О рекрутерах и кандидатах во время кризиса

Автор: Е. Майорова

О РЕКРУТЕРАХ И КАНДИДАТАХ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

Е. Майорова

«День добрый, меня зовут Валерия, мне 19 лет, и я, как можно догадаться, нахожусь в срочном поиске работы. Стаж работы 6 месяцев. Умею: практически все, чего нет " легко научусь». (Из резюме на сайте по поиску работы)

Подобные резюме сегодня встречаются довольно часто. Кандидаты, потерявшие работу в кризис, стараются выделиться среди множества других, ищущих работу, нестандартным слогом резюме. Рекрутеры пытаются отделить опытных специалистов от неопытных, в том числе и по таким нестандартным резюме. Ничего не поделаешь: просеивать сквозь «сито» скрупулезного отбора кандидатов различных навыков, уровней образования и возрастов — профессиональный удел менеджеров по подбору персонала. Кризисные условия усилили в несколько раз давление как на кандидатов, находящихся в поиске работы, так и на HR, пытающихся максимально объективно разобраться в «разнокалиберности» соискателей с целью отобрать лучшего. Сегодняшнее собеседование также «вынужденно» отличается от докризисного для обеих заинтересованных сторон — работодателей и кандидатов. Для успешного прохождения собеседования кандидату, в первую очередь, необходимо уметь абстрагироваться от внешнего мира с его теперешними сложностями.

Человек, потерявший работу, должен быть способен выносить неопределенность, тревогу, депрессию и фрустрацию, вызванную потерей работы, и ничего из перечисленного не показывать на собеседовании рекрутеру. Менеджеры по подбору поставлены перед необходимостью обнаружить кандидата, все еще настроенного оптимистически и не обиженного на весь мир, среди уставших от жизни и кризиса людей. В данной статье постараемся изложить некоторые пожелания рекрутеров и соискателей друг к другу в целях улучшения взаимопонимания.

РЕКРУТЕРЫ О КАНДИДАТАХ И ИНТЕРВЬЮ

В помощь кандидатам, мечтающим пройти собеседование успешно, попробуем поделиться секретом, что может нравиться и не нравиться рекрутерам.

Менеджерам по отбору кандидатов иногда не нравятся:

— кандидаты, опаздывающие на собеседования;

— длительные и затяжные интервью, когда кандидат пересказывает одно и тоже в пятый раз различными словами;

— ответы-заготовки от кандидатов;

— отказы в работе некоторым, на их взгляд, достойным кандидатам.

Зато им всегда нравятся:

— честные, правдивые и искренние кандидаты;

— опрятно одетые кандидаты.

КАНДИДАТЫ О РЕКРУТЕРАХ

Кандидаты думают и рассуждают о процессе подбора на вакансию много больше, чем рекрутеры могут себе представить. Оказывается, многим кандидатам не ясна цель рекрутерства, и какие задачи решает рекрутерское сообщество. Загадкой для них также является вопрос, каким образом рекрутеры производят отбор кандидатов, выбирая среди множества единственного, лучшего. Как следствие, у них появляется недоверие, а иногда и нескрываемый негативизм по отношению к людям, которые решают их дальнейшую профессиональную судьбу неведомыми способами.

Итак, кандидату иногда не нравится:

— когда очередной рекрутер задает все те же вопросы, что и другой, вчерашний, когда он проходил собеседование в иной компании;

— когда над ним проводят «операции» по психологическому и профессиональному тестированию, кейсированию и т.п.;

— когда возраст рекрутера менее 25 лет: «Что он (она) знает о моей профессии, если мой опыт превышает ее возраст?» — так может думать кандидат;

— когда интервью быстро заканчивается: в этом случае кандидату кажется, что ничего существенного о нем еще не успели узнать;

— когда приходится ждать очереди в прохождении собеседования;

— заполнять многостраничные анкеты: резюме достаточно — полагает кандидат.

Зато кандидатам всегда нравится:

— когда рекрутер спрашивает о желаемом уровне зарплаты;

— когда количество этапов собеседования сведено до минимума (1-2 этапа);

— когда рекрутер не задает вопросов относительно личной жизни: «Разве для отбора недостаточно трудовых достижений?» — так мыслит кандидат.

ПРИЧИНА УВОЛЬНЕНИЯ — «КРИЗИС»

Многие кандидаты откровенно «злоупотребляют» кризисом как причиной увольнения. В связи с отсутствием соответствующей статьи в Трудовом кодексе, указывающей в качестве причины увольнения — «кризис экономики», рекрутеру установить истинную причину увольнения сотрудника не всегда предоставляется возможным. Формулировка «кризис» не эквивалентна формулировке «соглашение сторон». На самом деле причины увольнения у кандидатов бывают несколько иные.

