Саморегулируемые организации

Автор: Е. Коржова

Cаморегулируемые организации

Е. Коржова

Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.

Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации (СРО). В России первые СРО по примеру западных стран появились в середине 90-х гг. ХХ века на рынке ценных бумаг. Общий закон, закрепивший правовой статус саморегулируемых организаций как нового правового института, был принят 01.12.2007 г. — Федеральный закон № 315-ФЗ от 01.12.2007 г.

«О саморегулируемых организациях» (далее — Общий закон). В соответствии с указанным законом, саморегулируемая организация (СРО) — это организация, объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, устанавливающая правила и стандарты ведения соответствующей деятельности и контролирующая их выполнение. Цель саморегулируемых организаций — обеспечить высокое качество услуг (работ, товаров), оказываемых их членами за счет регламентирования и контроля деятельности членов самой СРО, а не государственными органами. По общему правилу, членство в СРО является добровольным, однако п. 2 ст. 5 Общего закона закреплена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности в СРО.

Модель обязательного саморегулирования применена российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию, которое, по мнению как широкой общественности, так и специалистов, изжило себя и превратилось в обыкновенную куплю-продажу лицензий. На сегодняшний день модель обязательного саморегулирования введена в шести законах в отношении арбитражных управляющих, оценщиков, аудиторов и аудиторских организаций, строительных, проектных и изыскательских организаций, субъектов, осуществляющих энергетическое обследование, и ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

В Градостроительный кодекс и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» изменения, касающиеся замены лицензирования саморегулированием, были внесены Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным законом было установлено, что лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, прекращается с 01 января 2010 г.

Предоставление лицензий на осуществление указанных видов деятельности прекращается с 1 января 2009 года. Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года. С указанной даты для субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности в отношении объектов капитального строительства в качестве условия осуществления указанной деятельности было установлено требование о членстве в СРО и наличии допуска к указанной деятельности, полученной в этой СРО (ст. 47, 48, 52 Закона). В кодекс была введена глава 6.1, регламентирующая порядок приобретения объединениями субъектов строительной, изыскательской и проектной деятельности статуса СРО, квалифицирующие требования к объединению для получения статуса СРО, специфические права, обязанности, функции, структуру органов СРО, правила допуска СРО своих субъектов к соответствующей предпринимательской деятельности, правила контроля за деятельностью СРО государственными органами.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом