Крылья - это мало. Требуется еще летная погода и желание лететь

Автор: Ю. Барзов, В. Фомин (интервью)

КРЫЛЬЯ - ЭТО МАЛО. ТРЕБУЕТСЯ ЕЩЕ ЛЕТНАЯ ПОГОДА И ЖЕЛАНИЕ ЛЕТЕТЬ

Можно ли научиться готовить, прочитав книгу или посмотрев фильм? Одни согласятся, а другие скажут: «Вряд ли» и во многом тоже окажутся правы. Как передать чувство меры, того волшебства, которое позволяет из набора отдельных и таких знакомых продуктов приготовить кулинарный шедевр? А в бизнесе?

«Люди, добившиеся успеха, уникальны, — говорит Юрий Барзов, основатель клуба лидеров Good2Work, гендиректор компании «Агвир.ком». — Причем их уникальность в создании и развитии бизнеса (не путать с теми, кто просто разжился деньгами) лежит в двух измерениях. Первое — объединяет всех выдающихся людей (о нем в прошлом году вышли две замечательные книги Малкольма Гладуэлла и Джеффа Колвина). Это — много упорного труда, который возможен, лишь если по-настоящему любишь дело, которым занимаешься. Это — не просто нудный и тяжелый труд, а труд развивающий, труд, связанный с постоянным преодолением новых вызовов, новых высот.

Можно сказать, что это и везенье — таким людям повезло достаточно рано в своей жизни найти по-настоящему любимое дело. И это любимое дело через годы оказалось востребованным другими людьми. Хотя, если заниматься чем-то достаточно долго, вероятность востребованности сильно увеличивается.

Второе слагаемое успеха выдающихся бизнес-лидеров — их неподдельный интерес к людям, основному объекту их усилий и источнику их побед. Любопытство, внимание и внимательность в отношении других людей. Об этом я впервые прочитал в интервью Михаила Фридмана журналу «Форбс» в 2007 году. А сейчас у нас в библиотеке Good2Work накоплены уже десятки уроков лидерства, где успешные бизнесмены говорят об этом предмете своей страсти, если хотите. Первое слагаемое успеха — это, я сказал бы, метод; второе — предмет, к которому он прилагается».

Именно метод стал центром внимания создателей видеопрофайлов, или набора бесед — уроков, записанных на видео. Изначально он был задуман как средство дистанционного обучения. Возможность заочно представиться или познакомиться друг с другом оказалась неожиданным дополнительным бонусом. Не просто учиться и знакомиться, но еще и познавать друг друга, и, как выяснилось позже, познавать себя.

Сам формат видеоинтервью нельзя назвать инновацией. Давно существует телевидение, есть проекты интервью с топ-менеджерами в США (www.50lessons.com) и Японии (www.shachotv.jp). На Западе видеорезюме и видеоинтервью пытаются уже многие годы встроить в процесс трудоустройства.

По словам Юрия Барзова, инновационность проекта в деталях: формат интервью, стиль ведения беседы, съемка почти скрытой камерой, качество видео, квалификация интервьюера и его ассистента. А признанием актуальности такого подхода, пока не имеющего аналогов за рубежом служит интерес, который проявляют к проекту гуру мирового масштаба.

В числе участников проекта: известный в бизнес-кругах профессор кафедры развития лидерства Гарвардской школы бизнеса Ракеш Курана (Rakesh Khurana), представители зарубежных вузов и бизнес-школ, первые лица ведущих мировых компаний.

Если я работаю по 14 часов в день и 7 дней в неделю, то мне определенно начинает везти. И все-таки, можно ли научиться успеху на опыте великих людей?

«Не уверен, — говорит Юрий. — То, что они делают каждый день, чтобы добиваться успеха, просто до банальности. Но вот делать это каждый день, много дней подряд, каждый раз стараясь сделать чуть лучше — это очень и очень трудно. Особенно вначале, когда тренировка уже утомила, а мастерство, нужное, чтобы пожинать плоды, еще не пришло. Вспомните, сколько раз каждому из нас приходилось давать себе клятвы с понедельника зажить по-новому, бросить вредную привычку и т. п. Часто ли удавалось эти клятвы исполнить? И надолго ли нас хватало?

