой дружбы в бизнесе все-таки встречаются.

«Недавно случилось быть на торжестве в честь дня рождения одного уважаемого человека, кстати, имеющего серьезное предприятие, — рассказывает Константин Могильный. — Так этот человек группе своих товарищей сказал тост о том, что ему от них, его друзей, в этой жизни ничего, кроме дружбы, не надо. Действительно, это дорогого стоит».