СОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПАЛАТАМИ РАЗВИТИЮ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Автор: И. Т. Сагитов

СОДЕЙСТВИЕ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПАЛАТАМИ РАЗВИТИЮ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Еще недавно даже ведущие научные круги России в своем оптимистическом прогнозе развития России на период до 2015 г. (разработанным в1999г.) не выделяли и не упоминали нанотехнологии как приоритетное направление развития и важнейший источник экономической эффективности.

Сейчас только ленивый не говорит о внедрении у себя нанотехнологичной продукции, будь то новый вид кефира или шарфик на шею. Нанотехнологии определяют технологии, а реализуют – коллективы единомышлинников. И на данном этапе это, по нашему мнению, самое главное – собрать такой коллектив и создать необходимые условия для его деятельности, обеспечив не только разработку, но и коммерческую реализацию нанопроекта, привлечь не только государственные, но и частные средства. В российской экономике доля продукции, произведенной с использованием нанотехнологий, составляет порядка 6 %, что явно недостаточно и существенно ниже по сравнению с индустриально развитыми странами. Правительством России разработана промышленная стратегия на десятилетний период, в которой предусматривается увеличение удельного веса нанотехнологий до 15 % производства продукции и услуг. Такие высокие темпы роста диктует нам мировая тенденция: согласно прогнозам специалистов в течение 10-летнего периода должно завершиться формирование мирового рынка нанотехнологической продукции и услуг, а его объем достигнет 1,5 трлн долл., или свыше 48 трлн руб. Соответственно, должно будет сформировано и инфраструктурное обеспечение нанотехнологий, включая коммерческое использование их результатов.

В настоящее время происходит формирование этой инфраструктуры, а также управления этими процессами: реализуются приоритетные национальные проекты, в основе которых лежат и нанотехнологии; формируются научно-внедренческие особые экономические зоны, позволяющие формировать инфраструктуру нанотехнологий на солидной экономической базе и при бюджетном финансировании исследований утверждена «Стратегия развития наноиндустрии»; создана «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснано») для выработки и реализации государственной политики в области нанотехнологий. Копорация осуществляет выработку и реализацию государственной политики в области нанотехнологий; обеспечение организационной и финансовой поддержки инновационной нанотехнологической деятельности отбор, координацию и финансирование перспективных проектов. В управление корпорации передано свыше 130 млрд руб., которые предусмотрено распределять в соответствии с регламентом, утвержденным Правительством РФ. К сожалению, без общественного контроля корпорация первые два года «прокручивала» эти деньги для собственного обеспечения вместо отбора и реализации нанопроектов.

Учитывая стремление правительства развивать государственночастное партнерство, более активную и продуктивную роль в этом процессе должна играть на учнотехническая и предпринимательская общественность, в частности различные предпринимательские объединения. Наиболее эффективным и действенным среди них является система торговопромышленных палат России, которая осуществляет инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности. На нее возложено и выполнение некоторых государственных функций: удостоверение сертификатов качества продукции, страны происхождения товара, коммерческий арбитраж и др.

Торговопромышленная палата РФ активно содействовала переориентации промышленной политики России на развитие высоких технологий, инфраструктурное обеспечение внедрения нанотехнологий. На этом направлении при инициативном участии ТПП РФ создавались функциональные инфраструктуры, способные оказывать решающее воздействие на активизацию нанотехнологического направления в промышленной политике государства и предпринимательства: создание Национальной ассоциации наноиндустрии; выделение в Комитете ТПП РФ по научнотехническим инновациям Подкомитета по индустрии наносистем и материалов.

Другим направлением должно стать содействие отбору рациональных нанопроектов и скорейшему их внедрению, предотвращая нерациональное использование выделяемых государством финансовых ресурсов.

В настоящее время в ГК «Роснано» уже поступило свыше 1100 проектов, тогда как к реальному производству принято всего несколько десятков. Ускорению этого процесса может способствовать привлечение предпринимательского и научного сообщества к проведению предварительной экспертизы всех шагов по развитию наноин дустрии, предпринимаемых государственными органами, что будет способствовать обеспечению объективности в реализации проектов.

Подобную экспертизу могли бы обеспечить и координировать ТПП РФ совместно с Национальной ассоциацией наноиндустрии на основе:

— формирования центров развития наноиндустрии на базе территориальных торговопромышленных палат (членами которых являются большинство промышленных предприятий и вузы региона) как своеобразной формы государственночастного партнерства. Территориальные ТПП уже накопили опыт внедрения электронных технологий в предпринимательский процесс, как например, электронная подпись и электронная декларация, внедренные на Старооскольской торговопромышленной палате;

– привлечения ими ученых вузов с целью обеспечения объективного анализа и оценки поступающих предложений по тем или иным вопросам развития национальной наноиндустрии;

– привлечение заинтересованных предпринимательских структур для эффективной коммерциализации и продвижения нанотехнологической продукции на внутренний и мировой рынки.

В комплексе это позволит обеспечить базу для развития нанотехнологий на основе широкого вовлечения в этот процесс человеческого потенциала, дальнейшее совершенствование и развитие инфраструктуры предпринимательства, давая возможность повышать оперативность и эффективность реализации принимаемых предпринимательством управленческих решений в этой области, устранению чиновничьего барьера на пути спользования новых разработок, предотвращения нецелевого использования финансовых ресурсов.