ПРОФЕССИОНАЛ ЛОЯЛЕН К ПРОФЕССИИ, А НЕ К ШЕФУ

ПРОФЕССИОНАЛ ЛОЯЛЕН К ПРОФЕССИИ, А НЕ К ШЕФУ

Взаимоотношения отцов и детей, также как начальников и подчиненных, – тема вечная. Сколько сломано копий, выплеснуто эмоций, а воз и ныне там – никто так и не смог решить эту проблему раз и навсегда. «Человек слишком сложная конструкция. Даже прописанные правила деловой игры под названием бизнес – всего лишь правила с массой исключений из них», – убежден Игорь Матвеенко, директор строительной компании ООО «Арго» (Группа компаний «Миракл Групп»), г. Нижний Новгород.

Подлинная миссия руководителя – транслировать на коллектив не только свое видение бизнеса, но и свои жизненные ценности, говорят консультанты. Слова, приписываемые Линдону Джонсону, отражают один из таких подходов: «Мне не нужна просто лояльность. Мне нужна подлинная преданность. Я хочу, чтобы он целовал мне задницу, прилюдно, в самый полдень, и говорил, что она пахнет розами. Я хочу, чтобы он полностью принадлежал мне».

Вы случайно не его сторонник?

— Нет, и более того, с таким подходом я принципиально не согласен. Работник должен быть лоялен к организации в целом, но не к конкретной персоне. Я работаю наемным директором, и я лоялен к своей компании, а не к какому-то конкретному моему работодателю. Поэтому вышесказанное пожелание – это, скорее, мечта идиота; а тем, кто разделяет эту точку зрения, следует обратиться к специалисту. Кстати, есть один интересный момент при найме работников. Когда я, например, принимаю в штат прорабов, то сразу делю их на два типа: тех, кто автоматически выполняет мои поручения, и тех, кто может высказать свое мнение. Первые на любую мою команду говорят: «Есть!» – и уходят выполнять. Я считаю такой подход в корне неправильным и всегда говорю своим новым инженерно-техническим работникам, чтобы они высказывали свое мнение, если вдруг в чем-то со мной не согласны. Я обязательно приму его к сведению. Более того, когда я снова скажу, чтобы сотрудник сделал по-моему, он должен снова попытаться аргументировать свою позицию. И лишь потом, когда я все еще стою на своем, выполнить мое задание. Если не выполнит, то работать у меня больше не будет.

А если выяснится, что Вы ошибались?

— Это мое решение и моя ответственность. Обязанность работника — высказывать свое мнение.

Профессионал лоялен к профессии, а не к шефу

Некоторые эксперты предлагают разделить понятия «начальник» и «руководитель». Первый живет за счет коллектива и распределяет все, что заработал коллектив. Второй живет вместе с коллективом и помогает ему зарабатывать. Когда ясно, кто у вас в команде есть кто, тогда и отношения станут понятнее.

— Для меня одно из самых главных условий совместной работы — надежность, уверенность в человеке, его порядочность. У меня несколько раз были случаи, когда я увольнял работника, который как специалист меня полностью устраивал, но позволял себе какие-то непорядочные вещи. Руководитель не ходит по стройке и не проверяет, как нанесена штукатурка или сделана кладка. Воруют зачастую за счет завышения объемов: сделал сто метров, а написал сто пятьдесят. При этом есть руководители, которые закрывают на это глаза. Они считают: пусть работник своровал или выбрал определенного подрядчика за откат, но в целом он принесет больше пользы компании. Я же с такой позицией в корне не согласен. Настоящий профессионал должен быть лоялен к профессии, к своей компании, но не к шефу или каким-то персонам. Мне знакомы примеры, когда работник был лоялен к своему начальнику, но свою квалификацию, профессию он терял. Такой сотрудник идет по жизни со своим шефом, растет вместе с ним и как профессионал растворяется в его «жизни». Пример. При очень больших руководителях всегда есть человек, которому доверяют во всем. Это могут быть какие-то личные вопросы, помощь во введении в определенные структуры, знакомство с «нужными» людьми и пр. Даже недвижимое имущество или другая собственность на таких людей записывается. Но это уже не специалист, а некое доверенное лицо по жизни, которое даже идентифицируется не по принадлежности к какому-то роду деятельности, а как «человек Петрова».

Казнить нельзя, помиловать

И все же, почему одни люди обманывают, откровенно воруют, а другие нет? «Набивать карманы не стыдно. Стыдно набивать их не по карману», — говорят одни, другие, напротив, остро ощущают дефицит доброты.

