Организационная культура корпоративных стандартов: понятие, структура, особенности

Автор: Н. В. Аксакова

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОРПОРАТИВНЫХ СТАНДАРТОВ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ

Н. В. Аксакова, соискатель Кубанского Государственного Университета, HR Compliance Testing and Business Control Specialist

Как известно, организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности 1 . А потому ей органично присущи типовые особенности, формирующиеся под прямым воздействием набора факторов внутреннего и внешнего характера. В этом контексте правомерно говорить о существовании объективного множества типов организационных культур и рациональной обусловленности исследований в данном направлении.

Большое количество типологий говорит о факте многоаспектности ее исследования; выбор того или иного типа с целью охарактеризовать действующую организацию всецело зависит от восприятия данной проблемы конкретным менеджером, и, порой, приводит к выработке собственной типологии, так как идеального совпадения характеристик на практике не встречается.

Компания КЛЮЧАВТО — официальный дилер ведущих мировых автомобильных марок на юге России, объединяющий тринадцать центров продажи и сервисного обслуживания автомобилей. Каждый дилерский центр — это собственные технологические процессы, стандарты деятельности и, несомненно, своя культура. Под влиянием ряда факторов в большинстве своем внутреннего характера в компании сформировалась и продолжает развиваться особая, не соотносимая ни с одним из существующих классификационных признаков, организационная культура — культура корпоративных стандартов.

Корпоративный стандарт — согласованный и утвержденный внутренний нормативный документ, устанавливающий комплекс требований к организации деятельности исполнителей, круг ответственных лиц за их соблюдение, систему вознаграждения/наказания за выполнение/невыполнение установленных норм, являющийся необходимым и достаточным основанием для определения перечня контрольных критериев оценки (контрольных точек). Основной целью его внедрения является, прежде всего, повышение эффективности деятельности компании через всестороннее глубокое описание деятельности работников при одновременном построении межуровневых взаимоотношений. Совокупность утвержденных и действующих корпоративных стандартов, как в отдельных структурных подразделениях, так и в целом по предприятию, формирует систему, управленческое воздействие которой основано на фиксации и статистическом отслеживании колебаний по основным количественным и качественным показателям, являющихся опорными при проведении оценки эффективности реализации соответствующих требований.

Элементы организационной культуры компании, занимающейся построением и развитием системы корпоративных стандартов, отражены в текстах регламентирующих документов внутриорганизационного характера (рис. 1).

Культура корпоративных стандартов — совокупность формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня продуктивности и эффективности трудовой деятельности исполнителей, а также использования производственных мощностей, сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, выраженных в корпоративных стандартах деятельности работников.

В структуре организационной культуры корпоративных стандартов мы выделяем, вслед за Э. Шейном 3 , три основных уровня: поверхностный, подповерхностный и глубинный (рисунок 2).

Ключевое отличие заключается в выделении на подповерхностном уровне ряда составных элементов, находящихся исключительно во внутрифирменном доступе:

1. корпоративных стандартов деятельности;

2. контрольных точек;

3. регламентов оценки индивидуальной эффективности.

Указанное отличие является одной из особенностей культуры корпоративных стандартов наряду с:

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом.