Влияние кризиса на карьеры высококвалифицированных специалистов

Автор: В. Фомин (интервью)

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА КАРЬЕРЫ ВЫСОКО-КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Владимир Фомин, МВА-5, генеральный директор, Human Capital

Уменя предмет деятельности — гуманитарный, мы работаем с людьми, и моя тема заявлена как «Влияние кризиса на карьеры высококвалифицированных специалистов». Именно не топ-менеджеров, потому что «топ-менеджер» становится ругательным словом. Мы их называем — высококвалифицированные специалисты, или системообразующие люди, то есть люди, от которых зависит крупный кусок бизнеса, если не весь бизнес. И человек совершенно не обязательно при этом должен быть топ-менеджером — это может быть какой-нибудь ведущий инженер или даже секретарь, но берущий на себя ответственность и принимающий решения соответствующего уровня.

Мы можем подискутировать о терминах — что такое карьера. Энциклопедический словарь определяет это как: 1) бег, жизненный путь, поприще (от лат. carrus — телега, повозка), быстрое и успешное продвижение в области общественной, научной, служебной или другой деятельности; 2) достижение известности, славы или материальной выгоды и 3) обозначение рода занятий, или профессия. Я сейчас буду говорить о той части определения, которое означает продвижение в какой-либо сфере бизнеса.

Вообще говоря, существуют параметры успешности карьеры. В России карьера считается успешной, если человек, делающий карьеру, получает в 3 раза больше благ, чем в среднем все люди. Успешность ассоциируется с престижным положением в обществе, а также высоким легальным доходом. Если вы располагаете высоким легальным доходом, который в среднем в 3 раза выше, чем у ваших коллег, то вы сделали потрясающую карьеру. Можно спорить — в 3 или в 4 раза, тем не менее людям свойственно сравнивать себя друг с другом.

Какие существуют роли специалистов высокой квалификации?

Первая роль — это носители определенных знаний и технологий. Это люди, обладающие какими-то уникальными и ценными для компании знаниями. Скажем, главный технолог аккумуляторного производства знает какие-то вещи, без которых аккумуляторное производство встанет, если он уволится. Или бухгалтер МСФО; или IT-директор, строящий инфраструктуру. Второй тип системообразующих людей — это носители бизнес-возможностей. В некотором смысле это тоже люди, обладающие определенными знаниями, но несколько другого рода, не технологического. Например, менеджер по развитию бизнеса, менеджер по развитию сети ресторанов, имеющий выход на губернатора. Это может быть человек, которому в юности посчастливилось вместе с большим начальником учиться или пить водку, он может позвонить, и его будут слушать.

Третий тип системообразующих людей — носители воли. Этому типу сотрудники делегируют свои волевые усилия: сначала заставь меня работать, а потом я буду работать. Типичный пример носителей воли — обычные лидеры, люди предпринимательского склада; яркий пример — тренер спортивной команды, который своей волей заставляет команду побеждать и ломает волю игроков, подчиняет их своей воле, ведет команду к победе. Еще один яркий пример — это криминальные структуры, братки. Как известно, существуют определенные виды бизнеса, например — алкогольным бизнесом в начале 90-х годов нельзя было заниматься, иначе как будучи связанным с криминальными структурами. И волевое усилие криминальных структур оказалось в этой ситуации решающим, остальные компетенции были не так важны — водка и так покупалась.

Кстати, у носителей воли есть еще одна роль — противодействие чужой воле. Когда на рынке компании сталкиваются друг с другом, то в некотором смысле получается битва полководцев, и тот полководец, который окажется более волевым, воздействует на свой коллектив, выигрывает эту битву. Есть еще четвертая, вырожденная группа системообразующих людей — носители статуса. Можно сказать, что это члены советов директоров. Мы все знаем статусных людей, я сам занимался подбором статусных HR-ов для компании, которая собиралась выходить на IPO, — им нужен был человек с послужным списком, чтобы можно было показать при размещении, что вот, у нас такой суперквалифицированный персонал.