— Думаю, есть две причины. Первая — это воспитание. Человек сам решает для себя, что хорошо или плохо. Вторая причина — амбиции работника. Если человек, к примеру, начинает воровать, то это все равно становится известно через год или два. Без доказательств, на уровне слухов, но все потом всплывает — через тех, кто в компании завязан на деньги, в любом случае до директора доходит. Вор все это тоже знает и понимает, и для него два года — достаточный срок, для того чтобы пополнить свой кошелек и быть уволенным. Это его стратегия.

Другой вид наемного менеджера или простого работника — быть всегда честным. А за это — иметь хорошую репутацию и постоянный карьерный рост. Могу сказать по личному опыту, что характеристика «этот не берет» сильно помогала мне в карьерном росте. Более того, меня даже пытались удержать, отдавая долю в бизнесе, а это, согласитесь, большая редкость для собственников — они могли бы просто повысить зарплату.

Вообще, на мой взгляд, в строительстве соотношение ворующих и честных примерно 50 : 50. Я не говорю, что в начале своей карьеры, будучи еще прорабом, был ангельски честен. Просто на определенном этапе своего развития одни понимают для себя, что честным быть выгодно. И не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. Я это для себя понял еще в 1998 году.

И все же, что побуждает отдельных людей совершать предательство?

— Опять же это закладывают мама с папой. Один человек считает, что от предательства он может получить какието преференции и идет на него с уверенностью, другой просто не сможет этого сделать.

Видимо, по этой же причине одни мстят, а другие прощают?

— Здесь тоже вопрос воспитания. Я, может быть, не прощу, но мстить никогда не буду. Месть разрушительна. У тебя на это уходит время, деньги, здоровье. И в итоге, когда ты отомстишь, ты опять же фактически ничего не получаешь.

Если опять говорить про строительство — работник не решил вопрос, но старался, бился за него. Я могу простить. Другое дело, если он просто взял откат и умышленно не решил. Прощения ему не будет. Маленький непрофессионализм я готов простить, личную непорядочность — никогда.

В глаза работнику лучше не врать никогда. Продуктивнее промолчать. Или сказать не всю правду. Например, сотрудник спрашивает, получит ли он премию в этом месяце. Неправильно будет отвечать ему да, если ты знаешь, что на самом деле он ее не получит. Нужно сказать честно: «До такого-то числа ты точно не получишь премию». Либо: «Вообще не получишь ее никогда, потому что ты плохой работник или наши заказчики не заплатят нам деньги». А он в свою очередь пусть уже сам решает, оставаться ему на этом месте или нет.

Некоторые руководители врут, чтобы удержать…

— А смысл? Все равно обман через некоторое время раскроется. Будет еще хуже. Более того, своих подрядчиков я тоже предупреждаю заранее, если есть вероятность задержки выплат. Для того чтобы они планировали свои расходы — на оплату труда и премий своим работникам в том числе.

Есть отдельная категория руководителей, которым доставляет удовольствие унижать сотрудников. Про таких говорят: живут без стыда и последствий. Как вести себя подчиненным?

— Если над тобой издевается начальник, то вообще непонятно, как ты с ним еще можешь работать. Я знаю несколько примеров в нашем городе, когда начальник издевается над подчиненными, а они терпят это за деньги. Но, помоему, это «клиника». Они рассуждают: получаю раз в месяц в нос кулаком от начальника, но он же платит — можно и потерпеть можно же, в конце концов, пойти и умыться… Это как в семейной жизни — поколачивает муж жену, так, для профилактики, зато шубу купил или машину (смеется). Если начальник унижает на словах, то ведь не будешь с ним судиться за то, что он назвал тебя мокрой курицей?! Не представляю себе этого — судиться и работать на него одновременно. Уволься и судись с ним! Фирм много, работа найдется. Кроме того, если тебя обзывают, значит, ты даешь для этого повод. Тебя не ценят. А если не ценят, снова возникает вопрос: что ты здесь делаешь?

Нужна ли лояльность в бизнесе вообще? Ведь нередко сотрудники, в обучение которых компании вкладывают немалые средства, переходят к конкурентам или открывают собственный бизнес...

— Не вижу в этом ничего зазорного. Я также учился у одних, а потом переходил к своим конкурентам либо открывал собственный бизнес. Это вполне нормально, и данный процесс никак не остановить. Здесь вопрос амбиций каждого конкретного человека — устраивает его собственное место на данный момент или он хочет расти дальше. Это жизнь. Своих людей надо растить, а дальше твоя система лояльности покажет — останутся они у тебя или нет.

Беседовал Сергей Сипатов