Футурология подбора

Автор: Е. Майорова

ФУТУРОЛОГИЯ ПОДБОРА

Е. Майорова

Футурологи наверняка отказались бы от каких-либо предсказаний относительно будущего состояния рынка труда даже на ближайшее десятилетие, посетив в октябре текущего года один из популярных сайтов, позволяющих работникам искать работу, а работодателям — находить сотрудников, готовых работать в их компаниях. Будущее трудового рынка неопределенно не только по причине сегодняшних сложных экономических условий. Речь идет об уровне подготовки некоторых HR-специалистов, от которых напрямую зависит успех компании. Ведь именно они подбирают сотрудников, выполняющих затем задачи, поставленные руководством.

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ВАКАНСИИ — АРТЕФАКТ ЗАИМСТВОВАНИЯ

Заимствовать работника, переманивая его из одной компании в другую — известная технология подбора, получившая название «хантерство». Рекрутеры, «охотящиеся за головами», ищут и почти всегда находят некую «блестящую» голову» — кандидата, способного улучшить, преобразовать, оптимизировать, реструктурировать и много еще чего усовершенствовать для повышения прибыли, рейтинга и индекса цитируемости той или иной компании. Ограничений для совершения подобных «охот» по настоящее время не существует никаких. Разве только размер денежного вознаграждения, считающийся одним из самых сильных инструментов воздействия на принимающего решения человека, обладающего «золотой» и умной головой. Если запросы одной стороны (работника) приходят в равновесие с возможностями другой (компании), результат «охоты» считается успешным.

Другой пример заимствования: широко применяющиеся в современном российском рекрутинге PR-технологии, когда бренд компании начинает использоваться как основной инструмент воздействия на соискателей для привлечения их внимания к конкретной компании-работодателю. У брендованных компаний, к счастью, все получается — кандидаты выбирают именно их. А что же делают для привлечения кандидатов на свободные вакансии малоизвестные компании-работодатели — им, как это не покажется странным, тоже хочется иметь сотрудников из числа лучших из лучших. Оказывается, некоторыми из них выбраны методы подбора, не требующие практически никаких физических, интеллектуальных и психических усилий, все чаще на сайтах, в объявлениях об открытых вакансиях обнаруживаются тексты, списанные в слово в слово с текстов объявлений об открытых вакансиях других компаний и отличающиеся лишь электронным адресом, по которому необходимо отправить резюме для участия в конкурсе, и адресом офиса. Ниже показан один из подобных опусов, представляющих вакансии двух различных по направлениям бизнеса компаний.

Руководитель административно-хозяйственного департамента.

Обязанности:

  • Организовывать оформление необходимых документов для заключения договоров на оказание услуг, получение и хранение канцелярских принадлежностей, необходимых хозяйственных материалов, оборудования и инвентаря; обеспечивать ими структурные подразделения компании, а также вести учет их расходования и составлять установленную отчетность.
  • Контролировать рациональное расходование материальных ценностей и средств, выделяемых для хозяйственных целей.
  • Организовывать и координировать работу по обслуживанию здания.
  • Организовывать проведение ремонта здания и помещений компании, осуществлять контроль за качеством выполнения ремонтных работ.
  • Обеспечивать подразделения компании мебелью, хозяйственным инвентарем и функциональным оборудованием, осуществлять учет и наблюдение за их сохранностью и проведением периодической инвентаризации и своевременного ремонта.
  • Обеспечивать хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты здания и помещений компании, а также систематический контроль за работой систем жизнеобеспечения здания (отопления, вентиляции, кондиционирования, водопровода, канализации, электросети, освещения,
    очистки воды бассейна, средств связи и др.).
  • Обеспечивать соблюдение комфортных условий, чистоты и порядка в помещениях и на прилегающей к зданию территории.
  • Руководить работами по благоустройству, озеленению и уборке территории, праздничному художественному оформлению фасадов здания, проходных и т. п.
  • Контролировать расход бензина работниками, использующими автотранспорт для выполнения своих профессиональных обязанностей.
  • Проводить мониторинг цен и условий по заявкам на ранее не закупавшиеся товары и услуги,а также на постоянно закупаемые
    товары и услуги с целью поиска наиболее конкурентных вариантов, а также на постоянно закупаемые товары и услуги с целью поиска наиболее конкурентных вариантов.
  • Организовывать поиск подрядчиков / аутсорсинговых компаний для проведения работ, планируемых к выполнению сторонними организациями.
  • Составлять план размещения рабочих мест, оргтехники, мебели, подготовку сметы, проведение среза поставщиков необходимого оборудования, осуществлять закупку по оптимальному соотношению «цена / качество».
  • Организовывать и проводить установку закупленного оборудования и мебели.

Требования:

  • Мужчина от 30 до 45 лет.
  • Опыт работы от 5 лет на аналогичных должностях.
  • Активность, самостоятельность, исполнительность, четкость и своевременность действий, умение решить поставленную задачу в кратчайшие сроки.
  • Знание ПК на уровне пользователя.
  • Навыки организатора и руководителя.

Условия:

  • Оформление по ТК РФ.
  • Бесплатные обеды.
  • Заработная плата 30 000 + премии.
  • Офис: ст. м. «Отрадное» (в одном варианте).
  • Офис: ст. м. «Перово» (во втором варианте).

Полный вариант объявления дан для возможного опознания «собственных трудов» эйчарами, решившими списать друг у друга. Один из кандидатов, занимающихся поиском работы, находился в течение нескольких минут в шоке, ознакомившись с двумя объявлениями-близнецами. Он никак не мог понять, сколько фирм предлагают работу по данной вакансии — две или одна. Названия компаний, предлагающих работу, были разные, местоположение офисов, куда приглашали на собеседование, аналогично разнились, да и адреса электронной почты для передачи резюме для участия в конкурсе не были одинаковыми (заметим, что это не были кадровые агентства, а прямые работодатели). Кандидат позвонил одному из своих знакомых опытных рекрутеров, работающему в кадровом агентстве, с просьбой прояснить ситуацию, и тот посоветовал ему не отсылать резюме ни в одну из компаний. «В компании, не имеющей времени и желания продумать профиль кандидата и его должностные обязанности, работать будет сложно — ведь фактически неизвестно то, чем новый сотрудник будет конкретно заниматься», — сказала «видавшая виды» эйчар. Я с ней абсолютно в данном вопросе согласна. Россияне могли недавно наблюдать изменения, проведенные Министерством образования при пересмотре словарей для школьников. По новым правилам разрешено произносить некоторые слова так, как хочется, фактически не обращая внимания на ударение, род и другие особенности произношения, свойственные данному слову ранее. Однако филологи отмечают, что несмотря на то, что языку свойственно меняться и большинство людей уже употребляют слово с новым ударением, в новом роде и т. п., в обществе продолжает оставаться некий эталон произношения. А если слово «кофе» человек употребляет в среднем роде, то это лишь говорит о его недостаточном воспитании. Таким образом, если большинство людей произносит слово неправильно, в словари оно может попасть в разных вариациях, но идеальным будет все-таки употребление по словарю Даля. К этому и стоит стремиться. Что касается некоторых рекрутеров, то им не стоит надеяться на приход в их компании лучших сотрудников, пока не начнут тщательно подходить к разработке профессиональных профилей сотрудников и должностных инструкций.

Без наличия этих компонентов невозможно составить правильное объявление об открытой вакансии. А за списывание даже в школе учителя ставили двойки, а одноклассники дразнили.

СЮРРЕАЛЬНОСТЬ ЗАРПЛАТ

Кто-нибудь пробовал узнать в реальности, как изменяются размеры зарплаты в иных коммерческих компаниях, и задумывался ли, отчего могут зависеть изменения, происходящие многократно за один день. Оказывается, пронаблюдать это возможно на сайтах, представляющих как вакансии компаний, так и резюме соискателей. В описываемом ниже случае динамика зарплат имела неправдоподобно высокую скорость: примерно раз в час менялся уровень зарплаты в одной из московских компаний в течение одного дня. Расположив вакансию в соответствующем разделе, снабдив ее описанием требований и должностных обязанностей потенциального сотрудника, а также присвоив вакансии весьма звучное название «финансовый аналитик», компания-работодатель не забыла описать и размер вознаграждения. Но примерно через 1 час зарплату уменьшили на 10 %, через два часа — на 20 %, и, наконец, к концу рабочего дня по неизвестным причинам зарплату сократили в два раза, обязанности и требования при этом оставив неизменными. Осуществляя на тот момент помощь в поиске работы своей родственнице и имея, кроме того, профессиональный интерес к мониторингу отраслевых зарплат вообще и причинам столь резкой динамики размера вознаграждения в данном случае в частности, я решила позвонить по телефону, указанному компанией. Когда я поинтересовалась причиной частых изменений размера денежного вознаграждения, она была сообщена мне без всяких оттенков сомнения в голосе: «Видите ли, очень много резюме приходит на данную вакансию и продолжает приходить. Мы хотели бы каким-то образом ограничить число резюме», — уверенно сказала менеджер по персоналу компании. Действительно, сегодняшняя практика показывает, что на свежую, только что объявленную вакансию, в первый час и день поступает наибольшее число резюме и далее в геометрической прогрессии их количество резко убывает к концу заявленного срока хранения. Представить состояние рекрутера, получившего мириады резюме от мириад кандидатов в первый день открытия вакансии, и его страх быть «захваченным в плен» в ближайшие дни безумным числом резюме, которые необходимо прочитать, отобрать среди них кандидатов для интервью, затем вызвать на встречу, протестировать, прокейсировать и т. п, опытным эйчарам несложно. Все мы отлично знаем, сколько времени приходится заниматься «рекрутинговым кастингом», дабы найти и отобрать того, кто «обрисован» в заявке на вакансию. Как сократить лично себе объемы работ — описанный выше менеджер по подбору, видимо, долго не думал. Скорее всего, последовал незамедлительный доклад руководителю о том, что соискателей, как пчел в улье, вот решение и готово — уменьшить размер зарплаты. Но «пчелы» продолжают лететь (высылать резюме), так как зарплата попрежнему их устраивает. И так до тех пор, пока кому-то из менеджеров не приходит сногсшибательная мысль: а что если урезать зарплату в два раза. Полагаю, число резюме мечтающих получать зарплату значительно ниже рыночной резко уменьшилось уже на следующее утро. Трудности нынешнего периода заставляют компании выходить из ситуаций экономических коллапсов по-разному. И все-таки не хочется думать, что в иных компаниях зарплаты меняются в зависимости от лености рекрутеров, не желающих работать в полную силу, а не на основе мониторинга уровней зарплат по конкретному сектору бизнеса и финансово-экономических показателей компании.

ВСПОМНИТЬ БУДУЩЕЕ

Описанные в статье рекрутеры оставляют впечатление инопланетян, залетевших впервые на Землю и не знающих, как им поступить (в мягком варианте), или варваров (в жестком), крушащих будущее родных компаний. Эти эйчары живут и работают, совершенно неадекватно оценивая собственный масштаб влияния на компанию. А неадекватность их самооценки способна привести к нежелательному финалу и саму компанию.