Закончились поиски моделей и мисс красоты. В запросах все чаще декларируется – умение проходить «сквозь стены» и не слышать слова «нет»…

Автор: С. Плетнева

ЗАКОНЧИЛИСЬ ПОИСКИ МОДЕЛЕЙ И МИСС КРАСОТЫ. В ЗАПРОСАХ ВСЕ ЧАЩЕ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ - УМЕНИЕ ПРОХОДИТЬ «СКВОЗЬ СТЕНЫ» И НЕ СЛЫШАТЬ СЛОВА «НЕТ»…

(по материалам круглого стола «Заработные платы и компенсации: PA, PR, GR, CEO, CFO», 24 апреля, 2009 год)

Профессия секретаря — суть весьма разножанровая — от выполнения типично присутственных функций в офисе до Personal Assistant (PA) — секретаря с расширенным кругом обязанностей. Как еще называют его — универсального солдата не только «охраняющего» спокойствие своего начальника, но и способного сэкономить драгоценные секунды его свободного времени, не допускающего утечки конфиденциальной информации. Прибавим к этому работу с массой разноплановой информации, знание иностранных языков, делового протокола и даже навыков участия в переговорах. Видимо, не случайно сотрудники на данной позиции наделены весьма значительными полномочиями.

По словам Юлии Пискуновой, руководителя проекта по развитию бизнеса Холдинга «Империя Кадров», с конца 2008 года позиция PA не претерпела серьезных изменений в плане стабильности спроса на нее. Снижение было отмечено лишь в запросах работодателей на сотрудников начального уровня — ассистентов отделов, секретарей-референтов — молодых людей без опыта работы, которых брали на вырост. В отличие от них, профессиональные кандидаты на позицию РА высоко ценятся на рынке. Несколько увеличилось количество запросов на подбор ассистентов с вечерним графиком работы (18.00-24.00). Связано это, в первую очередь, с тем, что нагрузка на руководство компаний возрастает, соответственно, человек, который сопровождает и планирует рабочий график, просто не справляется в течение рабочего дня. Работа таких кандидатов оплачивается так же, как и на стандартных позициях — в среднем это порядка 70 тыс. руб.

Персональные ассистенты, проработавшие со своими руководителями достаточно длительное время и изначально мотивированные на построение карьеры, в четвертом квартале 2008 года получили возможность развиваться в новых для себя направлениях: pr, маркетинг, реклама, подбор персонала.

Сегодня на рынке персональных ассистентов происходит эволюционный процесс, уверены аналитики. На фоне изменения экономических реалий в бизнес вернулись собственники, а значит, меняются типажи первых лиц, что влечет изменение требований к PA. Под воздействием внешних причин фактически идет естественный отбор среди персональных ассистентов. А значит, совокупный портрет РА год назад и сегодня — будут значительно разниться.

Валерия Дворцевая, генеральный директор кадрового агентства «Визави Консалт», в своем выступлении рассказала о том, что на фоне общего снижения уровня компенсаций зарплаты у РА первых лиц не только не снизились, но и выросли.

Диапазон для персональных ассистентов со знанием языка в 2008 году был зафиксирован на уровне 60-120 тыс. в месяц, в 2009-м — от 50 тыс. В позиции без иностранного языка компенсация может быть меньше в два раза — нижняя планка 25-30 тыс., верхняя в 2009 году — 60 тыс, в зависимости от сектора. Во всех остальных категориях произошло снижение уровня компенсации, в среднем процентов на 20-25. Относительно графика работы — практически у всех вакансий он декларируется как ненормированный. Как отмечают эксперты, одной из тенденций последних месяцев стало появление у РА так называемых сменщиков — доверенных лиц ассистентов первых лиц.

Наряду с возросшими требованиями к РА текущий год преподнес и несколько сюрпризов. Как отметили участники встречи, сегодня, обсуждая с грамотным HR-ом или рекрутером функционал персонального ассистента, мы слышим, что он должен уметь — первое, второе… двадцатое, помогать в подборе административного персонала и еще немножко шить. Таким образом, оставляя функционал РА, в него параллельно включают общий функционал какой-то конкретной зоны ответственности, например, то, чем раньше занимались офис-менеджеры — отслеживать качество работы административного персонала: водителей, курьеров и пр.

