Матрица человеческих отношений М. Стюарта

Автор: Л. Жигун

Матрица человеческих отношений М. Стюарта

Л. Жигун*

Со времени явления Д. МакГрегором научному миру менеджмента небесспорных теорий Х и Y минуло пятьдесят лет: The Human Side of Enterprise (McGraw-Hill, 1960). Мир X — в состоянии конфликта. Рабочие и менеджеры смотрят друг на друга через колючие линии фронта подозрения и недоверия. Мир Y — в состоянии умиротворения. Рабочие и менеджеры обнимают друг друга как партнеры — в желании самостоятельного исполнения заданий.

По мнению Мэтью Стюарта, источником противоречия теорий Х и Y являются конфликты людей (Theory U and Theory T / s+b, 2010). Благодаря этому взгляду на них он сформулировал теории U и Т. Теория U — Utopian — говорит, что конфликты между сотрудниками происходят в результате недопонимания. Устраните ложные предположения, которые индивидуумы держат в головах, и человеческое сообщество возвратится к естественному состоянию мира.

Теория Т — Tragic — говорит, что конфликт присущ человеческим отношениям и возникает в результате реальных расхождений интереса. Состояние мира поэтому временно. Его прочность зависит, прежде всего, не от отношений индивидуумов, а от системы их отношений. Шекспир и творцы американской

Конституции — классические T-типы.

Обе теории делают основной акцент на понятии «доверие», но принципиально по-разному. Теория U говорит, что вы строите доверие, ослабляя ваш контроль над работниками, показывая, что вы доверяете им. Теория T говорит, что вы строите доверие, демонстрируя, что все процессы находятся под контролем созданной системы, в которой за положительные результаты регулярно дается должная награда, а за плохие — следует наказание. Тем самым различие между теориями U и Т объясняется объективно складывающимися обстоятельствами.

Рассмотрение Мэтью Стюартом своей пары теорий U и Т в качестве ортогональной пары теорий Х и Y МакГрегора позволило ему построить матрицу человеческих отношений (рисунок). Она расширяет представление об управляющих воздействиях в ходе осуществления эффективных изменений.

Матрица показывает, что большая часть споров о теории Х и Y велась по диагонали «контролеры — свободолюбцы». Также становится очевидно, что наибольшие усилия от менеджеров требуются при переходе от U к T, чем при переходе от X до Y, принимая во внимание факт, что люди могут быть активными и разрушительными в то же самое время.

Менеджер - конституционалист должен расходовать более всего умственную энергию и усилие для управления. В целом теория U уверяет в том, что проблемы отношений могут быть решены изменением взгляда на мир. Теория T говорит, что решения требуют фактического изменения обстановки. U говорит, что мы можем примирить каждого, говоря напрямую.

T отвечает, что мы, вероятно, также должны идти немного на компромисс. U основывается на справедливости схем. T подчеркивает справедливость процессов. U гарантирует счастливое окончание. T обещает только временную отсрочку бедствия. Мы считаем, что применение на практике Матрицы человеческих отношений М. Стюарта позволит применять адекватные управленческие воздействия менеджеров на сотрудников организаций и улучшить результаты деятельности их организаций.