Подготовка персонала как фактор повышения эффективности управления наукоемким производством

Автор: В. Лаврентьев, А. Шарина

ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЕМКИМ ПРОИЗВОДСТВОМ

Основа экономической эффективности предприятий сегодня — разработка и внедрение современных технологий и оборудования, практика принятия грамотных управленческих решений. Но даже эти составляющие не могут в полной мере стать залогом успеха без качественного профессионального подхода к работе с персоналом.

Активная разработка и внедрение новых видов продукции и технологий опирается на проведение научных исследований. Причем, научная работа, ранее существовавшая как обособленный вид деятельности, все чаще объединяется с производственными процессами. А, значит, потребность обучения сотрудников наукоемких производств выходит на первый план работы с персоналом.

Основные проблемы, возникающие в сфере управления персоналом наукоемкого производства:

— смена роли работника в производственном процессе под влиянием нового технологического уклада. Использование наукоемких технологий способствует изменению содержания и функции труда, возникновению новых профессий и специализаций, что требует от работника большей умственной мобильности, умения решать производственные задачи в новых условиях.

— усложнение профессиональной деятельности. Наукоемкое производство неразрывно связано с исследовательской инновационной деятельностью — возникновение и развитие новых производств приводит к изменению содержания труда.

— старение кадров, опасность утраты преемственности рабочих поколений. Сложность подбора специалистов, связанная с процессами, происходящими на рынке труда, в части уменьшения количества высококвалифицированных кадров, обусловлено процессами их перехода в непрофильные производства и общего старения трудоспособного населения.

— задача четырехкратного повышения производительности труда на отечественных предприятиях к 2020 году1. Более полное применение накопленных знаний и опыта, личных возможностей и способностей работников»один из резервов повышения эффективности производства, снижения трудоемкости продукции, а, следовательно, и роста производительности труда»2.

— постоянное изменение производственных связей и отношений3. Углубление единичного разделения труда, основанного на подетальной и пооперационной специализации в условиях использования высокотехнологичных машинных комплексов.

— несоответствие уровня подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям современного производства. Создаваемые рабочие места имеют ряд квалификационных характеристик и, зачастую, не соответствуют профилю профессиональной подготовки выпускников4. По данным опросов фонда «Общественное мнение» и «Левада-Центр» около 38% выпускников вузов нуждаются в переподготовке сразу после получения диплома, причем 8% опрошенных работодателей заявили, что предпочитают не принимать на работу новых сотрудников, а обучать уже имеющихся5. При этом большинство предприятий не располагает собственной базой подготовки рабочих кадров (64 %) и специалистов среднего звена (80 %)6.

— отсутствие внутрипроизводственного стратегического кадрового планирования. По данным социологических исследований 55 % руководителей не могут составить прогноз потребности в кадрах на 3-5 лет вперед. — отсутствие инструментов эффективного распределения сотрудников по творческим работам7. Наукоемкие производства располагают достаточно ограниченной информацией о том, на что в действительности способны их сотрудники. Распределение персонала по проектам осуществляется хаотично, интуитивно либо «как раньше», исходя из прошлого опыта. Также не учитывается психологическая совместимость работников, объединяемых в рабочие группы.

— отсутствие методик оценки экономической эффективности обучения персонала. Многие руководители не видят прямой зависимости между обучением и ростом эффективности предприятия — недостаточная разработанность методических вопросов и отсутствие утвержденной и апробированной нормативной базы расчетов экономической эффективности8.

— невозможность контроля невидимой умственной деятельности9. Поскольку интеллектуальная научно-исследовательская деятельность контролируется непосредственно работником, то в традиционном понимании контроль становится несостоятельным.

— недостаток информации об интеллектуальном потенциале работников10. Необходимость создания базы данных имеющегося интеллектуального потенциала и «портфеля компетенций» каждого работника. Объектом современной инновационной экономики становится человек, обладающий способностями, которые на рабочем месте он может превратить в возможности — набор компетенций, а затем и в финансовые результаты.

— подготовка персонала как одно из направлений повышения эффективности производства. Достижение паритета между уровнем подготовки и требованиями производственного (технологического) процесса требует принятия специальных мер с целью обеспечения опережающего обучения персонала всех уровней без нарушения технологий производства и отрыва от рабочего места. Данное направление повышения эффективности управления наукоемким производством, по нашему мнению, является актуальным по целому ряду причин:

— влияние научно-технического прогресса. Создание и внедрение в производственную и социальную сферу современных технологий требует от специалистов дополнительных знаний, умений и навыков. Возникновение новых смежных областей приводит к необходимости подготовки специалистов широкого профиля, способных решать сложные комплексные задачи.

— для промышленной сферы важной причиной повышения требований к качеству подготовки становится, как это ни парадоксально, старение оборудования.

Производственная обстановка становится более сложной и неопределенной, требующей от специалистов нестандартных, не предусмотренных нормативами решений.

— профессионально подготовленный персонал способен обеспечить более высокие и качественные результаты.

— возможность решения проблемы непрерывного образования и изменений в социальных, экономических, производственных системах и процессах в условиях высокотехнологичного производства.

Результатом анализа существующих проблем управления персоналом авторами определены основные направления повышения эффективности управления производством, представленные на рис.1.

Подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять высокотехнологичные проекты, является приоритетным направлением, как отдельного предприятия, так и государства в целом.