Я думаю, что культ карьеры пойдет на спад

Автор: Юрий Грымов

Я думаю, что культ карьеры пойдет на спад

Новое поколение, поколение Y (люди с 1978 по 1986 год рождения), оно вас не раздражает?

— Думаю, что оно мне нравится. Есть мнение, что отчасти эти люди потребители и более инфантильные, но, мне кажется, это не так. Если говорить о людях, которые выросли с компьютером и Интернетом, то уровень их информированности гораздо выше, чем наш. И это позволяет им обоснованно называться свободными людьми. Я уверен, что это новое поколение и сформирует гражданское общество в России и спросит с правительства за решения, которые те принимают.

Вы согласны с тем, что у поколения Y часто завышенные ожидания от работы, жизни, правительства, от людей?

— Если бы ожидания были завышенные, я думаю, мы жили бы в другой стране. У поколения, о котором вы говорите, наоборот, заниженные требования к себе и к окружающим, поэтому — беспорядок в стране, коррупция, пробки на дорогах. Те позорные действия в поддержку ветеранов со стороны правительства, которые мы сейчас наблюдаем, скорее для галочки, и все это понимают. Если бы были завышенные ожидания, такой проблемы бы не существовало.

С другой стороны, это поколение уже начинает видеть разницу между тем, что нам говорят, и что на самом деле происходит. История с мигалками вылилась в акцию протеста «Синие ведерки».

Потому что сегодня существует два стандарта в России: один — для сильных мира сего, другой — для всех. Поколение Y все это уже сопоставляет, осмысливает. И новое гражданское общество зародилось, правда, пока на территории Интернета, потому что Интернет — это достаточно свободная площадка. Но, поверьте, эта волна из Интернета выйдет на улицы. Так что надежда на гражданское общество в России есть.

Как Вы считаете, с какого возраста нужно начинать работать?

— Это вопрос из категории «сколько человек должен учиться?». Я считаю, что постоянно: не останавливаться после окончания учебного заведения. А работать, по моему мнению, лучше начать как можно раньше. Идеальная ситуация, на мой взгляд, в Европе: люди параллельно и учатся, и работают. Мне кажется, если молодой человек нигде не работает до 25–30 лет, это уже очень опасная ситуация. Мое мнение: работать с младых ногтей, привыкать работать в коллективе и так далее.

Как Вы оцениваете степень образованности поколения Y?

— Поколение Y более образованное, по сравнению с предыдущими. У них больше информации, серьезнее отношение к учебе. Они понимают, что если ты образованный человек, есть шанс найти хорошую работу. А найти хорошую работу, значит обеспечить достаток себе и своей семье.

Время для поколения Y — только сегодня, завтра все меняется, и работа тоже. Как их удержать в проекте?

— Человек не может все время что-то требовать для себя, он должен и отдавать. Я думаю, что культ карьеры пойдет на спад. Может, для кого-то достаточно быть кому-то хорошим другом, хорошей мамой или хорошим папой.

Имея профессию, не обязательно затягиваться в водоворот карьеры. Если карьера не сложилась — что, жизнь потеряна? Это глупость и тупиковая ситуация. Человеку бывает достаточно существовать в социуме тем, кем он является. Возможно, человек — прекрасный рассказчик и сможет проявить себя каким-то неожиданным образом в нашем быстро меняющемся мире.

А как тогда выжить в нашем обществе, в котором считают: если ты не сделал карьеру — ты неудачник?

— Просто работать. Я не думаю, что работа должна быть самой важной в жизни. Нельзя ставить карьеру во главу угла. Не все ведь достигают успеха в карьере!.. Достаточно сменить ориентиры, переключиться на друзей, на семью. Работой вы зарабатываете на жизнь, но работаете-то для чего-то более важного, правда?

Как выжить в фирме-серпентарии?

— Человек, если по-простому, должен искать свою стаю, искать людей-единомышленников. Потому что эти люди могут вас усилить, именно с ними вы можете почувствовать вкус к жизни. Так же как и в семье: если все постоянно ругаются, друг друга оскорбляют — надо разводиться. Современное общество это позволяет. Ищите другую «стаю», других людей. Не надо превращать свою жизнь в ад. Также и с работой, вы должны найти свой коллектив или конкретного человека, с которым вам будет интересно, который вам что-то дает, вы даете ему что-то взамен. Если взаимообмена не существует и вы постоянно отдаете, то вам физически становится тяжело и скучно. Нужно найти работу, которая «напитывает» вас энергией, придает душевные силы. Представляете, человек приходит на работу, проводит там 8–9 часов, и ему совершенно не интересно. Я себе в своей жизни такого не представляю.

А если за большую зарплату?

— Думаете, это надолго? Человек ведь себя разрушает… Нужно искать людей, с которыми интересно. Это же ваша жизнь, она здесь и сейчас!

У Y не бывает ощущения перегрузки информацией. А это как Вы используете?

— В этом возрасте мозг меньше перегружается, поэтому такой период — самая активная стадия обучения, когда можно нагружать человека знаниями и информацией, происходит созревание человека как профессионала. До 30 лет человек легче концентрируется на многозадачности.

Как организовываете свое время и какие советы можете дать руководителям. Как контролировать себя и своих подчиненных?

