«Золотое сечение» в бизнесе

Автор: А. Болдорев

«ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ» В БИЗНЕСЕ

А. Н. Болдорев*

Модель инвестиционного развития, сочетающая интересы частных инвесторов, государства и общества

Мировой финансовый кризис затронул все сферы российской экономики. По мнению экспертов, его влияние на деятельность морских торговых портов, возможно, более сильно, чем на другие сферы бизнеса. Во многом это стало следствием специфики отрасли. С одной стороны, порты являются неотъемлемой частью транспортной системы страны, с другой — важной составляющей ее внешнеэкономической деятельности.

Сегодня морские порты представляют собой совокупность объектов, которые можно условно разделить на обеспечивающие перевалку грузов на конкретном морском терминале: перегрузочное оборудование, склады, портовые краны, суда вспомогательного флота и т. д.; и объекты, обеспечивающие эффективную и безопасную работу порта в целом: подходные каналы, акватория порта, системы безопасности мореплавания, ледокольный флот и т. д. Первые — создают прибавочную стоимость и приносят своим владельцам прибыль за оказание услуг; вторые — не создают, но в то же время без их наличия невозможно функционирование ни одного терминала в морском порту.

В связи с двойственным характером подобных объектов ответственность за их создание, развитие и содержание берет на себя государство.

Поскольку особенности осуществления инвестиционной деятельности частным бизнесом отличаются от государственных, в целях систематизации управления инвестиционным процессом в морских портах выделим два вида объектов: объекты суперструктуры, находящиеся в частной собственности, и объекты инфраструктуры — в собственности государства.

На сегодняшний день основной формой реализации инвестиционных проектов в морских портах России является смешанное финансирование: с привлечением государственных и частных инвестиций (рис. 1).

К источникам государственных инвестиций относятся средства федерального бюджета, выделяемые в рамках федеральных и региональных целевых программ развития, и средства Инвестиционного фонда РФ. При этом государством определен хозяйствующий субъект, непосредственно отвечающий за создание, развитие и содержание государственного имущества, — ФГУП «Росморпорт» (Постановление от 25.09.2003 № 705 «О совершенствовании системы управления морскими портами в Российской Федерации»).

В качестве источника частных инвестиций выступают средства стивидорных, судоходных, логи стических компаний, предполагающих реализацию инвестиционных проектов. Одним из наиболее популярных механизмов привлечения частных инвестиций в создание и развитие портовой инфраструктуры стал договор аренды федерального имущества с обязательством арендатора осуществить его реконструкцию в виде неотделимых улучшений с целью расширения собственного бизнеса и увеличения доходов от погрузо-разгрузочной деятельности (ПРР).

Порядок взаимодействия государства в лице ФГУП «Росморпорт» и частного инвестора следующий.

Шаг 1. ФГУП «Росморпорт» сдает объект инфраструктуры морского порта в аренду с обязательством арендатора провести реконструкцию арендуемого имущества по ставке, определенной независимым оценщиком.

Шаг 2. Арендатор инвестирует в объект инфраструктуры морского порта.

Шаг 3. После завершения реконструкции арендованного имущества ФГУП «Росморпорт» проводит переоценку арендной платы за пользование объектом инфраструктуры морского порта с учетом его реконструкции и заключает дополнительное соглашения с арендатором, в котором отражает новую арендную ставку.

Шаг 4. ФГУП «Росморпорт» возмещает арендатору средства, вложенные в улучшение арендованного объекта инфраструктуры морского порта, в размере разницы между новой и старой ставками арендной платы.

Размер возмещения инвестиций, вложенных частным инвестором в развитие объектов инфраструктуры морских портов, определяется по формуле: В = С1 — С0, (1), где:

В — размер возмещения инвестиций, вложенных частным инвестором в развитие объекта инфраструктуры морского порта, находящегося в федеральной собственности, рассчитанный в течение одного периода;

С0 — ставка арендной платы за пользование объектом инфраструктуры морского порта, находящимся в федеральной собственности, до его реконструкции, рассчитанная в течение одного периода;

С1 — ставка арендной платы за пользование объектом инфраструктуры морского порта, находящимся в федеральной собственности, после его реконструкции, рассчитанная в течение одного периода.

Схематично этот механизм реализации инвестиционного проекта выглядит следующим образом (рис. 1).

Минусом данного механизма для ФГУП «Росморпорт» является рост налога на имущество, поскольку в результате реализации инвестиционного проекта увеличивается стоимость объекта инфраструктуры морских портов. Кроме того, если период аренды закончится ранее срока полного возврата частных инвестиций, ФГУП «Росморпорт» придется возмещать затраты частного инвестора из источников, не относящихся к реализуемому инвестиционному проекту.

Для частного инвестора минусом данного механизма становится отсутствие доходности на вложенный капитал, поскольку он получает назад вложенные средства ровно в том объеме, в каком их инвестировал. В связи с этим предлагается усовершенствовать существующий механизм реализации инвестиционных проектов, предусматривающих вложение частных инвестиций в развитие инфраструктуры морских портов, относящейся к собственности государства, за счет амортизации капитальных вложений в арендуемое имущество на балансе арендатора. Это положение предусмотрено статьей 259.3 Налогового кодекса РФ (сегодня в морских портах не применяется). Кроме того, поскольку объекты инфраструктуры морских портов эксплуатируются в агрессивной среде, к ним можно применить повышающий коэффициент амортизации.

Эти меры позволят:

— избежать увеличения арендной платы для частного инвестора и роста налога на имущество ФГУП «Росморпорт», т. к. увеличения балансовой стоимости арендуемых объектов инфраструктуры морских портов для ФГУП «Росморпорт» не произойдет;

— сократить вероятность наступления неблагоприятных обстоятельств для ФГУП «Росморпорт» в виде необходимости погашать задолженность перед частным инвестором за счет источников, не относящихся к реализуемому инвестиционному проекту;

— получить частному инвестору доход на вложенный капитал в форме экономии налога на прибыль за счет увеличения себестоимости и снижения налогооблагаемой прибыли в отчете о прибылях и убытках, сумма которой в течение расчетного периода составит:

В = (1 + k х НП) х А, (2),

где:

k — повышающий коэффициент амортизации (не больше 2);

А — сумма амортизационных отчислений в расчетном периоде по капитальным вложениям;

НП — ставка налога на прибыль.

В результате существующая предлагаемая модель реализации инвестиционного проекта выглядит следующим образом. Предлагаемые модели инвестирования и возврата средств направлены на формирование привлекательного инвестиционного климата в сфере развития морских портов и оптимально сочетают интересы частных инвесторов, государства и общества в целом.

* А. Н. Болдорев, аспирант ГОУ ВПО РЭА им. Г. В. Плеханова