Все это ведет к размыванию обязанностей, уверены они. К тому же понятно, что ничего хорошего не получается, и постепенно ситуация начинает раздражать все стороны: руководителя, который в нужный момент не получил какую-то справку или деловое письмо, потому что в этот момент РА «строил» водителя; и РА, которому вменено масса всевозможных административных дел. С одной стороны, это может быть связано с декларацией общей экономии, но скорее, по признанию экспертов, это дань моде.

По данным известного работного сайта, среднее соотношение вакансий РА приблизительно одинаковое — одна вакансия на 23 кандидата, на уровне офис-менеджера: 46 вакансий — 973 резюме (без позиционирования, так как функционал размыт), приблизительно такое же соотношение — 32 к 780 — резюме секретарь на ресепшен.

По мнению Валерии Дворцевой, сегодня на позицию РА востребованы уже состоявшиеся люди — 40-50 лет. Во многом это связано с личной зрелостью, адекватностью, ментальностью. Как говорят лица, формирующие запрос на РА: сейчас такая ситуация, что мы не можем отвечать за абсолютную корректность, адекватность поведения первого лица, а молодая девушка испугается, разозлится там, где надо пожалеть, и, в конце концов, уйдет — все это утомительно для обеих сторон.

Как отмечают эксперты, изменились и требования к внешности РА. Главное и основное — закончились поиски моделей и мисс красоты. В запросах все чаще декларируется — умение проходить «сквозь стены», не слышать слова «нет» и самому уметь говорить «нет». В целом они стали более жесткими. Помимо стильности, общей грамотности, которые есть всегда, появились позиции — хитрость, умение влиять. При обсуждении «почему», звучат аргументы: это дополнительное усиление на переговорах. Востребованы врожденные чувство этикета, такта. Из профессиональных компетенций — понимание бизнес-процессов организации, умение решать неструктурированные задачи и отвечать за принятые решения. Сейчас на позицию РА приглашают бывших руководителей отделов — они по-другому разговаривают, выстраивают контроль исполнения.

Интересно, что относительно гендерных предпочтений, в сфере телевидения — РА в основном, мужчины, в нефтегазовой отрасли — смешанное, ритейл — женщины. Многие компании придерживаются традиционалистских позиций, и мужчина РА никак не вписывается в сложившуюся бизнес-культуру. Непривычно. По мнению Марии Волгиной, партнера «АВК Групп», молодые люди рассматривают для себя позицию РА как стартовую в карьере. Для многих это ступенька к профессиональному росту, возможность приобрести полезные знакомства и связи. Сегодня такие кандидаты готовы идти на незначительные оклады, только ради возможности попасть в штат стабильной компании, пройти обучение.

Главное для любого человека, особенно в кризисные времена, — не останавливаться в своем развитии, только движение способно вывести на новый уровень не только в профессиональном, но и личностном плане, уверены эксперты.

Участники конференции «Заработные платы и компенсации: PA, PR, GR, CEO, CFO»

1. Евгений Грива, директор по персоналу, Группа компаний «Агропромышленный парк»: «Кризис: время менять подходы. Или несколько слов о вознаграждении GR и PR».

2. Юлия Пискунова, руководитель проекта по развитию бизнеса, ИМПЕРИЯ КАДРОВ: «Динамика изменения уровня заработных плат в I квартале 2009 г. по сравнению с I и IV кварталами 2008 г.».

3. Валерия Дворцевая, генеральный директор, «Визави Консалт»: «Смена отношений. Кризисная эволюция личных по мощников».

4. Мария Волгина, партнер «АВК Групп»: «Привлекательность материальной и нематериальной мотивационной составляющей в период кризиса глазами кандидатов».

5. Антонина Коробейникова, менеджер по маркетингу, Adecco: «PR: оптимизация затрат на персонал с позиции работодателя».

6. Светлана Герасимова, управляющий партнер, ТРИОЛИТ Executive Search: «Тенденции рынка труда управленческих кадров в области PR».

7. Арамис Каримов, директор инвестиционно-банковской практики, MORGANHUNT SELECTION: «Зарплаты и компенсации CFO в финансовой сфере».

8. Ольга Корнеева, руководитель проекта, Карьерист.ру: «Динамика спроса и предложения на специалистов PR, GR, CEO, CFO во время экономического роста и в кризисный период».