Операция «Ы» и другие приключения HR-консультанта

Автор: Л. Матысюк

ОПЕРАЦИЯ «Ы» И ДРУГИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ HR-КОНСУЛЬТАНТА

Л. Матысюк

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». То же самое можно сказать о бизнесе. Иногда только независимый бизнес-консультант и может разобраться в «семейных» проблемах внешне успешного бизнеса.

И если кто-то из коллег черпает знания в умных-преумных книгах, то я предпочитаю набираться мудрости везде, даже в старых добрых кинокомедиях. Таких как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» Леонида Гайдая. Это случилось. В страну пришел кризис, что заставило многих бизнесменов по-иному взглянуть на свои преимущества и слабые стороны, пересмотреть собственные позиции на рынке, даже если они были и остаются вполне надежными. Экономическая и политическая ситуация подстегнула некоторых владельцев бизнеса открыто заговорить о проблемах, на которые раньше закрывались глаза…

Я сидела в элитном кафе в компании двух замечательных людей: директора (он же владелец) сети известных элитных ресторанов и кафе и его управляющего по финансам. Оригинальный интерьер, мягкий бархат диванов, тихая музыка, великолепный кофе. Я откровенно наслаждалась обстановкой и ждала, когда разговор подойдет к цели нашей встречи. Наконец решила им помочь сделать первый шаг. «Расскажите о своем бизнесе», — попросила я и следующий час внимательно слушала все, что говорилось моим клиентом.

На поверку выходило следующее. Бизнес нынешним владельцем был создан с нуля лет десять назад. Ныне он процветал и обещал это делать и дальше. Планировалось дальнейшее крупное расширение, открытие новых кафе, ресторанов. Но, несмотря на постоянно растущую прибыль, навал клиентов и внешнее благополучие, в компании назревал внутренний кризис. Определить причину никто не мог (или не хотел), однако чувствовали его все, включая директора. Теперь об этом смогли открыто заявить и попросить помощи у внешнего консультанта.

По своему опыту я знала: часто высшему руководству сложно признать, что в ЕГО успешной компании могут быть какие-то проблемы, требующие ПОСТОРОННЕЙ помощи, поэтому спокойно, с пониманием, восприняла заключительную фразу директора: «Это даже не проблемы, а так… планы на будущее». Это было то же самое, что услышать: «Помогите нам, пожалуйста, мы тонем. А так у нас никаких проблем нет».

На следующий день я встретилась tete-a-tete с управляющим по финансам. Мнение его как наемного работника и специалиста по финансовым вопросам было ценно и могло дополнить, уточнить или даже изменить картину, сложившуюся после разговора с владельцем бизнеса. После обстоятельной беседы с обоими представителями компании я выделила проблемную область:МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Это подсказывал хотя бы тот факт, что на предприятии, насчитывающем больше 150 человек, вообще отсутствовал HR-специалист. (И это несмотря на то, что сам профиль фирмы предопределял работу с людьми и подразумевал высокие стандарты облуживания клиентов.) А факт, как говорится, — вещь упрямая.

На следующей встрече с директором я предложила план выявления конкретных проблем и работы с ними. На его прямой вопрос: «Как быть?» я ответила: «Все организации похожи одна на другую — на уровне руководства о проблемах умалчивают, на уровне рядовых сотрудников — говорят с оглядкой, на уровне обслуживающего персонала — сплетничают в открытую. Если бы я захотела разобраться, то устроилась бы к вам уборщицей». Для исследования я выбрала методику Mystery Shopping в своей собственной оригинальной «аранжировке». За три недели я собрала всю необходимую информацию с примерами, подтверждающими наличие 10 конкретных проблем.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.