Успешное прохождение кризисов в карьере молодого специалиста как условие реализации его делового и личностного потециала

Автор: Клиников Станислав Викторович, Могилевкин Евгений Александрович

Авторы: Клиников Станислав Викторович, Могилевкин Евгений Александрович

Важным элементом профессионального становления и личностного развития молодых специалистов, согласно современным концепциям акмеологии и возрастной психологии, является прохождение кризисов. Причем от успешности прохождения кризисов зависит возможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала человека.

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать. Выбор зачастую осуществляется между двумя или несколькими альтернативными вариантами решения задач развития и сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни. Кризис – это столкновение двух реальностей: внутренней (психической) реальности человека, его системой мировоззрения, моделями поведения и той частью объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту. Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована, и ее преобразование затруднено или невозможно сейчас, так как для этого требуются качественно иные механизмы и алгоритмы, отсутствующие в данный момент.

За время профессионального становления и достижения уровня профессионального мастерства человек последовательно проходит целый ряд кризисов, и у каждого из них существуют свои особенности.

Остановимся на рассмотрении специфики кризиса в карьере молодого специалиста. Как правило, основным видом деятельности в период становления молодого специалиста является его учеба в высшем учебном заведении. Соответственно, и кризис связан с прохождением именно этого этапа, поскольку значительную часть своего времени молодой человек проводит в учебной деятельности, проживая основное количество событий и изменений, влияющих на остальные важные жизненные сферы жизни и развитие в целом.

Кризис в карьере молодого специалиста понимается нами в данном контексте как внезапное осознание несоответствия своих приоритетов и целей и видения своего будущего в данной профессии либо понимание существенного разрыва между собственными возможностями и карьерными амбициями, а также между старыми целями и целями, актуальными в освоении социального пространства и развитии личности.

В результате проведенного в одном из университетов г. Владивостока в 2004 – 2005 гг. акмеологического исследования, одна из целей которого – выявление особенностей восприятия и протекания кризисов в период обучения в вузе и подготовки к выходу на рынок труда в качестве самостоятельных специалистов, нами были определены и описаны основные кризисные этапы.

Следующим этапом акмеологического исследования стал опрос 40 молодых работающих специалистов (окончивших вуз не более 3 лет назад). Цель этого опроса – выявить особенности влияния прохождения кризисов молодого специалиста в период обучения в университете на его профессиональную и личностную успешность. Исследование проводилось с помощью метода биографического анализа и структурированного интервью (вопросы интервью были направлены на раскрытие профессиональных достижений, их последовательности, сроков, требуемых компетенций, затраченных усилий), а также экспертной оценки достижений респондентов (к процедуре оценки фактов достижений и их профессионального уровня в качестве экспертов привлекалось вышестоящее руководство и коллеги).

Продолжение читайте в печатной версии журнала