Так что большинству успех великих бизнес-лидеров повторить не удастся. Но их пример, их опыт говорит о том, что эта дорога может быть пройдена. И вступить на нее никогда не поздно».

РЕЦЕПТЫ УСПЕХА НЕ МЕНЯЮТСЯ

Многие из настоящих гуру бизнеса начинали в 60-70-е годы, кто-то позже. Смогли б они стать теми, кем стали сегодня, или дважды в одну реку не зайти? «Форбс» подсчитал, что американские миллиардеры в среднем за жизнь совершают 3,5 роковых для своего бизнеса и карьеры ошибки. Рядовые граждане — меньше чем по одной, — рассказывает Юрий Барзов. — Миллиардеры просто упорнее их преодолевают. Рецепты успеха не меняются. Конечно, начинать все с нуля проще, когда ты молод и не обременен семьей. Андрей Конончук из «Крошки-Картошки», когда рассказывал, как в 1998 году они с товарищем начали бизнес — жены торговали, они возили продукты, а по ночам терли сыр и мыли палатку, посетовал, что, может быть, и не начал свой бизнес, если бы знал, что будет так тяжело. Но, честно говоря, не верю. Посмотрите, как оживились многие собственники сейчас, вернувшись к управлению. Бизнес — очень сложный процесс, и тот, кому он удается, получает огромное моральное удовлетворение, а не только деньги. В Америке самый живой пример — Дональд Трамп — в конце 80-х имел миллиарды. Потом был близок к разорению — личный долг его превышал 3 миллиарда долларов. Затем снова разбогател. Что теперь, не знаю, но выберется, дай бог ему здоровья».

КОРПОРАТИВНЫЕ ВИДЕО ВО МНОГОМ СДЕЛАНЫ КАК ПОД КОПИРКУ

Социолог Эрвин Гоффманн заметил, что имидж — это искусство «управлять впечатлением». Это взаимосвязь между представлением, которое компания хочет создать о себе, и тем мнением о ней, которое уже существует. Имидж — это всегда единство внутреннего и внешнего. Внутреннее — восприятие и психологическое отношение к компании сотрудников, внешнее — ее образ в умах потребителей, партнеров. Во многом существующие корпоративные видео сделаны как под копирку — с участием приглашенных актеров, какими-то спецэффектами. Но по признанию экспертов, такие видео просто трудно досмотреть до конца. «В нашем проекте видеопрофайла компании человек находит собственные слова, а не читает с телесуфлера и не вспоминает заученный текст, — говорит Юрий Барзов. — Это не значит, что такое видео можно воспринимать только как развлечение, но эмоции на лицах людей в нем проявляются совсем другие — настоящие. За основу структуры интервью мы взяли концепцию интервью по компетенциям, изложенную в книге «Strategic Interviewing. How to Hire Good People» by Richaurd Camp, Mary E. Vielhaber and Jack L. Simonetti. Один из авторов, Рик Кемп, приглашался лидирующими международными компаниями индустрии executive search Egon Zehnder и Spencer Stuart для разработки методики оценки топ-менеджеров. В видеопрофайле, в отличие от обычного интервью по оценке качеств сотрудника, нет нужды выносить собственное суждение об участнике, но чтобы не сбиться со структуры, расположить и раскрепостить человека, а затем выбрать в процессе монтажа самые значимые моменты, необходимы высокий уровень квалификации и опыт. Наш секрет лишь в том, что обучаться и набирать такой опыт в процессе работы с видеоматериалом получается гораздо быстрее».

По мнению Сергея Литовченко, исполнительного директора «Ассоциации менеджеров»: «Видео-профайл необходим, чтобы иметь о себе в Интернете умное видео приличного качества».

