К черту всё берись и делай!

Автор: С. Плетнева

К черту всё берись и делай!

Таков девиз Ричарда Брэнсона, человека-легенды, основателя империи Virgin. Вот уже тридцать с лишним лет бизнес-империя Брэнсона и созданный им бренд Virgin, объединяющий более двухсот компаний самого разного профиля, неизменно присутствует на первых страницах мировой бизнес-прессы.

  • Живи полной жизнью.
  • Никогда не сдавайся.
  • Верь в себя.
  • Оценивай риск — и рискуй.
  • Не сожалей о прошлом.
  • Будь отважен.
  • Дав слово, держи его.
  • Целься выше.
  • Пробуй новое.
  • Снова и снова бросай себе вызов.
  • Гонись за мечтой, но живи в реальном мире.
  • Работай вместе с другими.
  • Размышляй о своей жизни.
  • Дорожи каждой секундой.
  • Семья и команда — прежде всего.
  • Встречай возникшие проблемы лицом к лицу.
  • Деньги — инструмент для достижения цели.
  • Подбирай надежных людей и цени их таланты.
  • Будь вежлив и уважай людей.
  • Проявляй порядочность при заключении каждой сделки.
  • Стремись изменить мир хотя бы в малом.
  • Всегда думай, чем ты можешь быть полезен.

(Р. Брэнсон «К черту всё! Берись и делай!», «Альпина Бизнес Букс».)

А также он установил рекорд самого быстрого преодоления Атлантического океана на катере. Неоднократно предпринимал попытки полета на воздушном шаре вокруг Земли. По признанию Брэнсона, экстремальные ситуации дают ощущение полноты жизни. Да и приносят мировую славу и известность не только ему самому, но и его бренду Virgin. Как отмечают современники, отличительной особенностью Брэнсона является то, что он ухитряется достичь успеха в сферах деятельности, ранее ему совершенно незнакомых. По словам самого Брэнсона, чтобы достичь вершин бизнеса, требуется не столько знание производства, сколько владение профессиональным управленческим мастерством, понимание тех законов, по которым развивается современный бизнес, умение работать с людьми, которые обладают необходимыми производственными навыками.

Еще одна составляющая успеха Брэнсона — наличие свежих идей. Если нет капитала, то следует найти возможность его заработать. Открытие собственного дела для Брэнсона означало, прежде всего, умение увидеть и реализовать идею, которая способна принести первоначальный капитал.

Воплощение первых идей

Брэнсона типа разведения птиц и выращивания рождественских елок не принесли ему успеха. А вот следующая попытка уже повзрослевшего Ричарда — начать продажу пластинок с почтовой рассылкой — оказалась вполне успешной. И в 1971 году он открывает собственный магазин, который начинает приносить стабильную прибыль. Брэнсон вкладывает деньги в создание собственной студии звукозаписи Virgin Music и одновременно заключает контракт с композитором Майком Олдфилдом (никому тогда не известным). Вскоре был записан альбом «Tubular Bells», побивший все рекорды продаж.

Постепенно бренд Virgin становится популярным в Англии. В 1978 году был открыт одноименный ночной клуб, а еще спустя несколько лет — компания Virgin Vision, распространяющая фильмы и видеозаписи, позже Virgin Games — производитель компьютерных игр, сеть Virgin начала завоевывать мир.

В 1984 году Брэнсон решился заняться совершенно незнакомым для себя делом — авиаперевозками. Многие партнеры по бизнесу отговаривали Брэнсона, но тщетно. А в British Airways сначала просто не заметили нового конкурента. Когда о Virgin Atlantic стали говорить как о серьезной авиакомпании, предоставляющей высокое сервисное обслуживание по доступной цене, тогда BА принялась использовать все средства борьбы против конкурентов. Он же сумел превратить эту пропаганду в бесплатную рекламу для своей компании, а когда почувствовал, что война зашла слишком далеко, подал иск о клевете и выиграл дело. 610 000 фунтов стерлингов, полученных в качестве компенсации, были поделены поровну между всеми сотрудниками Virgin Atlantic.

Журналисты называли Ричарда самым известным предпринимателем Великобритании, а у него не было даже рабочего кресла — своей империей Брэнсон управлял с маленького бордового диванчика, приткнувшегося в углу главного офиса компании. Заработная плата сотрудников Virgin не слишком высока, порой даже ниже среднего уровня для отрасли, но людей привлекает иное — уникальная творческая атмосфера, позволяющая реализовывать свой потенциал.

В своей стратегии развития бизнеса Брэнсон делает ставку на бренд

К бренду своей бизнес-империи Брэнсон относится трепетно, создавая у потребителей устойчивое представление о том, что вся продукция и услуги Virgin обладают более высоким качеством и стоят дешевле, чем у конкурентов. Многие партнеры по бизнесу отмечают фантастическую интуицию Брэнсона. Он практически молниеносно принимает точные решения, что позволяет получать значительное преимущество перед конкурентами. Плюс — умение организовать эффективную реализацию принимаемых решений.

В настоящее время Брэнсон успешно работает над программой создания частной космонавтики и развития на ее базе космического туризма — Virgin Galactic. Компания собирается устраивать космические экскурсии для всех желающих, причем в совсем ближайшем будущем.

«Космос — это девственная территория», — сказал как-то Брэнсон. И кому же, как не компании с символичным названием Virgin, начать первой освоение этих неизведанных просторов.