КАЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ- НЕ РОСКОШЬ

Автор: М. Полевая

КАЧЕСТВЕННЫЙ ПЕРСОНАЛ - НЕ РОСКОШЬ

Проблемы подготовки специалистов для столичной индустрии туризма

М. Полевая*

В мировой индустрии туризма трудится более 212 млн человек (чуть больше 10 % от общего числа занятых). По прогнозам Всемирной туристской организации, в 2020 г. Россия может войти в первую десятку стран мира, считающихся наиболее популярными направлениями международного туризма.

Готова ли Россия стать одной из столиц международного туризма?

Да, говорят эксперты, если уже сегодня начнет решать вопросы подготовки персонала для индустрии туризма. Важно понять, что успешное развитие такого высокоэффективного бизнеса, как туризм, возможно лишь при решении основной задачи — компетентной и профессиональной подготовке кадров. В сфере обслуживания еще с советских времен не удается в полной мере организовать необходимый уровень сервиса, приближающийся к международным нормам.

В настоящее время в Москве подготовку кадров для туристско-гостиничного комплекса осуществляют более ста учебных заведений их количество, численность выпускников, потребность индустрии туризма, представлены на рис.1 [1, 2, 3, 4]. Довузовская подготовка носит в основном профориентационный характер, включая формирование профильных классов. Сегодня лишь 14 школ в Москве (0,78 % от общего количества) имеют классы, ориентированные на дальнейшее получение выпускниками профессионального образования в сфере туризма.

Около 20 московских государственных и негосударственных учебных заведений осуществляют подготовку кадров начального образования для индустрии туризма по профессиям: «горничная», «официант — бармен», «повар» и т. п. Наш анализ показал, что количество их выпускников в 2008 году составило лишь 20 % от спроса рынка труда. При этом до 20 % выпускников продолжают обучение в профильных колледжах и вузах, а 35 % — покидают отрасль в течение года как несоответствующие требованиям работодателя (рис. 2). Таким образом, дальнейшую работу продолжает всего 45 % специалистов с начальной профессиональной подготовкой, что составляет в среднем 9 % от спроса рынка труда [2, 3, 5].

Согласно результатам нашего исследования количество выпускников среднего образования, качество подготовки которых не удовлетворяет работодателя, составляет ежегодно около 25-30 %. Еще около 25 % специалистов выполняют работы, не требующие среднего профессионального образования. При этом общее количество специалистов, подготовленных в 50 образовательных учреждениях СПО г. Москвы для индустрии туризма, составляет в среднем около 20 % от требуемого объема (рис.1).

По данным Центра занятости столицы, только 15 % вакансий в индустрии туризма касаются лиц, имеющих высшее профессиональное образование. Подготовку кадров с высшим профессиональным образованием осуществляют в столице более 100 вузов по 10 специальностям (только 10 % вузов являются отраслевыми), это, несомненно, влияет на качество подготовки выпускников и их дальнейшее трудоустройство.

В настоящее время образовался дисбаланс между требуемым количеством специалистов с высшим образованием и спросом рынка труда: только 80 % выпускников вузов требуются отрасли (рис. 1), поэтому значительное их количество покидает отрасль или работает на должностях, где не требуется высшее образование [5].

Отсутствие практической подготовки снижает конкурентные возможности выпускников Еще одной проблемой подготовки специалистов для индустрии туризма является низкий уровень практических умений и навыков выпускников. Одна из причин этого положения — незначительная доля производственной практики в программах обучения. Анализ учебных планов отечественного начального, среднего и высшего профессионального образования показал, что на практику отводится от 10 до 20 % учебного времени. Этот показатель значительно ниже аналогичного за рубежом, где доля практической подготовки специалистов доходит до 40-60 %.

Сегодня в сфере туризма значительное количество должностей (почти 70 %) занимают люди, не имеющие профильного образования. При департаменте образования г. Москвы аккредитованы более 10 образовательных учреждений, которые реализуют программы дополнительной профессиональной подготовки и переподготовки кадров для индустрии туризма. Кроме этого повышением квалификации занимается ряд высших учебных заведений. Но существенным пробелом в данной системе является незначительное число программ, ориентированных на специалистов с начальным и средним профессиональным образованием.

В отличие от высшего образования, закладывающего фундаментальный базис знаний и умений специалиста и играющего «стратегическую» роль в формировании его профессиональных навыков, дополнительное профессиональное образование дает возможность «тактических» действий, позволяет приобрести навыки, востребованные в настоящий момент на рынке труда.

Послевузовская подготовка включает в себя обучение в аспирантуре и докторантуре. В 2008 году в России по тематике туризма было защищено всего 54 кандидатских и одна докторская диссертация (по специальностям: «педагогика», «экономика», «география», «история», «социология», «психология»), что составляет 0,22 % от общего количества защит. Но с учетом существования более 250 вузов, ведущих подготовку профильных специалистов, такой прирост профессорско-преподавательского состава высшей квалификации явно недостаточен.

Итоги аккредитации учебных учреждений г. Москвы показывают, что доля остепененных преподавателей на профессионально ориентированных кафедрах составляет менее 30 %. При этом значительная часть остепененных специалистов не являются профильными специалистами индустрии туризма.

Таким образом, в результате проведенного исследования выявлены следующие проблемы подготовки специалистов для туристско-гостиничного комплекса г. Москвы:

1. Система подготовки кадров не отвечает требованиям рынка труда ни по количественному, ни по качественному составу выпускников. Это приводит к дисбалансу и дискредитации профильного образования (а доля доходов от индустрии туризма в бюджете г. Москвы около 7 %).

2. Низкий процент профильных классов в общем количестве школ (довузовской подготовкой охвачено менее 0,52 % выпускников столичных школ).

3. Недостаточное количество учреждений начальной подготовки и весьма неэффективное использование их мощностей приводит к значительной текучести молодых специалистов (работодатели предпочитают избавляться от слабо подготовленного персонала, вместо того чтобы повысить его квалификацию).

4. Система дополнительного профессионального образования не отвечает требованиям переподготовки для персонала низкой и средней квалификации ни по количественному, ни по качественному составу.

5. Превышение количества выпускников вузов над потребностью рынка труда — это положительный показатель, показывающий веру молодежи в перспективу индустрии туризма и высокий рейтинг отрасли, однако массовая подготовка в непрофильных вузах не обеспечивает конкурентоспособность туристского образования на уровне мировых стандартов.

6. Отсутствие тренинговых отраслевых программ, где студенты получали бы практические умения, а также чрезвычайно низкая доля, отводимая на производственную практику.

7. Необходима целенаправленная подготовка кандидатов и докторов наук, имеющих практический опыт работы в индустрии туризма, для обеспечения учебных заведений отрасли высококвалифицированным педагогическим составом.

На сегодняшний день подготовка кадров для туристско-гостиничного комплекса г. Москвы объективно нуждается в теоретическом осмыслении и практической модернизации. Шагом в этом направлении может стать разработка и внедрение в практику отрасли единой непрерывной системы подготовки кадров.