ТИНЕЙДЖЕРЫ БИЗНЕСА

«Конечно, российские компании — очень молодые, — говорит Юрий Барзов. — В этом году IT-компания «Ланит» отметила 20-летие — своего рода рекорд. В среднем компаниям частного сектора по 10-15 лет. Это отличный тинейджерский возраст, со всеми его прелестями и проблемами. С одной стороны — уже есть стержень. Есть успешная бизнес-модель. Есть самобытность, несущая отпечаток отцов (и матерей) — основателей. Но и проблемы, свойственные подростковому возрасту, тоже есть. Точнее — это и проблемы, и возможности. Главная из них — значительно большая, чем в зрелых компаниях, зависимость от менеджмента — от конкретных людей вообще, и от их решений в частности. Поэтому возникает очень много нестыковок, когда сформировавшиеся в компаниях со 100-летней историей менеджеры оказываются в российском бизнесе. Отсюда, мне кажется, проистекает и повальное «обюрокрачивание» крупнейших российских компаний. Когда культуру, историю, традиции, на формирование которых уходят годы и десятилетия, пытаются заменить бумажками и регламентами. Отсюда и отношение к своему позиционированию на рыке труда, часто формальное, ориентированное только на внешнюю — имиджевую составляющую. А ведь бренд работодателя, как и любой устойчивый бренд вообще, должен строиться на фундаменте уникальных свойств продукта. Так, по крайней мере, меня учили люди, которых я считаю великими маркетологами. Но та же чрезмерная зависимость от менеджмента означает, что российские компании могут очень многого добиться, занимаясь только улучшением менеджмента. Мы недавно говорили об этом с Майклом Калви. Его компания Baring Vostok Capital Partners, пожалуй, самая успешная компания по прямым инвестициям в России. И Майкл так сказал: «Подбор людей, выбор целей, создание мотивации для людей — добиваться выбранных целей». Какой уж тут секрет успеха? Но чтобы научиться все это делать по-настоящему хорошо, надо потратить годы жизни».

Возможность создания видео-профайлов вызвала интерес и у представителей власти. В партнерстве с проектом партии «Единая Россия» «Кадровый резерв — профессиональная команда страны» создается уникальный цикл видеоуроков с представителями власти, которые на позитивных примерах помогают сориентировать резервистов, подготовить к эффективной работе в госструктурах. Видео-профайлы создают сами резервисты — возникает сеть дистанционного обучения и развития P2P (peer to peer — т. е. «равный с равным»), где можно не только посмотреть видео, но и обратиться напрямую к его персонажу.

ДЛЯ ЛИЦЕМЕРНЫХ ЛЮДЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕСТНОСТЬ ГОРАЗДО ОПАСНЕЕ ВНУТРИ

Как замечает Юрий Барзов, этот формат нравится не всем.Есть компании, где формируется имидж идеального сотрудника, не имеющий ничего общего с реальностью. Есть руководители (особенно кадровых служб), которые предпочли бы видеть актеров или актерствующих на уровне самодеятельности сотрудников вместо пусть неумело, но искренне и естественно ведущих себя людей. Отношение к видеопрофайлам становится своего рода лакмусовой бумажкой, помогающей отделить стремление к рисовке и профанации от реального желания донести до людей правду. Мы думали, что барьер для создания корпоративного видеопрофайла состоит в нежелании выставлять своих людей напоказ. На самом деле для лицемерных людей и организаций честность гораздо опаснее внутри, когда люди знают правду. Тем больше пользы могут принести видеопрофайлы людям и компаниям, которые не боятся показать свое истинное лицо.

ПЛАНКУ НАДО ВСЕГДА СТАВИТЬ МАКСИМАЛЬНО ВЫСОКО

«Я благодарен судьбе, что знаю и продолжаю встречать очень много интересных людей, но есть двое, работа с которыми всегда была особым вызовом, заставляла напрягаться изо всех сил, а потому помогала расти. Один — основатель «Глории Джинс» Владимир Мельников — человек, в котором уживается взрывной темперамент, хладнокровный расчет, громадная жажда знаний и еще много несовместимых, казалось бы, вещей. Изначально он заразил меня своей идеей построить в России первоклассную мировую компанию. Мне удалось привлечь в его компанию несколько ключевых людей, которые задержались в ней на долгие годы. Это был достойный вызов. Другой — Рустам Тарико — человек, ориентированный на все самое лучшее. У Рустама я научился тому, что планку надо всегда ставить максимально высоко, если хочешь получить достойный результат. Масса людей и обстоятельств вокруг позаботятся о снижении твоей планки, а удержать ее сможешь только ты сам».