100 дней после приказа

Автор: А. Лавринович

100 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИКАЗА

А. Лавринович

Первые 3-6 месяцев работы в новой должности — это критический срок для любого топ-менеджера, приходящего на работу в новую компанию. За это время он должен решить в незнакомой для него ситуации огромное количество разнообразных вопросов: разобраться в ситуации и в бизнесе, оценить состояние проблем в компании, понять систему отношений, выяснить ожидания, не «потерять» оперативку, не углубиться в детали, наладить управление, выяснить, что за руководители под тобой, над тобой и т.д., и т.п.

Один перечень подобных вопросов может занять несколько страниц. И, тем не менее, все они должны быть решены в ограниченный срок и с удовлетворительным качеством. Ошибки на этом этапе, когда все глаза внимательно и придирчиво оценивают каждый шаг и каждое слово нового «топа», могут иметь далеко идущие последствия. И квалификация топ-менеджера в существенной степени оценивается окружающими именно по тому, как он «вошел в компанию», «как установил власть», «как наладил отношения», «как разобрался в бизнесе и что предложил поменять».

Дополнительные сложности во многом связаны и с тем, что каждый новый менеджер приходит в компанию со своими наработками, навыками, установками, представлениями об инструментах управления и со своим восприятием того, что такое компания и как она должна быть устроена. И нужно, разобравшись в ситуации, суметь адаптировать свои взгляды применительно к работе в конкретной компании. Опытные директора по персоналу хорошо знают, что не всем и не всегда это удается.

В армии есть такой срок, который знают все солдаты, когда начинается отсчет времени пребывания в армии — 100 дней до приказа. Начиная с этого момента готовится форма «для дембеля», активно заканчивается дембельский альбом и служба воспринимается уже как что-то почти законченное, и солдатами, и офицерами.

Журналисты, как мне кажется, очень удачно подхватили эту идею и создали отличный информационный повод поговорить о том или ином руководителе после его назначения на должность — 100 дней на посту или как у нас в названии — «100 дней после приказа» (о назначении на должность). Это как раз и есть 3 с небольшим месяца работы, т.е. время основного испытательного срока по ТК. Поговорить о том, как человек входил в должность, что успел сделать, точнее, наверно, — что успел узнать и начать, узнать его мнение о различных «секретах» нового для него бизнеса и «тайнах» вхождения в должность.

100 дней — срок для работы крупного руководителя, конечно, крайне незначительный. Практика оценки работы топ-менеджеров в крупных бизнес-структурах показала, что для серьезных «топов» периодом полной адаптации к организации может считаться приблизительно год работы в должности, когда ему удается разобраться во всех нюансах «работы» бизнеса и организационного механизма компании. Но 100 дней после приказа в целом дают возможность оценить, «как идет полет».

Первые 100 дней работы нового генерального директора фарфорового завода в Вербилках Игоря Евгеньевича Дудника закончились 7 апреля 2009 г. Что же было сделано за 100 дней новым генеральным директором? Какие направления были выбраны как ключевые? Как происходило знакомство с заводом? Опубликованное интервью и результаты личных бесед с Игорем Евгеньевичем позволяют сделать вывод, что работа велась в шести основных направлениях (не считая, как и у всякого руководителя, моря более мелких и постоянно возникающих, что называется, текущих проблем).

Во-первых, это знакомство с бизнесом — производством и продажей изделий из фарфора на нашем рынке. До сих пор ему никогда не приходилось заниматься этим рынком. А рынок достаточно сложный, учитывая высокий уровень конкуренции со стороны иностранных, в частности китайских производителей, огромный объем экспортных поставок на наш рынок их фарфора и другого вида посуды.

Из личных бесед с Игорем могу добавить в дополнение к тому, что изложено в интервью, что он очень увлекся этим бизнесом. Точнее, не только бизнесом на фарфоре, но и самими фарфором — он с увлечением водил меня по цехам завода, рассказывал о тонкостях технологии производства фарфора, истории завода, с гордостью показывал музей завода и уникальные изделия, которые в нем выставлены. В общем, из его рассказов я понял, что фарфор, отчасти, как и вино, живой продукт и очень требователен к человеческим рукам, которые его делают.

Рассказывая о конкурирующих фирмах — заводах в Дулево, в Гжели, в Санкт-Петербурге — сожалел, что в некоторых случаях по качеству они обходят его (!) завод. Но это только заставляет И. Дудника еще более активно заниматься вопросами качества продукции. И как вы, наверное, отметили при чтении его интервью, уже за 3 месяца ему удалось продвинуться в направлении улучшения качества продукции завода.

Во-вторых, изучение тонкостей производства фарфора и понимание того, кто есть кто на производстве, на ком мир держится, в прямом и переносном смысле этого слова.

Во время экскурсии по заводу стало понятно, что фарфоровое производство — это в существенной степени ручное производство и все зависит от рук, опыта и желания конкретных работников.

Приведу пример. Рабочие-приставщицы — знаете кто это? Это девушки, которые каждый день в течение 8 часов занимаются только тем, что берут заготовку чашки и приставляют к ней ручку, именно ту самую, за которую мы берем чашку, когда пьем чай. И от того, как девушка эту ручку приставит — прямо, выше, ниже, вбок или, может быть, не плотно — в определяющей степени зависит качество готовой продукции и количество брака. А исправить эту ошибку, даже ценой дополнительных ресурсов (как, например, в металлургии), уже невозможно — это брак и он идет на выброс. А всякое ручное производство, как известно, держится на людях. Поэтому с моей точки зрения, выбранная И. Дудником кадровая политика, сделанная ставка на повышение профессионализма работников, закрепление их на производстве, повышение их лояльности к заводу является правильной и единственно возможной. И это третье, очень важное направление работы и решение, которое было принятое за 100 дней работы в должности.