— Никогда не работайте сверхурочно, нужно всегда укладываться в рабочий день. Только бездельникам не хватает времени. Ночью надо спать. Не стоит зацикливаться на узкой специализации — живите шире. Тогда вы будете гораздо интереснее и, как следствие, успешны. И никогда не думайте о деньгах — это всего лишь оплата вашего времени. Никогда не работайте с дураками. Люди должны быть в команде равными и интересными вам. Только талантливые люди могут привести вас у успеху.

Беседовала Вера Чернова Журнал Управление Персоналом

ПОКОЛЕНИЕ Y БОЛЕЕ ОБРАЗОВАННОЕ, ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМИ

Известность и слава. Посоветуйте как достичь известности и не потерять здравый рассудок?

— Правильно расставляйте приоритеты, и, наверное, стоит понять, что карьера — не главное. Не работайте ради работы.

Предательство. Случалось ли сталкиваться самому и случалось ли наблюдать предательства в шоу бизнесе? Если да, то какие?

— К сожалению, да. Но надо уметь прощать этих людей. Самое главное для меня, что я — не предавал. И еще: любая ваша неудача — это начало пути наверх.

Кого считаете своими учителями?

— Люди, с которыми я начинал снимать в 90-е годы, — это Георгий Рерберг, Людмила Максакова, Людмила Улицкая.

И еще много тех, кто повлиял на меня своими работами: Гарри Бардин, Георгий Данелия, Андрей Тарковский.

Чем короткометражные фильмы могут завоевать внимание сегодня?

— Сегодняшний зритель живет под большим информационным прессом: телевидение, Интернет, видео на мобильных телефонах. Конечно, Интернет постепенно побеждает, что хорошо. Но самым популярным в Интернете является что? «Перелистывание». Один и тот же формат (новости, видео, форумы) и бесконечное перелистывание, при котором меняется только содержание.

Короткометражки как раз позволяют человеку получить «перелистывание»: что-то быстро, коротко и емко (!) посмотреть, потом еще, еще и так далее. Поэтому формат короткого метра для Интернета — это победный формат, за ним будущее. Но разница между полуторачасовым фильмом и коротким метром — колоссальная. Полуторачасовая история погружает, обволакивает, удерживает внимание, что, конечно, сложнее и требует владения профессией. Короткометражку создать много легче, да и ограничений практически не существует: лучшая камера — та, которая у вас в руках; монтажная программа — та, которую вы освоили, сценарий — тот, который вы написали. Дайте волю своей фантазии, отталкивайтесь от реальной истории и, главное, получите удовольствие — это ведь ваше кино!

Над чем Вы сейчас работаете?

— Сейчас идут съемки фильма «Год Белого слона». Мне захотелось снять легкое развлекательное кино — для всей семьи: чтобы было интересно и детям, и взрослым. И мы сделали все возможное — на уровне сценария и выбора актеров, чтобы это кино стало семейным фильмом. Я хочу, чтобы родители смеялись и радовались вместе с детьми: только ребенок будет видеть «первый слой», а родители, сидящие вместе с ребенком в зале, — «второй».

Съемки фильма будут проходить в Москве, потому что бюджет у нас маленький. И мы не можем себе позволить переезжать с места на место.

Автор пьесы «Год Белого слона» — Людмила Улицкая, с которой мы делали телефильм «Казус Кукоцкого». Она же принимала участие и в работе над сценарием. Помогали ей в этом сценарист (мой друг и соавтор) Владимир Малягин, с которым мы работали над фильмами «Чужие» и «На ощупь», и еще целый коллектив людей, потому что «Год Белого слона» — это детское кино, с «волшебными» спецэффектами, и поэтому потребовалось коллективное творчество, чтобы все это придумать. Но основа — произведение Людмилы Улицкой.

Знаю, что Вы не любите, когда спрашивают: о чем Ваше кино? Но профессия обязывает.

— Расскажу. Так случилось, что мальчик Гриша заболел. А когда болеешь, всегда чего-то хочется. Вот и Грише захотелось, чтобы его любимый праздник Новый год наступил прямо сейчас, среди лета. А главное — чтобы в комнате появилась зеленая и пушистая елка. И поскольку Гришу все любят, потому что у него доброе сердце, то папа, мама, любимый кот Батон и даже домовые Кирпоша и Шмиттель стали помогать Грише. Но достать елку в середине лета не так-то просто, пришлось даже колдовать. Но когда все вместе, дружно берутся за какое-то дело, пусть даже и трудное, — они его обязательно сделают. И после всяческих приключений Гриша получает елку, но самое главное — Новый год все-таки наступает летом.

Кто снимается?

— Прекрасные актеры. Роль кота Батона исполнит Александр Семчев. Роман Мадянов в роли домового Кирпоши и Татьяна Орлова в роли иностранного домового. Еще великолепные Виталий Хаев и Владимир Симонов, а также талантливое подрастающее поколение будущих российских кинозвезд.

Когда мы увидим Ваш новый фильм «На ощупь»? И что это за картина по жанру?

— Прокатчик рекомендует выходить в кинотеатры в сентябре. Думаю, так и сделаем. Это комедия, драма и много приключений, много чего неожиданного. Прекрасный Антон Шагин (герой фильма «Стиляги». — Ред.), потрясающие Александр Балуев и Валерий Баринов. Кстати, у нас с модой на формат 3D уже появилась шутка: 3D уже в прошлом, потрогай кино НА ОЩУПЬ