Чему и как учить современный бизнес?

Чему и как учить современный бизнес?

Источник: журнал "Управление персоналом"

Совместный проект журнала Управление персоналом и Института практической психологии ГУ ВШЭ «Центр кадровых технологий — XXI век» — Всероссийский конкурс коучеров и бизнес-тренеров.

Мы выбираем, нас выбирают… «Нужны коммуникативные навыки? Идите к М. — тренинги супер, всем нравятся», — советуют одни. «Натаскать» продажников? Идите к Л. — эффективность обеспечена, а вот к Д. не стоит», — предостерегают другие. Но правильный выбор персоналии еще не повод праздновать победу, уверяют практики. Главное — это формулировка цели, обоснование средств, а дальше уже — выбор тренера. Кого ищем и кого выбираем? Как представляют себе цели обучения руководители и сами бизнес-тренеры? Совпадают ли их взгляды? Ведь часто простое кажется таким сложным, и наоборот. Разговор от первого лица в журнале Управление Персоналом.

Времена тотального контроля за работниками, изнурительного труда от гудка до гудка закончились

Денис Вишня, международный сертифицированный бизнес-тренер; продюсерский центр «Автограф»

Год назад возле банка мы нос к носу столкнулись с университетским товарищем, весьма успешным предпринимателем, который при встрече первое время с упоением рассказывал о построенной им сети издательств и перспективах развития этой сферы. Итог разговора для меня стал неожиданностью. Мой однокашник вздохнул и признался: если бы знал, что «придет этот кризис — бросил бы все заранее». Оказалось, что доходы за последние полтора года упали серьезно, а зарплаты у сотрудников были высокими, поставщики не соглашались снижать цены, издержки росли… В общем, обычная история с выставленным на продажу оборудованием, заложенным загородным домом и обострением отношений в семье. По ходу рассказа мой товарищ из преуспевающего бизнесмена на глазах превратился в терпящего бедствие человека. Забегая вперед, скажу, что решение возникших проблем было найдено. После серьезного обсуждения мы нашли кредит на приемлемых условиях, изменили технологические цепочки, почистили штатное расписание, набрали новых сотрудников, закрыли нерентабельные направления, сократили непроизводственные издержки. В общем, удержали то, что смогли, и во многом благодаря самому владельцу. Когда все неприятности были позади, он признался: если бы ты знал, сколь многому мне пришлось научиться за это время!

Получился следующий перечень приоритетных управленческих навыков, отрабатывать которые предпринимателю имеет смысл постоянно. Итак, чему стоит учиться постоянно?

Отношениям с сотрудниками. Вопрос, особенно в больших компаниях, хоть и относится вроде к компетенции HR-менеджеров, все же лучше не упускать из-под постоянного контроля. Рынок труда за последние двадцать лет изменился кардинально, и сегодня уже мало кто жаждет просто так «горбатиться на дядю». Речь идет уже не только о стиле общения с подчиненными (печально, но в некоторых компаниях мат — уже чуть ли не часть корпоративной культуры!), но и трудовых взаимоотношениях. Сегодня оптимальным вариантом могут стать дистанционная работа по договорам заказа, процентные отчисления за выполнения плановых показателей, гибкий график, деятельность на дому… Ключевое слово новых взаимоотношений с сотрудниками (в первую очередь в интеллектуальной сфере) — партнерство. В каждой компании целесообразно провести опрос персонала по поводу условий труда и вариантов оптимального выполнения работы. Вполне возможно, сотрудники сами подскажут, как сделать работу эффективнее, и вы избавитесь от праздно шатающихся людей в офисе, при этом будете получать выполненную работу в срок. Времена тотального контроля за работниками, изнурительного труда от гудка до гудка закончились.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Управление Персоналом