Антикризисный корпоратив

Автор: М. Холкина

АНТИКРИЗИСНЫЙ КОРПОРАТИВ

М. Холкина

Прошли главные корпоративные праздники: Новый год, 23 Февраля и 8 Марта. Результат закономерен и ожидаем — большинство компаний затянули пояса и на подобные мероприятия тратиться не спешат. Руководители event-агентств в унынии: долгое время корпоративы были их главной кормушкой. Не лучше себя чувствует телевидение, модельный и шоу-бизнес. Народ судорожно держится за хлеб, ему не до зрелищ.

ПРАЗДНИК — СИНОНИМ ТРАНЖИРСТВА

Самым затратным для одних и прибыльным для других праздником традиционно был Новый год. Владимир Шутов, заместитель директора агентства CELEBRATION COMPANY, комментирует: «Предновогодние праздники приносили нам достаточно денег, чтобы целый год содержать офис, платить людям зарплату и еще на жизнь оставлять. В 2008 году ситуация резко изменилась. У нас было двадцать четыре заказа на новогодние корпоративы. Осталось только два».

Примерная статистика event-агентств такова: праздников стало меньше в десять раз. Многие компании распустили кадровые службы и hr-отделы, сократили маркетинговые бюджеты и, конечно, убрали развлекательные мероприятия. Для большинства слово «праздник» стало синонимом транжирства. Даже если возможность порадовать сотрудников есть, начальство уклоняется: мол, это неэтично, всем плохо, и мы будем поскромнее.

Тем не менее, еще остались компании, для которых пышный корпоратив — неотъемлемый показатель статуса. Они вылезут из кожи вон, но праздник организуют: «Если еще и мы не сделаем корпоратив или порежем на него бюджет, рынок точно впадет в панику», — говорит представитель одной из крупных корпораций. Но такие компании — в абсолютном меньшинстве.

В результате известные event-агентства ушли с рынка. Некоторые продолжают работать, но уже без офиса: встречаются с клиентами в кафе, созваниваются с артистами по телефону, реквизит хранят у себя на даче. Смещаются приоритеты: event-менеджеры обратили пристальное внимание на свадьбы и дни рождения. «Да, год не простой, корпоративы почти пропали. Но есть праздники, которые ни в коем случае нельзя отменять. Выпускной, например. Это событие, которое запомнится ребенку на всю жизнь, и на нем вряд ли будут сильно экономить. Мы ожидаем, что в летние месяцы дела у нас будут обстоять гораздо лучше», — прогнозирует Наталья Ласточкина, генеральный директор праздничного агентства «100 ЗАТЕЙ».

В «жирные» годы многие агентства не любили сотрудничать с государством. Несмотря на большое количество тендеров, бюджеты на мероприятия небольшие, а требования к организации очень жесткие. Сегодня event-менеджеры охотно берутся и за госзаказы.

По словам Владимира Шутова, в кризис особенно ценятся многостаночники: «Сейчас на рынке выживают те, кто может делать все, у кого есть опыт проведения и мелких, и крупных мероприятий. Чем больше сфера услуг, тем больше может быть клиентов. Чем уже профиль, тем меньше ты можешь заработать».

ЗВЕЗДЫ СПУСТИЛИСЬ С НЕБЕС

Весной мероприятий практически не будет: компании находятся в состоянии ожидания. «Если вдруг в июле деньги останутся, то они быстро сделают корпоратив. А так компании просто боятся, не знают, что будет. Кризис — это время, когда невозможно что-то прогнозировать», — говорит генеральный директор АГЕНТСТВА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Светлана Мамонова.

Менеджеры не боятся того, что при таких условиях праздник придется делать в кратчайшие сроки: «Организовать корпоратив сейчас можно очень быстро, — продолжает Светлана.

— Большие площадки, с которыми мы общаемся, начали активно названивать и предлагать свои услуги. Сегодня как никогда легко
найти место, фотографа, ведущего». Еще проще договориться со звездой — популярные личности стали намного лояльнее в вопросе ценовой политики. Гонорары многих артистов упали на 20-30%; знаменитые ведущие снижают цену с 40 тысяч евро до 10.

«Чтобы получать так, как раньше, сейчас нужно работать в два раза больше», — сетуют звезды. И дружно сокращают не только гонорары, но и райдеры. К примеру, Анжелика Варум с Леонидом Агутиным теперь готовы жить в двухзвездочном отеле вместо привычных пяти звезд. Галустян со Светлаковым уже согласились лететь из Москвы во Владивосток эконом-классом. А Земфира в своем райдере заменила «Хеннеси» и «Вдову Клико» на обычную минеральную воду. Многие также сокращают количество человек в танцевальной труппе и административный состав. «На event-рынке никто не может быть более гибким, чем артист. Зачастую у него нет офиса, нет затрат, которые он не может сократить», — комментирует Светлана Мамонова.

По словам event-менеджеров, некоторые звезды даже по телефону начали разговаривать иначе — почти как специально обученные операторы call-центров. Но даже такая гибкость не всегда помогает заработать. Ксения Собчак, Татьяна Лазарева, Михаил Шац, группа ФАБРИКА — далеко не полный список популярных личностей, оставшихся в Новый год без работы. Несмотря на большие скидки от звезд первого эшелона, многие компании заказали более бюджетных ШПИЛЕК и СТРЕЛОК.

ПИРУЕМ СКРОМНЕЕ

Заказы на корпоративные мероприятия уменьшились, но, к счастью event-агентств, не исчезли совсем. Тем не менее, бюджеты выделяются совсем другие. Часто компании решают этот вопрос, урезая количество приглашенных. «Мы не сталкивались с подобной практикой. Как-то это не очень этично. Праздник делается для всей компании, странно кого-то не приглашать», — говорит Наталья Ласточкина. Владимир Шутов рассказывает об обратном: «Мы делали в прошлом году корпоратив для одной компании. Из 650 работников пригласили только 200 — топ-менеджмент, верхний слой руководства. Плюс региональных руководителей привезли».

Стоит или нет сокращать количество пирующих — личное дело каждого руководителя. Но нужно помнить: есть немало других пунктов в смете корпоративного праздника, на которых можно сэкономить. Например, шоу-программа. «Я сталкивалась с такой ситуацией, когда компания сократила затраты на шоу-программу, при этом количество людей осталось то же. Как заказывали корпоратив в августе — в таком же формате он был реализован в декабре, за исключением нескольких артистов», — делится опытом Светлана Мамонова. Вместо танцоров в павлиньих перьях, канатоходцев и Жанны Фриске можно пригласить элегантного ведущего, который держит праздник в руках и создает приятную атмосферу. По нынешним ценам он обойдется примерно в 25 тысяч рублей. Еще дешевле — студент института культуры, у которого недостаток опыта компенсируется энтузиазмом и умением импровизировать.

«Можно пригласить в качестве ведущего известного человека, но это банально. Всегда надо подключать фантазию! Например, поставить ширму, на нее — куклу Образцова, и эта кукла будет вести все мероприятие», — рассказывает Владимир Шутов.

Для любого ведущего обязательна хотя бы минимальная аппаратура. Пара колонок, пульт, микрофон и диджей на вечер будут стоить от 20 тысяч рублей. Пара дымовых пушек для дискотеки увеличат цену всего на 6 тысяч. Солидная статья расходов — площадка для проведения праздника. Начальство осознанно «выносит» корпоратив за стены офисов, чтобы люди на время торжества забыли о работе и немного расслабились. На этом хорошо зарабатывают рестораны, загородные площадки под открытым небом и другие известные объекты: «Всех работников собирают в Манеже, они видят, сколько их, и такая гордость сразу просыпается за свою компанию! Вы не представляете, какая там энергетика в зале. И эту энергетику надо направить в нужное русло, и в данном случае важно, что говорит со сцены руководитель», — рассказывает Светлана Мамонова. Тем не менее, сегодня немногие компании могут позволить себе корпоратив в Манеже. В текущих условиях самый приемлемый и экономный вариант — провести праздник в офисе, заказав кейтеринг (с английского языка to cater — «поставлять питание», «обслуживать»).

Event-менеджеры утверждают: если грамотно организовать мероприятие, людям неважно, в каком формате оно состоится, и сэкономить на гастрономической составляющей праздника можно без проблем. Поэтому между полноценным банкетом и легким фуршетом выбор все чаще делается в пользу фуршета. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, общение между людьми становится намного более свободным. Цены на фуршет варьируются: одни агентства называют минимальную цифру 1 500 рублей, другие — 2 500 рублей на человека.

Не стоит забывать, что услуги event-агентства тоже входят в смету: традиционно это 5% от суммы всего заказа. Если у вас (или кого-то из сотрудников) есть знакомая кейтеринговая компания, а также ведущий, который сможет достать аппаратуру и грамотно провести небольшое мероприятие — можно сэкономить и на услугах агентства. Едва праздник по уровню организации становится сложнее — нужно обращаться к профессионалам. Владимир Шутов комментирует: «Мероприятие состоит из тысячи нюансов. Начиная от пожарной безопасности и согласованием всех аспектов праздника с различными службами, заканчивая разгильдяйством артистов, которые опаздывают на час, и приходится эти паузы чем-то заполнять. Все это нужно в одно целое склеить, чтобы не было никаких срывов, чтобы все горело и все выходили вовремя». Также агентство может вам посоветовать, какие формы праздника возможны за выделенную сумму, и подсказать, на чем лучше сэкономить.

Итого, получается: провести небольшой корпоратив для 50 человек на достойном уровне можно за 100 тысяч рублей. Не такая большая сумма за повышение лояльности и снижение уровня стресса в коллективе.

ЦВЕТЫ ИЗ ШАРОВ

Чтобы повысить настроение, совсем не обязательно проводить корпоратив. Если сотрудники компании уже настроились, что в кризис праздников не будет, любая мелочь станет приятной. Например, традиционный банкет по случаю 8 Марта можно заменить оригинальным подарком: «В международный женский день слабому полу дарят цветы, от этого никуда не деться. У нас было предложение — цветы из шариков. Привезли один букет на всех, кто захотел, у кого дети, взял домой, не захотел — оставил в офисе. Начальник открыл шампанское и сказал добрые слова женскому коллективу. Было здорово», — рассказывает Наталья Ласточкина.

Event-менеджеры уверяют: в этот непростой период самое главное — быть внимательными к своим сотрудникам. А само по себе внимание дорого не стоит. В текущей ситуации букет из шаров или доверительная беседа с начальником могут сделать намного больше, чем самый помпезный корпоратив.