В Германии сотрудникам нужно объяснять почему директор принял такое решение...

Автор: Ф. Гут (интервью)

В ГЕРМАНИИ СОТРУДНИКАМ НУЖНО ОБЪЯСНЯТЬ ПОЧЕМУ ДИРЕКТОР ПРИНЯЛ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ...

Об управлении персоналом, различиях между Россией и Европой рассказал директор компании Deceuninck — производителя пластиковых профилей для окон — Фолькер Гут. Г-н Гут награжден золотым знаком «Лучший управленец России» и включен в систему резерва управленческих кадров, находящихся под патронатом президента РФ.

О кризисе 2009 года

В прошлом году осенью произошел мировой финансово-экономический кризис, который наиболее сильно затронул строительную отрасль. Наша компания почувствовала на себе его влияние в начале ноября 2008 года. На сегодняшний день наш оборот упал на 38 % по сравнению с 2008 г. Это, конечно, много, но наш показатель меньше, чем спад в целом по рынку.

Чтобы удержать компанию на плаву, в начале 2009 г. мы не продлили рабочие отношения с персоналом, работающим по временному договору. Начали продавать продукцию по «внутреннему курсу» евро, который намного ниже официального. Уже к апрелю 2009 г. у нас были разработаны новые продукты эконом-класса. Но даже в такой непростой год мы не сократили зарплаты сотрудникам, оставили на прежнем уровне соцпакет.

В такой сложной ситуации люди обеспокоены будущим, поэтому задача генерального директора — открыто говорить о сложившемся положении дел, о существующих проблемах и факторах, повлиявших на принятие того или иного решения

Работать с сотрудниками, общаться, развивать

Конечно, все люди разные и, чтобы добиться максимальной результативности, нужно подобрать «ключик» персонально к каждому. Мы провели опрос сотрудников по поводу того, что им нравится, а что не нравится, какие есть новые идеи и предложения. Люди могли выбрать, как им отвечать на вопросы анкеты: анонимно или открыто. Подводя итоги опроса, мы еще раз убедились в том, насколько все люди разные. Для некоторых хорошей мотивацией является зарплата, однако, как выяснилось, таких людей совсем не много! Для большинства сотрудников решающими факторами стали: корпоративное общение, спокойствие, стабильность. Важную роль в компании занимает обучение и развитие сотрудников: как рядовых специалистов, так и топ-менеджеров. Нельзя сказать: «Вот я получил образование или награду, или диплом — и теперь я хороший, умный, квалифицированный и могу расслабиться». Каждый человек должен заниматься самообразованием непрерывно, а компания, в свою очередь, должна обучать и развивать свой персонал.

Европа и Россия — в чем разница? По моим наблюдениям, у молодых управленцев России стиль работы более авторитарный, чем у западноевропейских коллег. Но это не всегда плохо! Людей в Западной Европе, особенно в Германии (здесь у Ф. Гута больше управленческого опыта), с самого детства приучают к самостоятельности, и это накладывает отпечаток на подход к работе в дальнейшем.

По моему личному ощущению, в Германии непосредственный руководитель компании или предприятия является большей частью команды, чем в России. Общаясь с директорами компаний, учредителями, совладельцами бизнеса в России и наблюдая, как они себя ведут, как себя подают, я могу сделать вывод, что держатся они более обособлено, чем их западные коллеги.

Приведу пример: дверь в мой кабинет всегда открыта, любой сотрудник может зайти, задать вопрос или поговорить со мной о том, что его интересует. У российских руководителей чаще всего есть секретарь, который «сортирует» всех желающих посетить директора — кому-то можно зайти, а кому-то нельзя или не время. Еще в качестве примера можно привести следующий факт: в России директор говорит: «Делаем вот так!» И сотрудники воспринимают его указание как данность или даже как приказ. Руководитель так решил — значит, так должно быть. В Германии же сотрудникам нужно объяснять, почему руководитель принял такое решение. Люди должны понимать, зачем и для чего они это делают.

Об управленческом опыте

Как руководитель могу поделиться с начинающими менеджерами одним важным советом: в разрешении конфликтов всегда необходимо выслушать все стороны, перед тем как сделать вывод или принять какое-либо решение. Важны разные мнения — не только приятные или нейтральные, но и критика. Критические замечания позволяют многое почерпнуть для усовершенствования работы и личного развития. Для подтверждения вышесказанного хочу привести статистику по разрешению конфликтов, которую я читал в одном из немецких журналов: если один человек считает другого виноватым и обращается с жалобой, не бывает такого, чтобы обвиняемая сторона была не права на 100 %. Как правило, «соотношение виновности» сторон бывает либо 90 % к 10 %, либо 80 % к 20 %.

И еще один момент из практики: чем больше людей привлекаешь к решению проблемы, тем лучше можно в ней разобраться и принять верное решение. Конечно, и здесь есть свои ограничения, но в целом этот принцип применим к большинству ситуаций.

Россия, семья и менталитет…

Мне здесь нравится. Когда я впервые приехал в Россию, у меня был подписан с работодателем контракт на два года. Однако 2 года работы вылились в 13 лет жизни в России! Конечно, личные факторы сыграли значительную роль — русская жена и наш сын. Здесь я чувствую себя очень хорошо, однако родиной и домом для меня все-таки является Германия. Поскольку моя жена обладает русским менталитетом, она неосознанно помогла мне преодолеть барьер в общении с подчиненными и лучше понять их мотивы.

Если говорить о русском и немецком менталитетах, то на примере своей личной жизни я выявил столько различий между мной и моей женой, о которых я даже и не подозревал. Приведу один веселый пример: как только мы стали жить вместе, я мыл посуду привычным для меня образом, как делал это у себя дома в Германии. Однако жена была настолько удивлена этим фактом, что недоуменно восклицала: «Как можно из этой грязной посуды теперь есть?!» Дело в том, что есть разница в процессе мытья посуды в Германии и в России. В Германии к потреблению воды относятся очень экономно, поэтому, перед тем как помыть посуду, нужно наполнить раковину водой и в этой воде мыть посуду. В России же посуду моют под текущей струей воды, то есть воды расходуется очень много, что в Германии просто невозможно себе представить. К счастью, эту проблему мы решили, купив посудомоечную машину. Просто этот пример очень ясно демонстрирует, что именно такие мелочи и составляют межкультурные различия между людьми из разных стран.

Когда приезжаешь работать в другую страну, надо не только использовать привезенные с собой знания и опыт, но и проникнуться духом этой страны, понять образ жизни и мышление людей. Особенно это касается России и Восточной Европы, где очень важно понять и принять сложившийся менталитет.