Руководители-пилигримы

Автор: И.Жижикин

Руководители-пилигримы

Игорь Жижикин

В контексте бизнеса не стоит говорить о мечтах — лучше употреблять слово «цели». Однажды я захотел пойти работать в компанию, занимающуюся телекоммуникационным бизнесом. Я просто зашел в офис этой компании, поговорил полчаса с директором, и меня взяли на работу. Так что рецепт достижения целей довольно прост: четко их сформулировать, а затем идти и делать, а не сидеть и мечтать.

Хороший руководитель редко ведет оседлый образ жизни. Сегодня он работает и развивает компанию в Москве, завтра — в Петербурге, а послезавтра отправляется, например, в Стокгольм. Если управленец эффективный и компания развивается стремительно, то зачастую требуется постоянно переезжать с места на место, чтобы расширять бизнес. Конечно, друзья и близкие не всегда могут быть рядом, поэтому ощущение одиночества, к сожалению, неизбежно.

Я сам не так давно приехал в Петербург из Москвы и только «обрастаю» новыми знакомствами. Многие люди, которые мне дороги, остались в столице. А в бизнесе друзей нет — только партнеры. И это нормально. Если долго работаешь в одной отрасли, наступает момент, когда необходимо что-то поменять, иначе наступает застой. Это может быть смена приоритетов, расширение бизнеса, но в любом случае это должен быть качественный рывок вперед.

Взбить коллектив

Об одном успешном руководителе я как-то услышал такое мнение: «Этот человек карьерист, он использует труд своих сотрудников». Я долго смеялся, потому что это нормально — максимально использовать возможности людей, помогать им реализовываться, организовывать их работу на благо компании. Моя задача — задавать цель, координировать работу, обеспечивать возможности для ее выполнения. В общем, быть лицом и мозгом компании.

Я не помню такого случая, чтобы я с кем-то не договорился. Отказ говорит о неспособности человека договариваться. На мой взгляд, всегда надо искать компромисс, чтобы были довольны обе стороны. Если же все-таки есть необходимость сказать жесткое нет, нужно объяснить, почему, и подсказать другие пути решения вопроса. При критике тоже не стоит проявлять эмоций, ни в коем случае нельзя кричать, размахивать руками. Я просто отвожу сотрудника, которым недоволен, в сторонку и рассказываю ему, что конкретно мне не нравится в его работе. Критиковать надо работу, а не человека.

Менеджер создает вокруг себя команду профессионалов и единомышленников, а не толпу людей, которые смотрят ему в рот и ловят каждое слово. Задача хорошего управленца — сбить такой коллектив, который сможет эффективно работать даже в том случае, если на место руководителя придет новый человек. Согласитесь, успешный руководитель вряд ли будет сидеть годами в своем кресле. Он должен развивать бизнес, например, в других регионах и даже странах. Более того, мне лично важно, чтобы человек был не только профессионалом, но и умел поспорить, при необходимости гнуть свою линию, вне зависимости от того, какую должность он занимает. С подчиненными должен быть открытый диалог, налажено простое общение, и это, я уверяю вас, рождает максимум доверия и желания работать именно в этой команде, именно на эту компанию. Я стараюсь следовать этим принципам.

Например, мое рабочее место находится в одном зале с моими подчиненными. Я доступен всегда, каждый имеет право со мной поспорить, не опасаясь санкций. У нас очень демократичная обстановка. Остановить меня может только одно: когда я понимаю, что поставленная задача начинает упираться в определенные вещи, которые не вписываются в мою систему координат и нарушают мои моральные принципы.

Справка

Игорь Жижикин, региональный управляющий директор «TELE2 Россия». В 1989 году окончил военное училище в Новосибирске. В 2006 году — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специализации «высшая школа корпоративного управления». Возглавил «TELE2 Санкт-Петербург» в 2009 году.