Как отражается кризис на различных группах этих специалистов? Понятно, что неодинаково. Наиболее подвержены опасности в кризис представители первой группы — носители технологий. То, чему нас учили в Институте Бизнеса и Экономики, — это один из срезов технологии, который делает нас более конкурентоспособными на рынке. Почему носители технологий больше всего подвержены кризису? Во-первых, потому, что технологии меняются. Старые технологии уходят, и люди со старыми знаниями оказываются невостребованными. Типичный пример этого — программисты высокой квалификации. Говорят, что программист — как пиво, а врач — как коньяк. Врач с возрастом становится все более востребованным, высококачественным, а программист, как пиво, перекисает, устаревает, потому что то, что он знал в 70-е годы, программируя на Коболе, Алголе, Фортране и других языках, сейчас никому не нужно, языки программирования уходят, и эта компетенция тоже уходит.

Второе: развитие технологий присуще развивающимся компаниям, в кризис нет инвестиций, как правило, нет развития, многие компании находятся в стадии выживания, здесь не до технологий. Более того, многие компании производят дауншифтинг себя, переходят к более простым, более элементарным технологиям, и это создает угрозу как раз носителям технологий. Но есть и хорошая новость. Для многих компаний переход к новым технологиям является единственным способом выжить в изменяющейся среде, и здесь носители технологий, если они адекватны, оказываются очень востребованными.

Какие практические рекомендации я бы мог дать носителям технологий?

Первое. Если вы ищете работу по найму — переделайте свое резюме, я уверен, что вы неоднократно его редактируете — с упором на проекты, в которых вам доводилось принимать участие и в которых вы получили опыт. Иногда может сработать совершенно неожиданное словосочетание. Елена Осипова недавно представляла кандидата на одну из вакансий клиента. И кандидат был так себе, и вакансия не очень понятная, но оказалось, что у кандидата в резюме есть фраза о том, что он работал с китайцами и готовил контракты по стандартам. Этого оказалось достаточно, чтобы клиент им очень заинтересовался.

Вторая рекомендация: в кризис работодатели боятся брать людей на постоянную работу, но зато более охотно экспериментируют и берут людей на проекты. Поэтому соглашайтесь идти работать на проекты — во-первых, нет ничего более постоянного, чем временное, и, придя работать на проект, оказавшись инсайдером в компании, вы сможете лучше сориентироваться и потом предложить что-то интересное, что заставит принять вас на постоянную работу, то есть вы как бы подготовите себе нишу. Тем, у кого такая проблема стоит, я рекомендую эту маленькую хитрость.

Третье: как это ни странно прозвучит — используйте время кризиса для переобучения. Совершенно логично получить второе, третье образование, набраться технологий, в которых вы сильны, и когда кризис закончится или перейдет в стадию роста, вы будете не тянуться за винтовкой, а стрелять.

Вторая группа — носители бизнес-возможностей. Это наиболее поляризованная группа. Потому что в такой ситуации, когда происходит обрушение бизнеса, одним хорошо, а другим очень плохо. Если у людей есть какие-то бизнес-возможности, которые уходят, а новых бизнес-возможностей нет, то такие люди чувствуют себя очень неуютно. Бывает, что носители приобрели эти бизнес-возможности в процессе жизни, бывают унаследованные бизнес-возможности. Те, кто унаследовал бизнес-возможности в силу того, что когда-то в советское время руководили заводом или у кого-то папа большой начальник, о них я сейчас говорить не буду — им я не могу дать внятных рекомендаций. Тем же, кто является носителем бизнес-возможностей и сознательно строит свою карьеру в этом направлении, могу дать следующие рекомендации. Первое. Обновление своей социальной сети, расширение поля зрения.

Все мы так или иначе общаемся друг с другом. Кризис — это хорошее время, чтобы пересмотреть свои записные книжки, установить новые контакты, если они есть — «одноходовка», «двуходовка». Также было бы неплохо иметь четкий план с количественными параметрами по построению отношений. Основной бизнес носителей бизнес-возможностей заключается в том, что они строят отношения с кем-то — они входят в доверие, разумеется, доверие может быть только взаимным, и получают информацию, которая важна для осуществления бизнеса. Эта рекомендация довольно банальна, но, думаю, что она может пригодиться.

Третья рекомендация: безжалостный отказ от отыгранных карт. Существует распространенная ошибка: цепляться за те бизнес-возможности, которые были и которые уже уходят. Распространенная ситуация, когда на интервью говорят: я ничего больше не умею делать. Какая вам нужна работа? Начинают рассуждать — что я умею делать? Я умею делать только это, поэтому я ищу работу только в этом направлении. Тупиковые бизнес-возможности трудно проанализировать, тем не менее посмотрите, не является ли ваш основной пакет бизнес-возможностей тупиковым.

