Интеллектуальный капитал организации: проблемы регулирования

Автор: Л. Згонник, С. Челбин

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Интеллектуальный капитал — «система капитализированных интеллектуальных знаний, созидательное использование которых обеспечивает производство новых интеллектуальных благ и получение соответствующих доходов» [3, с.58].

Специфической характеристикой интеллектуального капитала является то, что его носителем, субъектом воспроизводства и конечной целью функционирования является человек. Поэтому, в первую очередь, следует определить: какие экономические и институциональные механизмы стимулирования воспроизводства интеллектуального капитала организаций определило государство. Так, с финансово-экономической точки зрения отсутствуют законодательные нормы в сфере оплаты труда и налогообложения, которые бы стимулировали увеличение затрат предприятий на материальное и социальное обеспечение функционирования корпоративного интеллектуального капитала. К примеру, льготы, закрепленные в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) связанные с обучением работников, не касаются обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Финансирование процессов воспроизводства интеллектуального капитала организаций может быть льготным в случае действия механизма грантов на осуществление программ в области образования и научных исследований, так как в соответствии со ст. 251 НК РФ гранты на образование и научные разработки не относятся к доходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Также в соответствии с главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» при исчислении налога им не облагается часть прибыли, направленная на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, но в общей сложности не более 10 % от суммы налогооблагаемой прибыли. К сожалению, предприятия практически не используют данную льготу, как из-за низкой рентабельности, так и из-за ограниченных возможностей проведения НИОКР собственными силами.

Практика взимания ЕСН также приобретает высокую значимость в рамках разрешения современных противоречий инновационного развития. Изменения же в данной практике могут иметь различные последствия. С одной стороны, этот налог формирует доход социальных фондов и его эффективное изъятие обеспечивает широкомасштабную социальную политику. С другой — высокий уровень обложения ЕСН сокращает уровень доходов граждан и косвенно влияет на уровень научных исследований.

Экспертами в области инновационного менеджмента подчеркивается, что для повышения интеллектуального капитала предприятий, специализирующихся на создании и внедрении новшеств, необходимым условием развития выступает отмена налога на добавленную стоимость (НДС), что равносильно косвенному финансированию науки и научно-инновационной сферы примерно 0,2-0,3% ВВП. Ожидаемый при этом эффект может достичь 2-3% прироста ВВП с учетом увеличения косвенных налогов порядка 0,4-0,6% ВВП, а в сопряженных отраслях экономики, потребляющих и тиражирующих продукцию инновационной сферы, при условии стабилизации и переходе на режим экономического роста ожидаемый прирост ВВП может превысить 3-4% в год [2, с.293]. В 2007 г. был принят Федеральный закон ОФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», в соответствии с которым с 01.01.2008 г. не облагаются НДС исключительные права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных схем, ноу-хау, а также права на использование этих продуктов по лицензионным договорам. Данную меру можно охарактеризовать положительно, однако возникает вопрос о необходимости повышения системности инновационно-интеллектуального развития не только предприятий, специализирующихся на инновационной деятельности, но и хозяйствующих субъектов других отраслей, а также необходимости внедрения в практику стимулирующих экономических механизмов для создателей инноваций, субъектов воспроизводства интеллектуального капитала организаций.

Трудовое приложение индивидуального (субъектного) интеллектуального капитала на уровне организации может иметь формально-институциональное обрамление в форме коммерческой тайны. Однако в отношении создаваемых работниками ноу-хау действуют два нормативно-правовых акта — Гражданский кодекс (ГК) РФ и Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ, что не создает однозначности правоприменения защиты результатов функционирования корпоративного интеллектуального капитала ни для работодателя, ни для работника. В частности, в соответствии с ГК РФ передача прав собственности на материальный носитель ноу-хау фактически означает правомерное приобретение новым владельцем (например, работодателем у работника) носителя прав на ноу-хау, содержащееся на этом носителе [1, с.30]. С 01.01.2008 г. утратило силу положение о том, что руководитель организации возмещает убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушениями законодательства РФ о коммерческой тайне (п.7 ст. 11 Федерального закона РФ № 98-ФЗ).

Таким образом, отсутствие должной правовой регламентации мер государственного регулирования интеллектуально-инновационной деятельности субъектов хозяйствования нивелирует усилия корпоративного менеджмента в части увеличения интеллектуального потенциала и доли интеллектуально$инновационных факторов в создании прибавочной стоимости. На федеральном уровне решение данной проблемы видится в разработке и принятии базового Федерального закона «О национальной инновационной системе», структура которого может быть следующей:

ГЛАВА 1. Общие положения.

