Командообразование в кризисе

Автор: О. Леонтьева

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ В КРИЗИСЕ

О. Леонтьева

В Интернете можно найти: — тысячу статей о пользе командообразования, — несколько материалов о том, почему teambuilding не работает, — и ни слова о том, что командообразование находится в кризисе.

Конечно, тема команды вечная. Но рынок меняет акценты, требует новых технологий и другого подхода к формированию бюджета. Эта статья о том, как новая экономическая реальность влияет на подход бизнеса к командообразованию. Мы проанализировали историю тренингов, вкратце обрисовали сегодняшнюю ситуацию и сделали прогноз на будущее.

ИТАК, ЧТО БЫЛО

Было время расцвета! Teambuilding любят все.

  • Сотрудники — за драйв, свежий воздух и удачные фотографии.
  • HR-специалисты — за возможность диагностики.
  • Руководители — за работу на бизнес-задачи.
  • Организаторы — за технологию, которую невозможно испортить!

Тренинги реально работают на сплочение коллектива, восстановление работоспособности, формирование команды и укрепление имиджа работодателя. Суть тренингов сводится к созданию стрессовой ситуации, в которой сотрудники решают нестандартные задачи. За счет этого происходит развитие компетенций, расширение границ возможного для личности каждого и команды в целом.

Правда, набор упражнений у разных подрядчиков почти одинаковый, поэтому участники все реже говорят «Вау!» и все чаще произносят «я это уже делал». Поэтому на рынке командообразования появляются новые продукты, включающие ориентирование, пейнтбол, сплавы и другие элементы, вносящие разнообразие.

Тренинги типа веревочных курсов постепенно уступают место корпоративным праздникам с элементами командообразования. Все чаще вместо анализа — дискотека, вместо «заземления» результатов — шашлыки. Такая форма teambuilding, безусловно, имеет право на существование, но тренингом называться уже не может, ибо направлена не на формирование навыков, а на эмоциональную подзарядку сотрудников. Такой ситуация оставалась до осени 2008.

ЧТО ЕСТЬ

Есть новая экономическая реальность. Теперь все работают в стрессовой ситуации и решают нестандартные задачи каждый день. Необходимость в искусственном создании таких условий пропала. Стандартный вариант тренинга перестает быть событием. Но главный удар по тренингам командообразования нанесла оптимизация расходов. Впрочем, спрос упал, но не исчез.

  • Компании частично оставляют бюджеты на корпоративные мероприятия. Слишком важную роль играют праздники в сложных
    жизненных ситуациях. Поэтому корпоративные праздники остаются. Теперь это не только повод для веселья, но и ресурс для укрепления корпоративной культуры.
  • Становится больше сделок по слиянию/поглощению, поэтому востребованы тренинги, транслирующие корпоративные ценности.
  • «Нам и на работе хватает экстрима». Под этим лозунгом развиваются креативные тренинги: съемки корпоративного кино, спектакли силами сотрудников, совместная роспись по батику и кулинарные конкурсы. Совместное творчество объединяет людей не хуже, чем преодоление препятствий. А нарисованные сотрудниками картины становятся изюминкой офисного интерьера.
  • Те команды, которые находятся в поисках адреналина, все чаще выбирают туристические маршруты повышенной сложности. Такие проекты выгодно отличаются от веревочных курсов реальностью задач. Потому что от слаженности работы зависит здоровье и безопасность каждого.

Дополнительный ресурс экстремальных походов — групповая изоляция и круглосуточный контакт друг с другом. Но главный секрет популярности корпоративных походов в том, что альпинизм или сплавы по горным рекам транслируют ценности бизнеса: целеустремленность, командность, скорость и корректное отношение к внешней среде.

ЧТО БУДЕТ

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.