Акценты поставлены не там!!!

Автор: Я. Иванова (интервью)

АКЦЕНТЫ ПОСТАВЛЕНЫ НЕ ТАМ!!!

Опытом работы с персоналом поделилась Яна Иванова, директор клиники «Наедине Н», г. Новосибирск.

Атмосфера в коллективе — труд руководителя Что касается чувств, то негативные эмоции время от времени возникают у всех. Это нормально. Так устроена наша психика. Другое дело — это когда сотрудник застревает в этих эмоциях, не может проанализировать, чем они вызваны и куда нас могут привести, или того хуже — провоцирует других на конфликт. Тогда с такими людьми нужно расставаться, даже если это очень редкий специалист. Или нужно изолировать его, или так организовать его работу, чтобы у него не было возможности конфликтовать. И это уже — талант руководителя. Дело в том, что негатив очень заразен. Волна напряжения в коллективе развивается гораздо быстрее, чем позитивный настрой. Тяжелая психологическая атмосфера несовместима с понятием клиентоориентированности.

Что касается использования этих эмоций руководителем, могу сказать, что принцип «разделяй и властвуй» мне глубоко несимпатичен, я считаю, что эта черта слабого руководителя, а точнее, продолжение личных комплексов. Подобный стиль руководства, на мой взгляд, не является конструктивным, т. к. утомляет сотрудников и не добавляет им работоспособности.

Здоровая конкуренция между сотрудниками является двигателем прогресса. Важно, чтобы не было двойных стандартов. Если сотрудники находятся в равных условиях и критерии оценки их деятельности не зависят от личных предпочтений руководителя, то конкуренция будет здоровой и конструктивной. При этом, конечно, должен сохраняться корпоративный дух и понимание единства целей компании. В медицине об этом говорит принцип деонтологии. «Всегда уважай пациента, учителей и коллег».

Сотрудники — это самое ценное, что есть в компании. Задача руководителя: увидеть, раскрыть, научить. А при этом еще и не забывать учиться самому. Только при искреннем, добром отношении к сотрудникам вы вправе ожидать полной отдачи. Умение контролировать, не оскорбляя, — это признак компетенции руководителя. В случае если вы приверженец авторитарной системы, в которой нет места человечности, сотрудник, боясь нарваться на ваше раздражение, негатив, будет все выполнять, но в случае вашей неудачи, обязательно порадуется, получит своеобразный реванш. Вряд ли такие отношения способствуют эффективности процесса. К тому же трудно предсказать, когда терпение сотрудника закончится. А это будет, могу вас уверить, в самый неподходящий момент.

Репутация компании важна для любого сотрудника

Хорошая репутация компании как работодателя помогает сократить стоимость и сроки подбора персонала, привлечь квалифицированных специалистов, ускорить адаптацию и обучение кадров, направить сэкономленные средства на новые программы по работе с сотрудниками. HR-брендинг по определению актуален и необходим всем компаниям. Образ работодателя, базисом которого являются корпоративные ценности, дорогого стоит. В небольших компаниях корпоративная культура складывается, как правило, спонтанно. Отношения носят семейный оттенок. Меньше формальностей, больше вольностей. Часто это касается и взаимоотношений руководителя и сотрудников. Вот здесь, на мой взгляд, и находится подводный камень — можно незаметно перейти к фамильярности. Что часто позволяют себе руководители небольших фирм. И этим наносят непоправимый урон собственной репутации и репутации компании. Очень важно сохранить ту тонкую грань, которая разделяет искреннее, уважительное отношение к сотруднику и панибратство.

Немного про национальные особенности

Отличительной российской чертой является высокий интеллектуальный уровень, индивидуальный подход, эмоциональная включенность и отсутствие стандартизованного подхода. С одной стороны, отсутствие четких стандартов мешает, т. к. стандарты позволяют избежать некоторых ошибок. С другой стороны, они приводят к излишней формализованности. Беда нашей медицины в системе образования и организации. Акценты поставлены не там. Мы изобретаем велосипед, который давно изобрели. А если перенимаем положительный западный опыт, то делаем это часто однобоко.