Также важно быть психологически готовым к тому, что твои коллеги, иногда даже друзья, откажутся от тебя как от бизнес-возможности. Это психологически тяжело и драматично, тем не менее — это жизнь.

Креативность. Все мы креативны, но не помешает посмотреть на себя со стороны и подумать: креативен ли я в этой ситуации? Носителей бизнес-возможностей спасает креативность. Хороший пример — я разговаривал со своим другом, который торгует металлом. Спрашиваю: «Что там у вас, металлургов?» Он отвечает: «Везде долги, все в долгах, как в шелках, но, знаешь, что я придумал? Я придумал этими долгами торговать». И он создал сайт — dolgionline.ru, если интересно, посмотрите; я был счастлив услышать это от него.

Пятое пожелание носителям бизнес-возможностей: использовать знания, информацию более молодых коллег. Иногда в молодежной среде проскакивает информация, которую люди старшего поколения не воспринимают, тем не менее она бывает важной и существенной. Молодые люди живут по другим алгоритмам, чем люди старшего возраста. Научиться жить с ними по этим же самым алгоритмам уже и невозможно, но прислушаться к тому, какая информация циркулирует в их среде, не помешает.

И последняя группа — носители воли. Это наименее пострадавшая группа, потому что для носителей воли кризис не начинался и не кончался, у них кризис шел всегда. Тем не менее, общий кризис отражается и на них. Эта группа наиболее хрупкая, потому что люди, которые влияют своей волей на других людей, нередко поддаются чужой воле, и им помочь никто особо не может, да они и слушать никого не будут. Поэтому для носителей воли могу дать следующие рекомендации.

Первое: экономить силы в шторм. Когда существуют такие периоды турбулентности и неуверенности, иногда ничего не делать выгоднее, чем что-либо делать. Я когда-то был научным моряком, и я знаю, что когда наступает шторм, корабль не пытается с ним бороться. Он ложится в дрейф, экономит топливо, а через 2-3 дня шторм закончится, и корабль пойдет туда, куда ему надо. Подобная ситуация наступает сейчас для носителей воли. Очень многие мои знакомые уехали на Гоа — на год, на два, на три, сказали: «Мы ничего не будем делать, вернемся, осмотримся и тогда решим». Это одна из правильных стратегий. Второе: не давать падать самооценке и самомотивации. Дело в том, что люди — носители воли — вообще не хрупкие, но иногда подвержены — есть у нас такое понятие — кризису четырех месяцев. Если человек не востребован в течение четырех месяцев, не может найти работу, его самомотивация и самооценка очень сильно падают — если, конечно, он к этому не подготовлен. Очень распространенная ошибка топ-менеджеров: через 4 месяца соглашаться на любую работу, с любым понижением — как статуса, так и денежных доходов. Происходит самодевальвация. Поддаваться этому нельзя.

Поиск нового поприща. Иногда бывает, что пласт жизни отжит и на этом пласту все уже сделано. Иногда люди проживают жизнь и два, и три раза воспроизводят сами себя. Если вы поймали себя на том, что уже год, и два, и три делаете то же самое, что было год, и два, и три назад, может быть, вы воспроизводите сами себя и крутитесь по этому кругу, из которого в кризис самое время выйти. И последнее, как это ни смешно: курсы и тренинги по личностному росту. Люди воли сами кому хочешь могут провести эти курсы и тренинги, но, тем не менее, в кризис эти курсы полезны им самим, пусть для того, чтобы только осмотреться.

Есть еще общая рекомендация для всех трех групп. Хорошо помню 1998 год; я как раз здесь учился и помню, как посыпались компании, как уменьшились доходы. Кризис этого года более затяжной. В отличие от 1998 г., сейчас очень важно сохранить репутацию. Ведь в кризис вы можете себя повести по-разному — можете, например, судиться с работодателем, никто у вас такого права не отнимает, можете уйти с деньгами и т. д. Думайте, чтобы это не отразилось на вашей репутации. Для низкого уровня сотрудников запись в трудовой книжке «восстановлен по решению суда» означает «никуда не устроиться». Сейчас рынок становится все более сегментированным, проектным и узконишевым, и если вы потеряете репутацию, будьте уверены, что в вашей нише об этом узнают все. Поэтому в кризис один из приоритетов — сохранение вашей репутации.