Опасность и возможность

Автор: И. Сиротин (интервью)

ОПАСНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ

Илья Сиротин, директор московского офиса OKI Printing Solutions

Кризис застал врасплох большинство компаний, работающих в России, а Вас?

— Когда все идет «по накатанной», нет необходимости преодолевать препятствия, творчески мыслить, выходить за рамки сложившихся стереотипов, что в свою очередь лишает возможности необходимого постоянного роста и развития. В силу специфики нашей продукции и особенностей нашей компании в сравнении с конкурентами мы никогда не чувствовали комфорта в ситуации, которая складывалась в тот или иной момент времени на рынке.

Все, чего мы добивались, было результатом креативной деятельности, направленной на формирование отличительных особенностей нашей продукции и нас как команды и использование этих особенностей во благо построения отношений с нашими партнерами и клиентами. Поэтому по эмоциональному настрою, образу мышления и активности мы оказались готовы к переменам, которые происходят сегодня в нашей стране. Сейчас, когда многие пребывают в «ауте», мы видим отличную возможность, продолжая движение по пути «отличия от других», совершить ускорение и стать лидером в определенном сегменте рынка, тем более что компания уже очень давно заслуживает самой достойной оценки со стороны российского рынка. В китайском языке слово «кризис» изображается двумя иероглифами, которые означают — опасность и возможность. Последнее — наша «тема», именно это время — самое интересное и перспективное для такой компании, как OKI Printing Solutions, и ее динамичной (от слова «динамит») команды!

Какие меры приняла Ваша компания в ответ на кризис?

— В первую очередь мы стали «ближе» к нашим партнерам — дистрибьюторам и дилерам, выступающим ключевым звеном в продвижении нашего оборудования в России, и на которых в нынешнее непростое время легла нагрузка кредитных рисков и колебания валюты. Регулярно встречаясь с ними, мы четко понимали происходящие на рынке процессы, ситуацию и особенности клиентов, кому они продают нашу технику. С учетом этого мы вырабатывали меры и акции, поддерживающие, расширяющие их бизнес и повышающие прибыльность. Видя возможность в сложившихся обстоятельствах, наша штаб-квартира своевременно объявила ряд беспрецедентных акций, когда, например, при покупке принтера второй доставался в подарок. Все наши усилия в итоге были вознаграждены, ибо продажи нашей техники через партнерскую сеть в 1 квартале (традиционно самом вялом из-за «зимней спячки» и периода отсутсвия присутствия в результате праздников) 2009 года были выше, чем в самом сезонно-горячем последнем квартале предыдущего года.

Как изменилась Ваша компания за последние 5-7 лет? Я имею в виду корпорацию в целом и российское представительство в частности…

— Для начала отмечу, что наша компания специализируется на разработке, производстве и продвижении именно принтерной и многофункциональной техники и именно для бизнес-пользователей. Для четкого определения такого позиционирования компании и ее продукции с 2005 года компания изменила название на OKI Printing Solutions. В таком торговом наименовании ясна специфика деятельности, а также фокусировка на предложении решений нашим клиентам. В этом русле наша компания всегда стремилась ответить на вопрос: а какие задачи бизнес-печати клиентов можно наиболее эфективно «решить» на нашем оборудовании и как. Изучая данную тему с учетом специфики деятельности, появились конкретные предложения для заказчиков из разных индустрий: архитектура и дизайн, туризм, банковская сфера, торговля автомобилями, образовательные учреждениея и другие организации и предприятия. У каждой категории есть определенные требования к получаемым в результате печатным материалам, им необходима возможность печати на разных носителях по формату и плотности, а также вывод документов на печать под управлением применяемых в индустрии программных приложений. Сегодняшная ситуация характерна значительным стремлением клиентов при использовании печатной техники решения такой судьбоносной задачи, как экономия. Ее наша продукция обеспечивает за счет отдельно заменяемых расходных материалов, высокой надежности, подтверждаемой 3-летней гарантией (!) на всю продукцию, и в результате очень выгодной стоимостью эксплуатации. Чтобы еще больше усилить поддержку клиентов и партнеров в непростое время, наша компания объявила ряд беспрецедентных акций, во время которых можно сэкономить до половины цены принтера или вообще при покупке принтера получить второй бесплатно! Говоря в целом об изменениях, компанию OKI Printing Solutions можно сравнить с компактной, подвижной и юркой рыбкой, которая, невзирая на шторм и волнение, устремлена к своей цели, и при этом как компания — профессионал в своей области — ориентируется на то, что необходимо клиентам и партнерам в данный момент времени и в будущем.

Как построена система управления в Вашей компании, изменялась ли она?

— Иерархия очень проста и прозрачна: СЕО штаб-квартиры компании OKI Europe Limited подчиняются региональные вице-президенты, а им в свою очередь — директора по различным странам. Российское представительство входит в Восточно-Европейский регион. Численность сотрудников в Мосве — 18 человек, где каждый, являясь лидером, отвечает за результат в своем на-правлении. Бюрократические процедуры минимальны, все усилия состредоточены на деятельности, обеспечивающей рост продажи продукции нашими партнерами.

В любом обществе и компании существуют «писаные» и «неписаные» правила. Расскажите об этом на примере Вашей компании.

— Как для представительства, работающего в России, основным правилом, регулирующим нашу деятельность, является законодательство, при этом повторюсь, что мы в наименьшей степени заинтересованы в осложнении своей деятельности прописанными формальными правилами и порядками. Те, что появляются в ходе ежедневной работы, вводятся для повышения эффективности деятельности представительства, направленной на поддержку наших партнеров и клиентов. Скажем так: «Партнер всегда прав, если его деятельность направлена на продвижение марки OKI!»

«Пресловутый» японский стиль менеджмента — как он влияет на персонал Вашей компании?

— Штаб-квартира OKI Printing Solutions, представительством которой мы являемся, находится в Великобритании. С момента образования штаб-квартиры на руководящем посту были представители европейских стран с присущим им стилем менеджмента. С осени прошлого года компанию возглавил представитель Страны восходящего солнца. К сегодняшнему моменту не могу сказать о каких-то заметных изменениях. Разве что, и отчасти это совпало с текущими глобальными событиями, возросло количество отчетов. Но во всем есть положительные моменты: сотрудники в процессе подготовки этих отчетов сами начинают лучше разбираться в вопросе своей сферы полномочий. Такие отчеты позволяют взглянуть на ситуацию со стороны. Как приннято в американской терминологии: занять наблюдательную позицию с вертолета (helicopter view), вот так и у нас — «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...» — и все сразу OK!

Что мешает вести бизнес в России?

  • Законы.
  • Коррупция.
  • Плохие дороги.
  • Другое.

— Самое труднопреодолимое — это сложившиеся стереотипы и привычки. Например, устоялось мнение о стандартно используемой технике: матричный или лазерный принтер должен быть такой-то марки; чтобы переубедить в этом (даже при основательной и обоснованной аргументации) — надо приложить немалые усилия.

Хоть это и наша специфика — просвещать и обучать, что мы с готовностью делаем, только вот ресурса нашего и наших активных партнеров не хватает в масштабах всей страны.

Кого из японских предпринимателей Вы считаете соответствующим понятию ЧЕЛОВЕК-БРЕНД (человек, создавший свою компанию и олицетворяющий собой ее успех)?

— В первую очередь Кибатаро Оки, чье имя по сей день носит компания. Благодаря инновационному подходу талантливого японского предпринимателя, который основал первый в Японии завод по производству телефонных аппаратов всего через 5 лет после открытия самого принципа телефонной связи, компания унаследовала дух постоянного новаторства и предложения клиентам технологичеких преимуществ.

Так, в 1953 году на заводе Oki впервые увидел свет автоматический телетайп. В 1973 году, когда потребность в новых, более современных средствах передачи информации еще более возросла, Oki представила на рынок первый факсимильный аппарат, работающий на термобумаге. В конце 80-х годов, когда наметилась тенденция перехода от матричной к безударной технологии печати, Oki, будучи одним из ведущих специалистов по производству матричных принтеров, чтобы сохранить технологическое лидерство на изменяющемся рынке, решила использовать в новых моделях не лазерную, а свою собственную светодиодную (Digital LED) технологию.

В 2000-2001 годах Oki выпустила полноцветные светодиодные принтеры серии С7000/С9000, с появлением которых произошла настоящая революция в цветной офисной печати.

А в России?

— Что интересно, первые поставки Oki в Россию были осуществлены еще на заре прошлого века — в 1916 году компания по заказу Российской империи, участвовавшей тогда в Первой мировой войне, поставила царскому правительству сделанные по последнему слову техники тех времен полевые телефоны и электрические кабели к ним. Сегодня вся передовая линейка устройств для печати представлена на российском рынке. Учитывая тот факт, что OKI Printing Solutions осталась «последней из могикан», производящей принтеры и использующей в них изначально разработанную светодиодную технологию (а как мы видим сегодня — в силу очевидных преимуществ и перспектив развития эта технология используется уже повсеместно: в устройствах регулировки движения, автомобилестроении, медицине и т. д.), можно с достоинством говорить о неоценимом вкладе основателя компании и его последователей в глобальное технологическое развитие современного общества.

Отмечаются ли японские праздники в Вашей компании?

— Как я уже говорил ранее, по причине европейского управленческого состава традиция отмечать именно японские праздники не была выработана; возможно, со сменой CEO теперь и традиция появится. Сегодня, правда, есть одна особенность: в нашем представительстве, как и во всей компании, новый финансовый год начинается с 1 апреля (в соответствии с японскими стандартами
отчетности). И мы в своем офисе традиционно 1 апреля каждого года поздравляем друг друга с Новым годом!

Как отмечаются дни рождения руководителей, сотрудников?

— Собираемся все вместе (благо коллектив оптимальный — 18 человек), накрываем вкусный стол, поздравляем именинника, дарим подарок, расслабляемся в неформальной обстановке.

Кто и за что в Вашей компании получает бонусы и премии?

— Бонусная схема — одна из мотивационных составляющих для сотрудников, непосредственно связанных с работой с партнерами, продающими нашу технику. Ежеквартально согласовываются планы, по выполнении и перевыполнении которых рассчитываются премии. Руководящий состав получает премии по полугодовым результатам деятельности.

Существует ли система наказаний? Если да, то какая?

— Предпочитаем премировать сотрудников вместо наказания (например, по результатам мониторинга прихода сотрудников утром на работу — те из них, кто ни разу не опоздал за месяц, были премированы), поэтому как таковой специальной системы наказаний не существует. В крайних случаях (таких на моей практике, к счастью, не было) — действуем в рамках законодательства.