В основном это обиды на работодателя за:

— изменение уровня зарплаты (в меньшую сторону);

— ухудшение соцпакета (отмена медстраховки, льготных обедов и т.п.);

— изменение графика работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).

Но эти меры вынужденные, и на них идут многие компании, желающие сохранить бизнес в кризисные времена. Менеджерам по подбору персонала стоит данный факт учитывать. Им целесообразнее выяснить реальные обстоятельства, при которых кандидат уволился. Не исключено, что компании, куда будет принят сотрудник, чуть позднее придется пойти на идентичные меры (сократить зарплату, отменить медстраховку или бесплатные обеды). Кандидат, решивший поменять работу однажды, может по той же самой причине уйти и из следующей компании.

Краткий гид по «входному» интервью — собеседованию для кандидатов Кандидатам, осуществляющим поиск работы, в настоящее время бывает трудно принять решение искать работу по причине неверия в факт, что работа вообще может быть найдена в кризис. И все же шаги, необходимые к применению кандидатом:

— необходимо создать отличающееся от других резюме;

— тщательно подготовиться к «входному» интервью;

— на интервью «сыграть в одну игру» с представителем работодателя;

— произвести впечатление на интервьюера и запомниться ему.

Самый сложный этап — последний.

Как запомниться рекрутеру?

Советы следующие: — dress-впечатление — можно произвести соответствующей одеждой, отражающей суть профессии. Не секрет, что кандидат на вакансию «секретарь» не должен быть одет идентично соискателю на позицию топ-менеджера; — question-впечатление — ваши ответы на вопросы рекрутера должны быть оценены как соответствующие истине.

Для этого вполне подойдет искренняя импровизация вместо ответов — «домашних заготовок»; — time-впечатление — время вашего ответа должно быть примерно равно по длительности времени вопроса интервьюера. Краткость, четкость и ясность — слагаемые успешного ответа. Для примера: если вас спрашивают о причине увольнения с последнего места работы, не стоит описывать подробно ситуацию с поздними задержками на работе и с вашими просьбами об отмене столь частых переработок. Нет необходимости останавливаться на том, что подобное положение дел продолжалось целых полгода, но вы терпели (данный рассказ может занимать около 3-х минут). Лучше ответить кратко — «ненормированный график мне не подходит как семейному человеку». Учитесь формулировать. Информация полная, исчерпывающая, отраженная в кратком ответе, предпочтительнее, нежели запечатленная в длинных, сложноподчиненных предложениях; — face-впечатление — можно произвести, если иметь на лице выражение не уставшего от жизни (от количества собеседований, кризисной ситуации и т.п.) человека. Таковое можно получить, следуя простому совету: не более 1-2 собеседований в день, несмотря на важность скорейшего разрешения вопроса устройства на работу. Опытный рекрутер легко отличает на 2-й минуте собеседования кандидата, прошедшего более 2 собеседований за текущий день. Все отражается на лице такого кандидата — усталость, обиды, раздражение. Его ответы менее точны, иногда их вообще нельзя считать приближенными к ответам адекватного человека.

Одна моя знакомая — рекрутер — говорит, что лучше приходить на любое собеседование в образе «как в первый раз», даже если оно двадцатое по счету на текущей неделе. Но сыграть аналогичный образ редко кому удается. Потому — не частите, лучше меньше да лучше; — во время интервью не забывайте, что продажа самого себя должна происходить незаметно для интервьюера. Вы просто рассказываете о своих способностях и возможностях.

ПОЛЮБИТЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ

Кандидатам крайне важно помнить про dress-, time-, face— и question-впечатления, оказываемые на рекрутеров. На настоящий момент многие кандидаты не обращают должного внимания на эти аспекты собственного поведения, что значительно снижает их рейтинг при отборе. Рекрутерам же следует терпеливо продолжать проводить и структурированные интервью и организовывать психологическое и профессиональное тестирование для кандидатов, назначая максимум собеседований в день. А как иначе проранжировать кандидатов и выбрать лучшего? Однако один из лучших советов для тех и других — полюбить собеседования. Перефразируя Блеза Паскаля, французского мыслителя, математика и физика, одного из величайших умов XVII столетия: узнайте процесс, и вы обязательно полюбите его. С интервью-собеседованием все наоборот: сначала его нужно полюбить, и затем вы узнаете о нем все, что иным путем не узнать никогда.

Главное — это осознание обеими сторонами необходимости, нужности и полезности их совместных действий. Ведь решаемая ими задача, в сущности, едина — точное нахождение друг друга в многомиллионном мире рынка труда.