В-четвертых, удалось оценить состояние материально-технической базы завода и заводского оборудования, сформулировать перечень первоочередных задач по настройке, наладке, ремонту и замене оборудования, сформулировать и согласовать свою инвестиционную политику по укреплению, модернизации технологической составляющей производства.

В-пятых, и, с моей точки зрения, — это один из ключевых результатов его деятельности на посту генерального директора за 100 дней — ему удалось начать закладывать основы новой корпоративной культуры завода. О роли корпоративной культуры в построении эффективно работающего бизнеса замечательно сказал директор по персоналу крупного холдинга на открытии одного из кадровых конгрессов: «Самое большое, что может потерять компания из-за слабого менеджмента, — это потерять сильную корпоративную культуру.

Все остальные потери не идут ни в какое сравнение с потерей корпоративного духа». Как вы помните, придя на завод, Игорь Евгеньевич столкнулся с целым рядом проблем, связанных с наличием различных группировок в коллективе, у каждой из которых были свои установки и нормы, часто встречающимися случаями безответственности руководителей среднего звена, от себя добавлю — просто грязью в цехах и на рабочих местах, и многим другим, что характеризовало корпоративную культуру предприятия, у которого не было реального руководства.

Сейчас удалось навести порядок в цехах, сделать их чистыми — люди вновь стали сами уважать себя и свой труд, продекларировать и начать воплощать в жизнь принципы деловых взаимоотношений в коллективе, объединить коллектив под лозунгом «Мы как на подводной лодке: либо все вместе утонем, либо все вместе выплывем».

В-шестых, как мы видели из интервью, до этого в течение длительного промежутка времени завод просто выживал, а возглавлял его один и тот же человек, который был единоличным лидером на заводе. Сочетание этих и других факторов привело к тому, что на заводе фактически исчезли менеджмент и менеджеры, т. е. завод в известной степени оказался обезглавлен. Новый генеральный директор фактически оказался перед необходимостью заново создавать на заводе работающий менеджмент.

К сожалению, в сложившейся в нашей стране ситуации мы можем наблюдать многочисленные примеры именно того, что многие компании на разных этапах своего развития прекращают свое существование именно из-за слабости менеджерского состава, отсутствия «регулярного менеджмента», неспособности, неготовности менеджеров принимать взвешенные решения, брать ответственность, учиться и осваивать новое, иметь собственное мнение и активно действовать.

За 100 дней удалось в значительной степени укомплектовать штат руководителей — найти, уговорить, назначить людей на должности, и теперь решается главная задача — заставить весь этот административный механизм эффективно работать.

С Игорем Дудником я знаком с 1997 г. по совместной работе в компьютерной компании. К моменту начала нашей совместной работы он уже прошел достаточно серьезную, хотя, может быть, в чем-то одностороннюю школу менеджмента: ведь все офицеры — это в первую очередь менеджеры. И получил «менеджерскую закалку» — знания, навыки, умения, и, наверно, главное — жизненный опыт, который позволял без лишних иллюзий понимать суть происходящих событий.

В последующие годы И. Дудник постоянно интересовался вопросами менеджмента и организации работы, много читал и обучал менеджменту слушателей на тренингах — часто на примерах, взятых из личной практики; а на последних местах работы он занимал должности административного директора холдинга и генерального директора хоть и небольшой, но вполне самостоятельной бизнес-единицы. Так что теоретического багажа и опыта реальной практики управления ему не занимать. А теперь открылась возможность все это испытать на собственной практике.

Кроме того, если кратко перечислить и другие решенные вопросы за 100 дней после приказа, то следует отметить: установленные связи в администрациях поселка, района, Московской области; решение вопроса о расширении газовых поставок на завод и его электроснабжения (кто знает, как это сложно, тот поймет); реструктуризацию некоторых задолженностей; решение вопросов стабилизации поставок сырья на завод; проведение реструктуризации клиентской базы и ряд других достаточно сложных вопросов.

В целом все изложенное, думаю, дает достаточные основания для того, чтобы сказать: «полет» нового генерального директора нормальный и успешный. Как сказал мне один из консультантов, когда узнал, что Игорь Дудник стал генеральным директором завода в Вербилках: «Молодец, конечно, но рисковый мужик, если согласился стать генеральным.

Внедрение ведь вещь очень опасная, может и не сложиться». Практический менеджмент — один из самых интересных и увлекательных видов деятельности. И опыт, накопленный менеджерами в практической деятельности, является бесценным. Но в процессе практической работы у менеджеров часто не бывает ни времени, ни возможности им поделиться с окружающими. Поэтому думаю, что можно предложить редакции журнала «Управление персоналом» продолжить эту тему — брать у вновь назначенных крупных руководителей интервью через 100 или, например, 250 дней после приказа с просьбой поделиться опытом вхождения в должность, оценки организации, планирования и внедрения изменений. Думаю, что это может способствовать росту менеджерской культуры в нашей стране.