Как выбрать лучшую программу MBA для ваших “ТОПОВ”?

КАК ВЫБРАТЬ ЛУЧШУЮ ПРОГРАММУ МВА ДЛЯ ВАШИХ «ТОПОВ»?

Сергей Павлович Мясоедов, ректор ИБДА АНХ:

– Если после программы выпускники становятся более креативными, грамотными, ориентированными на инновации, если эффективность их управленческой деятельности повышается – качество программы МВА может быть оценено как высокое. А как выбрать такую программу из сотен, рекламируемых на рынке? Самая большая ошибка – судить по наличию госаккредитации (которую без труда получают все вузы страны). Или по российским рейтингам (которые покупаются). Мой совет: выбирать из российских программ МВА и школ бизнеса те, которые имеют международную аккредитацию АМВА International. Таких школ и программ в России восемь. Вполне достаточно, чтобы сравнить и выбрать то, что вам требуется.

Юрий Тазов, директор по маркетингу ВШМБ АНХ при Правительстве РФ, президент Российской Лиги МВА:

– HR может пытаться оценить по компетенциям нескольких конкретных работников, окончивших ту или иную бизнес-школу. Однако с учетом еще пока небольшого числа выпускников МВА (25 тыс. чел. на всю Россию), обоснованной оценки не получится. Делать же выводы обо всей системе подготовки в бизнес-школе по отдельному человеку не вполне корректно. Большинство показателей, характеризующих успешный образовательный процесс (преподаватели, методики и т. д.), понятны специалистам от бизнес-образования и недоступны для внешнего наблюдателя, каковым является работодатель. Поэтому он может ориентироваться с учетом следующих параметров: – бренд бизнес-школы (ВШБ МГУ, ВШМ ГУ ВШЭ, ВШМБ АНХ, ИБДА АНХ, ВШФМ АНХ, программа Kingston/АНХ, «МИРБИС», ИМИСП, ВШМ СПбГУ и др.). За небольшим исключением, все школы-лидеры созданы при государственных престижных экономических вузах;

– длительность работы на рынке; чем больше – тем лучше (у лидеров она, как правило, больше 15 лет);

– наличие престижной западной (про российскую не говорим, она должна быть обязательно) аккредитации, их 3 (АМВА, AACSB, efmd);

– большое число выпускников программ МВА данной бизнес-школы (у лидеров оно свыше 3000) – как показатель востребованности школы;

– большая доля практических занятий, связи с корпорациями.

Олег Самуилович Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова:

– По качеству работы выпускников бизнес-школы можно оценить результат обучения, понять, насколько оно оказалось эффективным, насколько обучение позволило выпускнику изменить свою работу, подходы к решению тех или иных задач, выстраиванию межличностных отношений.

Стоит обратить внимание на такие критерии, как:

— состав и качество преподавателей, которые обладают не только сильной академической подготовкой, но прежде всего успешным профессиональным опытом в бизнесе. Участие в обучении практиков — методика обучения: активные методы обучения, работа в малых группах, разбор конкрет ных ситуаций, деловые игры, посещения и совместные проекты с компаниями

— развитие и обновление учебных курсов, насколько оперативно школа реагирует на изменение внешней бизнес-среды, предлагая новые инструменты обучения и курсы. Наличие в учебном процессе бизнес-симуляций, деловых игр, когда студенты имеют возможность, применяя те или иные подходы в «ведении бизнеса», оценить результаты принимаемых решений;

— международные связи дают возможность обмена опытом с иностранными школами, способствуют расширению кругозора студентов и развитию программ обучения. Студенты получают возможность познакомиться и обменяться опытом с коллегами, учиться у приглашенных иностранных преподавателей, известных профессоров западных и восточных школ, узнать последние тенденции бизнеса за рубежом.Кроме этого, очень важно знать, насколько в процессе обучения уделяется внимание научению эффективному поведению в организации и развиваются лидерские качества студентов.

Альгирдас Юозович Манюшис, декан ВШБМ Международного университета в Москве:

– Это «качество» выпускников, «стаж» бизнес-школы, отзывы о бизнес-школе (рейтинги, публикации, отзывы выпускников и работодателей и др.), степень «актуализации» программ МВА и использование современных адаптивных образовательных технологий, профессорско-преподавательский состав, привлечение бизнес-консультантов и менеджеровпрактиков.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом