Избавляться от «людей-проблем» не нужно

Автор: Андрей Жирных

Андрей Жирных, исполнительный директор бизнес-единицы «Северный Урал» «Аптечной сети 36,6»

«Люди-проблемы» на поверку способны помочь компании — увидеть свои слабые места и предвидеть появление сложностей. Так считает Андрей Жирных, исполнительный директор бизнес-единицы «Северный Урал» «Аптечной сети 36,6».

«ЛЮДИ-ПРОБЛЕМЫ»

Проблемы без очков

Под «людьми-проблемами» я подразумеваю людей с критическим складом мышления, подвергающих сомнению и анализу любую поступающую информацию. Как никто другой, они могут отчетливо видеть проблему компании и погрешности в расчетах. Естественно, такие люди необходимы, ведь именно они способны смотреть на мир без розовых очков и говорить без прикрас.

Прекрасно, если такой человек работает на своем месте: «человек-проблема» может быть замечательным аналитиком, хорошим бухгалтером или аудитором. Задача руководителя определить его способность к кропотливой работе, дотошность и задать правильный вектор его деятельности.

В пример приведу нашу бывшую сотрудницу из финансового отдела. Это высококлассный специалист, она не просто видела проблемы, «вытаскивала» их, но и опережала видение ситуации на пять-шесть шагов вперед. В компанию эта сотрудница пришла девять лет тому назад рядовым специалистом и достигла высочайших результатов в своей работе, пройдя путь до финансового контролера.

«Люди-проблемы» на поверку способны помочь компании — увидеть свои слабые места и предвидеть появление сложностей. Так считает Андрей Жирных, исполнительный директор бизнес-единицы «Северный Урал» «Аптечной сети 36,6».

Единственно верным путем

Компаний без «людей-проблем» не существует. И это даже не нужно, ведь для успешного функционирования любого коллектива в нем должно сходиться множество разных характеров, дополняющих друг друга. Наказание и увольнение — это самый легкий и простой способ решения проблем и, как правило, самый неправильный.

Главной мотивацией человека для изменения поведения является его личное желание. Результат возможен только при условии, если руководство убедит человека в необходимости этих изменений и сотрудник сам начнет к этому стремиться. То есть задача руководителя не просто убедить подчиненного двигаться в одном направлении с компанией, но и убедить в том, что это единственно верное направление.

«Проблемного» сотрудника не нужно терпеть, с ним нужно постоянно работать. У каждого такого работника есть большие плюсы и небольшие минусы, так вот, если работать над этими небольшими минусами, плюсов будет становиться больше. Как правило, сплетни и интриги возникают, если в компании не развита корпоративная культура. Природа не терпит пустоты. Дисциплина во многом зависит от самого руководителя. Если он недисциплинирован, то вряд ли этого можно требовать от сотрудников.

Каждый руководитель подразделения должен хорошо знать своих подчиненных. Вовремя проведенная беседа помогает локализовать проблемное поведение сотрудника, для того чтобы оно не распространялось на всю компанию.

«ЛЮДИ-РЕШЕНИЯ»

«Решения» дробят проблемы «Люди-решения», как правило, бывают очень эффективны в сложных ситуациях — чем сложнее задача, тем интереснее таким людям ее решать. Сталкиваясь со сложностями, они мобилизуются и могут за счет дробления больших проблем на подзадачи предлагать наиболее рациональные и перспективные решения.

Главное для такого сотрудника — понимание того, что его работа востребованна и оценена по достоинству. К примеру, если у компании нет возможности штатного повышения, работу сотрудника можно отметить на общем совещании, привести в пример коллегам.

Для того чтобы вычислить «человека-решение» среди кандидатов, достаточно попросить человека рассказать о том, какие задачи ему удалось решить и каким способом он это осуществлял.

Исключительным человека делают его индивидуальные качества. Ему может недоставать каких-либо профессиональных
знаний, но он может компенсировать это своими личными качествами — увлеченностью, умением вкладывать душу в выполнение работы.

Например, наш молодой сотрудник из отдела продаж проявлял искренний интерес к логистике, и со временем этого сотрудника перевели на должность заместителя склада. На новом месте он добился серьезных успехов — ему удалось усовершенствовать складские операции, также под его руководством была существенно оптимизирована финансовая схема работы данного подразделения.

Компания — это сложный организм, в котором не может быть людей одного типа или характера, но именно это взаимодействие обладателей инвариантных компетенций позволяет ей развиваться.

Справка

ЗАО «Аптеки 36,6» основано в 1991 году. Сегодня включает 1084 аптеки в 29 регионах России. В компании работает более 9000 сотрудников. Специализация — розничная торговля товарами для красоты и здоровья.