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе.
Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации в сфере инноваций и инновационной деятельности.
Статья 4. Порядок создания национальной инновационной системы.
Статья 5. Региональная структура инновационной деятельности.
Статья 6. Объекты инновационной деятельности.
Статья 7. Порядок отнесения деятельности к инновационной.
Статья 8. Порядок отнесения результатов научно-исследовательской деятельности к инновациям.
Статья 9. Субъекты инновационной деятельности.

ГЛАВА 2. Правовые и финансово-экономические отношения инновационной деятельности

Статья 10. Принципы правовой координации инновационной деятельности.
Статья 11. Система мониторинга объектов и субъектов инновационной деятельности.
Статья 12. Регистрация объектов и субъектов инновационной деятельности.
Статья 13. Экспертное обеспечение инновационной деятельности.
Статья 14. Правовое положение Координационного совета по инновационной деятельности
Статья 15. Порядок оценки объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 16. Стандарты инноваций.
Статья 17. Принципы взаимоотношения субъектов инновационной деятельности.
Статья 18. Порядок вовлечения инноваций в хозяйственный оборот.
Статья 19. Порядок государственного трансфера технологий.
Статья 20. Государственный заказ на создание и распространение инноваций.
Статья 21. Кадровое обеспечение национальной инновационной деятельности.
Статья 22. Порядок создания саморегулируемых научно-исследовательских, исследовательских, консультативных предприятий и организаций.
Статья 23. Профессиональные стандарты функционирования инновационной инфраструктуры.
Статья 24. Принципы финансирования функционирования национальной инновационной системы.
Статья 25. Порядок принятия решений о государственном финансировании объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 26. Финансирование объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 27. Источники финансирования инноваций и инновационной деятельности.
Статья 28. Финансово-кредитное обеспечение создания объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 29. Взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении финансирования объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 30. Целевой бюджетный инновационный фонд.
Статья 31. Создание объектов национальной инновационной системы (инноваций) с использованием иностранных источников финансирования и/или субъектов иностранных инновационных системы.
Статья 32. Информационное обеспечение функционирование национальной инновационной системы.

ГЛАВА 3. Институциональные отношения национальной инновационной системы.

Статья 33. Порядок формирования государственной политики инноваций.
Статья 34. Принципы, формы и методы государственного регулирования национальной инновационной системы.
Статья 35. Государственное планирование и прогнозирование инновационной деятельности
Статья 36. Государственные институты, регулирующие деятельность национальной инновационной системы.
Статья 37. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании национальной инновационной системы.
Статья 38. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с законодательной, исполнительной и судебной властью.
Статья 39. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с коммерческими предприятиями и организациями.
Статья 40. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с малыми предприятиями, специализирующими на инновационной деятельности.
Статья 41. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с общественными организациями и учреждениями.
Статья 42. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с вузами, научно-исследовательскими институтами и другими научными организациями.
Статья 43. Государственное регулирование вузов-координаторов национальной, региональной и локальной инновационных систем.
Статья 44. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с российскими и иностранными физическими лицами.
Статья 45. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с международными организациями и их объединениями.
Статья 46. Порядок государственного финансирования создания, апробации, экспертизы и внедрения объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 47. Налогообложение инновационных проектов, реализуемых в рамках национальной инновационной системы.
Статья 48. Налогообложение хозяйственной деятельности, осуществляемой с использованием объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 49. Таможенное регулирование инновационных проектов, реализуемых в рамках национальной и/или международной инновационной системы.
Статья 50. Взаимодействие государственных институтов, регулирующих национальную инновационную системы, с заказчиками, разработчиками, инвесторами, экспертами и субъектами внедрения объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 51. Государственные гарантии реализации проектов создания объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 52. Государственные гарантии внедрения объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 53. Государственная защита объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 54. Государственное участие в международных инновационных проектах.
Статья 55. Государственное участие в распространении международных инноваций в рамках национальной инновационной системы.
Статья 56. Государственные гарантии защиты объектов интеллектуальной собственности при экспорте инноваций
Статья 57. Государственная поддержка лицензирования, патентования российских инноваций в международных организациях.
Статья 58. Прекращение или приостановление государственного участия в создании и реализации объектов национальной инновационной системы (инноваций).
Статья 59. Взаимодействие региональных органов исполнительной власти с локальными, региональными инновационными системами.
Статья 60. Участие государства в лицензионных контрактах.
Статья 61. Государственные гарантии в сфере разработки и внедрения инноваций военного, специального и двойного назначения.

ГЛАВА 4. Заключительные положения.

Статья 62. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона.
Статья 63. Вступление в силу настоящего Федерального закона.
Статья 64. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом.