Бизнесмен должен быть всегда готов встретить проблемы, так же как спартанец умереть на поле боя

Автор: В. Поляков

БИЗНЕСМЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ГОТОВ ВСТРЕТИТЬ ПРОБЛЕМЫ, ТАК ЖЕ КАК СПАРТАНЕЦ УМЕРЕТЬ НА ПОЛЕ БОЯ

НАСТРОЕНИЕ

Уходящий 2009 год был хорошим годом. Войны и голода в стране не было. Бизнес хоть и стал давать намного меньше прибыли, но продолжает устойчиво работать. Дома и на работе нахожусь среди близких мне и интересных людей. Дети чаще радуют, чем огорчают. Средняя дочь Инна получила степень магистра финансов в Лондонской школе экономики и легко нашла себе новою хорошую работу в Лондоне. Младшая дочь Даша, которая в 2010 году заканчивает школу, успешно выступила на всероссийской олимпиаде и получила право без экзаменов поступить в МГУ. И уже имеет персональные приглашения от трех солидных британских университетов продолжить в них обучение. Младший сын Егор очень заметно продвинулся в английском языке (с ним занимается Даша) и завоевал серебро на олимпиаде малого мехмата. У старших детей тоже дела идут хорошо. Проблем со здоровьем у меня и моих близких в 2009 году не было. Удавалось не только работать, но и путешествовать — побывал в восьми странах мира. Искусство быть счастливым во многом заключается в том, чтобы создавать и ценить хорошее в своей жизни, а к трудностям и неприятностям относиться философски.

ГЛАВНЫЙ УРОК

Если человек умеет и любит учиться, то каждый год дает новые полезные знания и опыт. И 2009 год не был исключением. Главный урок — нужно всегда быть готовым к тому, что могут возникнуть проблемы. И нужно иметь запас плавучести, чтобы они тебя не потопили. Под запасом плавучести подразумеваю душевные, человеческие и материальные ресурсы для преодоления возникающих препятствий. Испытание кризисом удалось выдержать. И в 2010 год вхожу с готовностью держаться на плаву и хорошо жить дальше. А год предстоит трудный, на быстрое восстановление докризисной среды для бизнеса рассчитывать не приходится. У каждого руководителя свои способы принятия решений,зависящие от квалификации, опыта и личностных особенностей. Если кому-то прежде удавалось принимать правильные решения на основе интуиции, то нужно и дальше на нее опираться. Но у меня лучше получается, если опираюсь не на интуицию и эмоции, а на рассудочное понимание того, что было, что есть и что будет. Поэтому в 2009 году пришлось намного больше прежнего заниматься отслеживанием и анализом происходящего в мире, стране и рекрутинговом бизнесе. И на этой основе принимать необходимые решения. Попутный продукт выразился в большом количестве аналитических материалов, прогнозов и комментариев, опубликованных в СМИ и размещенных в моем блоге. За год в нем побывало около 10 тысяч посетителей. Найти его легко, если в поисковике сделать запрос «Дневник Валерия Полякова».

В 2009 году мне почти не приходилось заниматься вопросами экономии затрат в бизнесе. Необходимые решения по снижению затрат были приняты и реализованы в конце 2008 года. Мы существенно сэкономили на аренде помещений и вспомогательном персонале, изменили премиальную систему, но при этом полностью сохранили информационные ресурсы и команду опытных консультантов по подбору персонала. По моей оценке, рекрутинговые бюджеты компаний-клиентов сократились в 2009 году примерно в 3 раза. Поскольку наша команда консультантов осталась прежней по численности, то очень остро встала проблема загрузки заказами. Очень рад, что сотрудники отнеслись к трудностям с пониманием и мы никого из консультантов за год не потеряли. В личном плане у меня лишь одна проблема: как разделить время между тем, что нужно делать для бизнеса, и тем, что очень интересно, но бизнесу прямой пользы не приносит. В 2009 году эта проблема была такой же острой, как и в предшествующие года. Похоже, что она будет со мной до 2026 года, но об этом ниже.

ЭНЕРГИЯ

Проблем с энергией для жизни и работы у меня в 2009 году не возникало. Если у человека хорошее здоровье, позитивное отношение к жизни и мир в душе, то энергия постоянно генерируется внутри самого человека. И ее можно щедро расходовать, не опасаясь проблем с восполнением. Чем больше истратишь, тем больше восполнится. В отпусках и путешествиях я провел в 2009 году около двух с половиной месяцев. Но сотрудники уже давно не спрашивают меня о том, как я отдохнул. Чтобы отдыхать, нужно нуждаться в отдыхе. Мне для отдыха отпуска не нужны, достаточно лишь иногда спать не по 6 часов, а немного больше. А покидаю я бизнес время от времени лишь потому, что в жизни есть и другие важные интересы и обязанности. Всегда стараюсь работать по плану, хотя часто не получается, поскольку чтото интересное отвлекает от чего-то важного для работы.

Сотрудники воспринимают это как недостаток, к которому приходится относиться терпимо и по-деловому. Давно привык окружать себя такими сотрудниками, которые не только почти не нуждаются в моем контроле, но сами напоминают мне, что и когда я должен делать. Возможно, это не самая эффективная модель бизнеса, но для меня очень удобная.

Когда сотрудники работают не так, как мне хотелось бы, прежде всего вижу в этом свою недоработку. Я пригласил на работу таких сотрудников и не уволил, я их учил, я организовал их труд, я должен обеспечивать их ресурсами для работы и помогать им. Всегда стараюсь не быть ханжой и не осуждать других за то, что позволяю и прощаю себе. Но есть вещи, которые считаю нетерпимыми и которых не позволяю — например, хамство и нечестность. Хорошо, что сталкиваться с этим в своем ближнем окружении мне приходилось в жизни очень и очень редко.

БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ

Давно понял, что трудно быть счастливым, если тебе не нравится твоя работа, даже если она дает хороший доход. Но зарабатывать деньги надо, поэтому приходится находить компромисс и спокойно воспринимать то, что в работе есть неинтересные или неприятные моменты. По плану, который давно наметил, активную работу в бизнесе собираюсь оставить в 2026 году. К этому времени мои младшие дети станут вполне самостоятельными. И я смогу заниматься только тем, что мне нравится, не думая о заработке. Но при этом обязательно буду делать что-то нужное людям и дающее попутный доход.

Валерий Поляков, генеральный директор «Гласфорд Интернейшнл», президент кадрового объединения «Метрополис»